Дневной «развод»

Чуть больше недели горожане и гости города наблюдают, как днем разводится мост Лейтенанта Шмидта. Это идут подготовительные работы к испытаниям моста.

Созданная 12 июля нынешнего года приемочная комиссия должна принять его в идеальном состоянии, чтобы он прослужил людям как минимум еще 100 лет.
Работы ведутся в тесном содружестве специалистов ОАО «Мостоотряд-19», ГУП «Мостотрест» и ЗАО «Институт «Стройпроект». Сейчас, по словам руководителя группы проектного института Анатолия Федорова, «готовится испытание моста, выполняется расчет напряжений и перемещений в контрольных точках конструкций пролетных строений от испытательной нагрузки, чтобы затем их можно было сравнить с данными, полученными в натуре. Это позволит определить степень надежности конструкций и возможности моста для дальнейшей эксплуатации при высокой интенсивности движения».
Стационарный пролет
Мост Лейтенанта Шмидта, теперь внешне практически не отличающийся от старого Николаевского моста, воссоздавался по архивным фотографиям и чертежам. Специалистам сектора металлических конструкций ЗАО «Институт «Стройпроект» необходимо было применить новые конструктивные решения, чтобы мост смог выдержать современные нагрузки. «Элементы главных ферм полностью сварные. Они изготовлены из низколегированной конструкционной стали марок 10 ХСНД и 15 ХСНД, – так описывает конструкцию стационарных пролетных строений заведующий сектором Юрий Крылов. – Они объединены между собой по верхнему поясу ортотропной плитой проезжей части. По нижнему поясу – распорками поперечных связей с шагом 6 метров». Настил ортотропной плиты толщиной 14 мм подкреплен коробчатыми продольными ребрами, шаг которых составляет 640–680 мм. Нижний и верхний пояса фермы имеют коробчатое сечение, причем нижний лист верхнего пояса имеет перфорацию для обеспечения доступа во внутреннее пространство коробки. В дальнейшем через них эксплуатационные службы могут осматривать и обслуживать сложные узлы монтажных соединений верхнего пояса, ортотропной плиты и опорных диафрагм.
В середине пролета верхний и нижний пояса фермы сходятся вплотную. По мере удаления от середины пролета между поясами появляется переменная по высоте стенка, образующая за счет фигурных вырезов крестовую решетку. Фигурные вырезы с их окаймлением имитируют существующую ранее чугунную решетку моста. Над опорами верхний и нижний пояса объединены жесткой вставкой-стенкой, которая на примыкании к разводному пролету выполняет также функции опорного узла разводного пролетного строения. К нему прикреплены оси вращения, опорные части и элементы привода разводки.
Впервые в практике
мостостроениЯ
По словам специалистов, при реконструкции моста очень важно было максимально сохранить существующие конструкции опор и их фундаментов. Поэтому было предложено сделать так, чтобы стационарное пролетное строение опиралось на опору разводного пролета по оси фундамента. С этой целью ось вращения крыла разводного пролета и ось неподвижной опорной части стационарного пролета совпадают.
Это позволило сделать разводной пролет фактически консольной частью стационарного пролета, объединив разводное и стационарное пролетные строения. Такое необычное техническое решение впервые применено в практике мостостроения.
«Опирание каждой из четырех главных балок пролетного строения в наведенном положении осуществляется на ось вращения в уровне верхнего пояса, – продолжает Юрий Крылов, – а на индивидуальные опорные части – в уровне нижнего пояса. Противовесы, расположенные между балками стационарного пролетного строения, уравновешивают разводное пролетное строение. Пролетный замок – «шарнирный», и он воспринимает только поперечную силу от временной нагрузки.
Оси вращения жестко закреплены в металлоконструкциях разводного пролета, а их консольные части опирается на подшипниковый узел, закрепленный по оси опирания стационарного пролета. Оригинальными являются узлы крепления осей вращения. На других мостах, как правило, ось вращения крепилась к металлоконструкциям крыла на сварке при помощи специальных втулок и колец, подкрепленных ребрами жесткости. На мосту Лейтенанта Шмидта было принято решение применить кольца, прикрепляемые к металлоконструкциям высокопрочными болтами.
Мост приводится в движение четырьмя гидроцилиндрами, которые расположены между внутренними фермами и прикреплены к поперечным балкам крыла и стационарного пролетного строения. В разведенном положении крылья моста фиксируются замками запирания, которые установлены на опорах. Фиксация крыльев от самопроизвольного закрытия осуществляется при помощи выдвигаемых из замков ригелей».
«Такую сложную инженерную задачу, как воссоздание уникальных элементов мостового полотна разводного пролета, разработка комплекса механизмов, элементов управления ими, – говорит конструктор, – мы смогли решить совместно с авторскими коллективами субподрядных организаций – ЗАО «Промтрансавтоматика» и Балтийского государственного технического университета».

Автор:
рубрика: Городская среда
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.