Александр Караванский: «Работодатель должен быть более открытым и социально ориентированным»
Александр Караванский, председатель Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области, рассказал корреспонденту газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» Лидии Горборуковой о ситуации, которая сложилась на рынке труда в строительной отрасли, а также о важности профориентации школьников при выборе учебного заведения.
– Александр Игоревич, как обстоят дела с обеспеченностью строительной отрасли специалистами среднего профессионального и инженерного образования?
– Строительная отрасль – самая «безответственная» в этом плане по сравнению с другими сферами экономики Ленобласти. По нашим данным, здесь наблюдается самый большой разрыв в заработных платах. Цифры колеблются от 7 до 60 тыс. рублей, поэтому средняя заработная плата необъективна. Например, бетонщик в Киришском районе получает 10 тыс. рублей, в то время как в г. Сосновый Бор – 30 тыс. рублей. Маляр – от 10 тыс. рублей в Тихвинском районе до 30 тыс. рублей в Тосненском районе. Машинист бульдозера – в зависимости от организации – от 17 до 40 тыс. рублей в Кингисеппском районе. Инженер-строитель – от 20 тыс. рублей в Волосовском районе и до 44 тыс. рублей во Всеволожском районе. При этом значительную долю – около 59% – составляют вакансии с оплатой труда от 10 до 26 тыс. рублей, то есть соответствуют средней заработной плате в Ленинградской области, а 38% вакансий – с заработной платой выше средней по региону.
«Безответственно» строительная отрасль выглядит из-за того, что работодатели ведут двойную игру: не хотят брать на работу местных специалистов, говоря, что они не имеют нормальной квалификации и не готовы работать. Одновременно работодатели предлагают заработную плату, на которую никто из местных работников не соглашается. Мы не имеем права не размещать вакансию с установленной работодателем заработной платой. Она выше минимальной оплаты труда по области, но реально на 8 тыс. рублей работать никто не пойдет. А как только есть места в банке вакансий, не замещенные жителями Ленинградской области – гражданами России, работодатели имеют право заместить их приезжей рабочей силой. Хотя сейчас строительная индустрия первой встала на путь исправления ошибок, стараясь привлечь выпускников образовательных учреждений из числа местных жителей. Растет уровень зарплат.
– Каких специалистов в строительной отрасли требуется больше всего?
– Сразу отмечу, что дисбаланс спроса и предложения рабочей силы является одной из основных характеристик в развитии рынка труда Ленинградской области и всех локальных рынков труда. Сегодня в целом по региону спрос на рабочую силу в строительной сфере составляет 2226 вакансий от 130 работодателей области, что в 5,3 раза превышает количество ищущих работу граждан, имеющих строительные профессии.
По нашим данным, наиболее востребованы в строительной сфере вакансии монтажника, каменщика, бетонщика, штукатура-маляра, арматурщика, машиниста, облицовщика-плиточника. Кроме этого, сохраняется дефицит инженерно-технических работников и служащих, например не хватает инженеров, геодезистов, прорабов. За 10 месяцев 2012 года при содействии службы занятости населения Ленинградской области в сферу строительства трудоустроены 653 человека, что составляет 47,3% от обратившихся людей со строительным образованием.
Наибольшую потребность в кадрах в строительной сфере испытывает Киришский район, где нужно закрыть 557 вакансий, далее идет город Сосновый Бор, затем Всеволожский, Гатчинский и Тосненский районы.
– Можно ли социализировать выходцев из других республик, организовав какие-то курсы повышения квалификации?
– Я считаю, что это нецелесообразно. Даже если мигранты будут за себя платить самостоятельно, нам это все равно невыгодно. Сегодня есть масса законодательных инициатив, предлагающих работодателю финансировать обучение мигрантов русскому языку, повышать их квалификацию и проч. У меня сразу возникает вопрос: а для чего? Чтобы он год-два поработал и потом уехал? Может, стоит вложить эти деньги в обучение наших студентов? Потребность в специалистах строительной индустрии может быть легко обеспечена внутренним трудовым потенциалом Ленинградской области.
– Что нужно сделать, чтобы количество перешло в качество – как правильно организовать этот механизм?
– Нужно возрождать систему профориентации, которая была построена в нашей стране раньше. Вдумайтесь: выпускники школ не знают о том, какие предприятия работают сегодня на территории региона, они не знакомы с их технической оснащенностью, уровнем зарплат, социальными условиями работы. Именно на профориентацию школьников нацелено соглашение, которое заключили между собой Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области и Комитет общего и профессионального образования региона. Вся работа направлена на то, чтобы не просто популяризировать рабочие профессии, а информировать будущих специалистов, как развивается экономика на той или иной территории.
Задачей наших специалистов является оказание помощи школьнику в выборе профессии.
В каждом муниципальном районе для учащихся школ мы проводим ярмарки профессий и рабочих мест. На этих мероприятиях школьник может пройти тестирование по выбору профессии, одновременно получить консультацию учебного заведения, узнать, насколько востребована на рынке труда выбранная профессия, и, что важно, встретиться с работодателями.
Но одни органы государственной власти не в силах справиться с этой задачей. Нужно, чтобы работодатели также непосредственно участвовали в профориентации школьников.
Работодатели должны быть более открытыми и социально ориентированными: вступать в соучредители учебных заведений, формировать группы студентов к себе на практику. Губернатор Александр Дрозденко призывает заключать трехстороннее соглашение между работодателем, учебным заведением и студентом, согласно которому студент обязан остаться и отработать после окончания учебы на конкретном предприятии. Да, это не совсем гуманно – привязывать человека различными обязательствами, но у нас другого выхода нет.
– В начале ноября в Комитете по труду и занятости населения Ленинградской области состоялась встреча с делегацией коллег из Федеративной Республики Германия. Какие вопросы обсуждались, каких договоренностей удалось достичь?
– Мы договорились, что будем сотрудничать с немецкими коллегами именно в области профориентации. Нам интересен обмен технологиями работы, есть чем поделиться друг с другом. У немцев нам понравился пример передвижной инновационной мастерской, которая представляет собой мобильный центр, оборудованный под нужды того или иного производства. Она ориентирована под нужды школьников 12-16 лет. Представляете, приезжает к школе мини-ткацкая фабрика или мини-цех со станками по обработке металла. На базе мастерской учащимся под руководством мастера-наставника предоставлена возможность испытать свои технические навыки и способности по профессиям электроники и строительства, выбрать местом учебы соответствующие профтехучилища. У нас пока таких возможностей нет. Но мы должны идти в этом направлении и развивать свою технологическую базу.
С другой стороны, по оценке немецких коллег, у нас на высоком уровне находится система по раннему выявлению способностей и предпосылок у ребенка. Они это признали и были удивлены теми материалами и программными продуктами, которые мы используем. Теперь к этому нужно и практику приложить. Кроме возрождения учебно-производственных комбинатов мы собираемся заняться профориентацией ребят, которые уже учатся в учреждениях среднего и профессионального образования. Я считаю, что нужно работать со всеми. Профориентация в нашем понимании – это не только разговор о специальности, но это выбор учебного заведения. Мы предлагаем подойти к этому вопросу комплексно, и сейчас пытаемся внедрить этот подход в жизнь.
– С профориентацией школьников понятно, а как быть с повышением квалификации работающих специалистов? Есть уже несколько совместных российско-финских программ. Например, проект Lenedu предполагает создание учебного центра по повышению квалификации. Деньги выделяет Евросоюз и участники проекта. Что думаете по этому поводу?
– Обмен опытом с зарубежными странами – это замечательно, но у нас есть масса предприятий, которые занимаются обучением своих сотрудников внутри компаний. Именно это направление, на мой взгляд, и следует развивать дальше, приводить в систему. Нужно понимать, что, выходя из учебных заведений без определенной практики, ребята не могут получить высокий разряд. И многие предприятия на территории Ленобласти, зная это и привлекая их на работу, проводят небольшой курс обучения либо устраивают стажировки. Примером таких организаций служат не только предприятия с иностранным капиталом – «Форд», «Кнауф», – но и отечественные производители: «Киришинефтеоргсинтез», Тихвинский вагоностроительный завод и др.
– Александр Игоревич, как обстоят дела с обеспеченностью строительной отрасли специалистами среднего профессионального и инженерного образования?
– Строительная отрасль – самая «безответственная» в этом плане по сравнению с другими сферами экономики Ленобласти. По нашим данным, здесь наблюдается самый большой разрыв в заработных платах. Цифры колеблются от 7 до 60 тыс. рублей, поэтому средняя заработная плата необъективна. Например, бетонщик в Киришском районе получает 10 тыс. рублей, в то время как в г. Сосновый Бор – 30 тыс. рублей. Маляр – от 10 тыс. рублей в Тихвинском районе до 30 тыс. рублей в Тосненском районе. Машинист бульдозера – в зависимости от организации – от 17 до 40 тыс. рублей в Кингисеппском районе. Инженер-строитель – от 20 тыс. рублей в Волосовском районе и до 44 тыс. рублей во Всеволожском районе. При этом значительную долю – около 59% – составляют вакансии с оплатой труда от 10 до 26 тыс. рублей, то есть соответствуют средней заработной плате в Ленинградской области, а 38% вакансий – с заработной платой выше средней по региону.
«Безответственно» строительная отрасль выглядит из-за того, что работодатели ведут двойную игру: не хотят брать на работу местных специалистов, говоря, что они не имеют нормальной квалификации и не готовы работать. Одновременно работодатели предлагают заработную плату, на которую никто из местных работников не соглашается. Мы не имеем права не размещать вакансию с установленной работодателем заработной платой. Она выше минимальной оплаты труда по области, но реально на 8 тыс. рублей работать никто не пойдет. А как только есть места в банке вакансий, не замещенные жителями Ленинградской области – гражданами России, работодатели имеют право заместить их приезжей рабочей силой. Хотя сейчас строительная индустрия первой встала на путь исправления ошибок, стараясь привлечь выпускников образовательных учреждений из числа местных жителей. Растет уровень зарплат.
– Каких специалистов в строительной отрасли требуется больше всего?
– Сразу отмечу, что дисбаланс спроса и предложения рабочей силы является одной из основных характеристик в развитии рынка труда Ленинградской области и всех локальных рынков труда. Сегодня в целом по региону спрос на рабочую силу в строительной сфере составляет 2226 вакансий от 130 работодателей области, что в 5,3 раза превышает количество ищущих работу граждан, имеющих строительные профессии.
По нашим данным, наиболее востребованы в строительной сфере вакансии монтажника, каменщика, бетонщика, штукатура-маляра, арматурщика, машиниста, облицовщика-плиточника. Кроме этого, сохраняется дефицит инженерно-технических работников и служащих, например не хватает инженеров, геодезистов, прорабов. За 10 месяцев 2012 года при содействии службы занятости населения Ленинградской области в сферу строительства трудоустроены 653 человека, что составляет 47,3% от обратившихся людей со строительным образованием.
Наибольшую потребность в кадрах в строительной сфере испытывает Киришский район, где нужно закрыть 557 вакансий, далее идет город Сосновый Бор, затем Всеволожский, Гатчинский и Тосненский районы.
– Можно ли социализировать выходцев из других республик, организовав какие-то курсы повышения квалификации?
– Я считаю, что это нецелесообразно. Даже если мигранты будут за себя платить самостоятельно, нам это все равно невыгодно. Сегодня есть масса законодательных инициатив, предлагающих работодателю финансировать обучение мигрантов русскому языку, повышать их квалификацию и проч. У меня сразу возникает вопрос: а для чего? Чтобы он год-два поработал и потом уехал? Может, стоит вложить эти деньги в обучение наших студентов? Потребность в специалистах строительной индустрии может быть легко обеспечена внутренним трудовым потенциалом Ленинградской области.
– Что нужно сделать, чтобы количество перешло в качество – как правильно организовать этот механизм?
– Нужно возрождать систему профориентации, которая была построена в нашей стране раньше. Вдумайтесь: выпускники школ не знают о том, какие предприятия работают сегодня на территории региона, они не знакомы с их технической оснащенностью, уровнем зарплат, социальными условиями работы. Именно на профориентацию школьников нацелено соглашение, которое заключили между собой Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области и Комитет общего и профессионального образования региона. Вся работа направлена на то, чтобы не просто популяризировать рабочие профессии, а информировать будущих специалистов, как развивается экономика на той или иной территории.
Задачей наших специалистов является оказание помощи школьнику в выборе профессии.
В каждом муниципальном районе для учащихся школ мы проводим ярмарки профессий и рабочих мест. На этих мероприятиях школьник может пройти тестирование по выбору профессии, одновременно получить консультацию учебного заведения, узнать, насколько востребована на рынке труда выбранная профессия, и, что важно, встретиться с работодателями.
Но одни органы государственной власти не в силах справиться с этой задачей. Нужно, чтобы работодатели также непосредственно участвовали в профориентации школьников.
Работодатели должны быть более открытыми и социально ориентированными: вступать в соучредители учебных заведений, формировать группы студентов к себе на практику. Губернатор Александр Дрозденко призывает заключать трехстороннее соглашение между работодателем, учебным заведением и студентом, согласно которому студент обязан остаться и отработать после окончания учебы на конкретном предприятии. Да, это не совсем гуманно – привязывать человека различными обязательствами, но у нас другого выхода нет.
– В начале ноября в Комитете по труду и занятости населения Ленинградской области состоялась встреча с делегацией коллег из Федеративной Республики Германия. Какие вопросы обсуждались, каких договоренностей удалось достичь?
– Мы договорились, что будем сотрудничать с немецкими коллегами именно в области профориентации. Нам интересен обмен технологиями работы, есть чем поделиться друг с другом. У немцев нам понравился пример передвижной инновационной мастерской, которая представляет собой мобильный центр, оборудованный под нужды того или иного производства. Она ориентирована под нужды школьников 12-16 лет. Представляете, приезжает к школе мини-ткацкая фабрика или мини-цех со станками по обработке металла. На базе мастерской учащимся под руководством мастера-наставника предоставлена возможность испытать свои технические навыки и способности по профессиям электроники и строительства, выбрать местом учебы соответствующие профтехучилища. У нас пока таких возможностей нет. Но мы должны идти в этом направлении и развивать свою технологическую базу.
С другой стороны, по оценке немецких коллег, у нас на высоком уровне находится система по раннему выявлению способностей и предпосылок у ребенка. Они это признали и были удивлены теми материалами и программными продуктами, которые мы используем. Теперь к этому нужно и практику приложить. Кроме возрождения учебно-производственных комбинатов мы собираемся заняться профориентацией ребят, которые уже учатся в учреждениях среднего и профессионального образования. Я считаю, что нужно работать со всеми. Профориентация в нашем понимании – это не только разговор о специальности, но это выбор учебного заведения. Мы предлагаем подойти к этому вопросу комплексно, и сейчас пытаемся внедрить этот подход в жизнь.
– С профориентацией школьников понятно, а как быть с повышением квалификации работающих специалистов? Есть уже несколько совместных российско-финских программ. Например, проект Lenedu предполагает создание учебного центра по повышению квалификации. Деньги выделяет Евросоюз и участники проекта. Что думаете по этому поводу?
– Обмен опытом с зарубежными странами – это замечательно, но у нас есть масса предприятий, которые занимаются обучением своих сотрудников внутри компаний. Именно это направление, на мой взгляд, и следует развивать дальше, приводить в систему. Нужно понимать, что, выходя из учебных заведений без определенной практики, ребята не могут получить высокий разряд. И многие предприятия на территории Ленобласти, зная это и привлекая их на работу, проводят небольшой курс обучения либо устраивают стажировки. Примером таких организаций служат не только предприятия с иностранным капиталом – «Форд», «Кнауф», – но и отечественные производители: «Киришинефтеоргсинтез», Тихвинский вагоностроительный завод и др.
рубрика:
Власть