Институт экспертизы в неустойчивом положении
Границы между государственной и негосударственной экспертизой были стерты еще в апреле 2012 года. Застройщики получили право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий в том числе и в коммерческие структуры. Несмотря на то что нормы Градостроительного кодекса РФ вступили в силу больше полугода назад, кардинальных изменений участники рынка не заметили. Хотя в целом реформу называют положительной. По мнению большинства экспертов, прошло не так много времени, на переходный период потребуется больше года.
Владимир Андреев, управляющий партнер NAI Becar Projects, отмечает, что все проекты, которые были заявлены до апреля 2012 года, к тому времени уже успели пройти государственную экспертизу. Проекты же, заявленные после введения негосударственной экспертизы проектной документации, еще не успели дойти до стадии экспертизы, поэтому о реальных изменениях можно будет говорить только через год.
Денис Давыдов, президент совета СРО НП «Проектировщики Северо-Запада», уверен, что рынок между государственной и негосударственной экспертизой распределится примерно поровну – крупные заказчики, особенно бюджетные, в основном останутся в государственной структуре, а новаторские и небольшие проекты по большей части будут переходить в частные руки. «Сначала часть проектировщиков, ошибочно полагая, что в негосударственной экспертизе снизится уровень требований к качеству проектирования, постарается в большом объеме перетащить свои проекты в негосударственную экспертизу. Однако убедившись, что все не так просто и за плохое качество проектирования придется отвечать так же, как и в государственной, будут подстраиваться под новые условия», – говорит эксперт.
По его словам, чтобы недобросовестные экспертизы не устраивали демпинг и не перетягивали на себя большой объем проектов с дальнейшим логичным снижением качества экспертных работ, ведется речь о возможном регулировании ценообразования негосударственных экспертиз. Конкуренция должна касаться качества экспертизы проектов, набора услуг и «технологичности» процесса. В результате на рынке останутся только наиболее серьезные компании, с состоявшимся и уважаемым именем.
Арсений Васильев, генеральный директор управляющей компании группы «УНИСТО Петросталь», главным положительным изменением считает сокращение сроков проведения негосударственной экспертизы. «Пока о порядке судить еще рано, все зависит от квалификации того эксперта, к которому вы обращаетесь с целью проведения негосударственной экспертизы. Чем проще процедура, тем рынок прозрачнее и оперативнее, а чем быстрее рынок, тем выше качество, которого может добиться застройщик, так что можно ждать только положительных моментов от этих изменений», – отмечает господин Васильев.
Еще одним новшеством в законодательстве стало то, что в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий застройщик или технический заказчик в течение трех лет может обжаловать заключение экспертизы в экспертной комиссии Министерства регионального развития Российской Федерации.
По мнению Екатерины Богдановой, ведущего юриста компании IQ, появление негосударственной экспертизы дало возможность проверять проектные решения еще на этапе проектной подготовки. «Это очень хорошее поле для инноваций в проектировании. Не секрет, что наука не стоит на месте, появляются новые материалы, технологии и оборудование, которые оптимизируют производство последующих строительных работ для снижения себестоимости строительства и улучшения эксплуатационных качеств будущих объектов. Государственная экспертиза, принимая проект в полном объеме и имея очень жесткие сроки на выдачу итогового заключения, подчас не может всесторонне изучить вопрос с авторскими идеями, и проектировщик заходит в тупик. Негосударственная экспертиза позволяет найти решения в более оптимальном режиме, в результате внедряются новые технологии и материалы», – считает госпожа Богданова.
Владимир Андреев, управляющий партнер NAI Becar Projects, отмечает, что все проекты, которые были заявлены до апреля 2012 года, к тому времени уже успели пройти государственную экспертизу. Проекты же, заявленные после введения негосударственной экспертизы проектной документации, еще не успели дойти до стадии экспертизы, поэтому о реальных изменениях можно будет говорить только через год.
Денис Давыдов, президент совета СРО НП «Проектировщики Северо-Запада», уверен, что рынок между государственной и негосударственной экспертизой распределится примерно поровну – крупные заказчики, особенно бюджетные, в основном останутся в государственной структуре, а новаторские и небольшие проекты по большей части будут переходить в частные руки. «Сначала часть проектировщиков, ошибочно полагая, что в негосударственной экспертизе снизится уровень требований к качеству проектирования, постарается в большом объеме перетащить свои проекты в негосударственную экспертизу. Однако убедившись, что все не так просто и за плохое качество проектирования придется отвечать так же, как и в государственной, будут подстраиваться под новые условия», – говорит эксперт.
По его словам, чтобы недобросовестные экспертизы не устраивали демпинг и не перетягивали на себя большой объем проектов с дальнейшим логичным снижением качества экспертных работ, ведется речь о возможном регулировании ценообразования негосударственных экспертиз. Конкуренция должна касаться качества экспертизы проектов, набора услуг и «технологичности» процесса. В результате на рынке останутся только наиболее серьезные компании, с состоявшимся и уважаемым именем.
Арсений Васильев, генеральный директор управляющей компании группы «УНИСТО Петросталь», главным положительным изменением считает сокращение сроков проведения негосударственной экспертизы. «Пока о порядке судить еще рано, все зависит от квалификации того эксперта, к которому вы обращаетесь с целью проведения негосударственной экспертизы. Чем проще процедура, тем рынок прозрачнее и оперативнее, а чем быстрее рынок, тем выше качество, которого может добиться застройщик, так что можно ждать только положительных моментов от этих изменений», – отмечает господин Васильев.
Еще одним новшеством в законодательстве стало то, что в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий застройщик или технический заказчик в течение трех лет может обжаловать заключение экспертизы в экспертной комиссии Министерства регионального развития Российской Федерации.
По мнению Екатерины Богдановой, ведущего юриста компании IQ, появление негосударственной экспертизы дало возможность проверять проектные решения еще на этапе проектной подготовки. «Это очень хорошее поле для инноваций в проектировании. Не секрет, что наука не стоит на месте, появляются новые материалы, технологии и оборудование, которые оптимизируют производство последующих строительных работ для снижения себестоимости строительства и улучшения эксплуатационных качеств будущих объектов. Государственная экспертиза, принимая проект в полном объеме и имея очень жесткие сроки на выдачу итогового заключения, подчас не может всесторонне изучить вопрос с авторскими идеями, и проектировщик заходит в тупик. Негосударственная экспертиза позволяет найти решения в более оптимальном режиме, в результате внедряются новые технологии и материалы», – считает госпожа Богданова.
рубрика:
Власть
автор:
Ксения Кибич