Морской порт Усть-Луга ушел в рост

Морской торговый порт «Усть-Луга» с каждым годом становится все более значимой «точкой роста» на карте Ленинградской области. И сегодня наряду с увеличением портовых мощностей здесь активно создается припортовая индустриальная зона и новый современный город.

После завершения строительства всех терминалов «Усть-Луга» станет крупнейшим на Балтике глубоководным портом. К 2018 году здесь будет работать 20 терминалов, а грузооборот достигнет 180 млн тонн.
Точкой отсчета в работе порта «Усть-Луга» стал ввод в 2002 году эксплуатацию первой очереди угольного терминала. В роли заказчика-застройщика выступила компания ОАО «Ростерминалуголь», в роли инвестора – ОАО «Угольная компания Кузбассразрезуголь». В 2012 году терминал достиг полной проектной мощности – 12,4 млн тонн угля. Также в этом году вышел на полную мощность 4,6 млн тонн грузов многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2», предназначенный для перевалки контейнерных, генеральных, а также накатных грузов, в том числе новых импортных автомобилей.
Важным этапом развития порта стала реализация масштабного проекта создания нового маршрута по отправке на экспорт российской нефти и нефтепродуктов БТС-2. Именно Усть-Луга была выбрана в качестве конечной точки второй Балтийской трубо­проводной системы.
Сейчас в порту введен терминал по перевалке нефтепродуктов, грузооборот первой очереди которого запланирован на уровне 20 млн тонн. В дальнейшем его грузооборот возрастет до 30 млн нефтепродуктов в год. Введен терминал по перевалке сырой нефти и нефтебаза, рассчитанный на 30 млн тонн черного золота в год.
Развитие порта набирает обороты: в Усть-Лугу уже переориентированы грузопотоки нефтепродуктов, нефти, угля и новых автомобилей.
Следующим шагом в развитии порта станет ввод комплекса перевалки стабильного газового конденсата, запуск первой очереди которого состоится в 2013 году. Комплекс будет перерабатывать стабильный газовый конденсат и продукты его фракционирования (нафты, дизельного топлива, авиационного керосина, мазута) и отправлять на экспорт. К 2016 году комплекс должен достичь полной мощности 6 млн тонн грузов в год. Заказчик-застройщик комплекса – ООО «НОВАТЭК-Усть-Луга», инвестор – ОАО «НОВАТЭК».
Практически завершено строительство комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов, ввод которого также состоится в 2013 году. Планируемый годовой грузооборот – до 4 млн тонн. Заказчик-застройщик – ООО «СИБУР-Портэнерго», инвестор – ЗАО «СИБУР-Холдинг».
На 2015 год запланирован ввод терминала минеральных удобрений, который строит компания ООО «ЕвроХим «Терминал Усть-Луга». В роли инвестора выступает ОАО «Еврохим». Мощность перевалки составит 5 млн тонн удобрений в год.
ЗАО «Объединенная металлургическая компания» планирует инвестировать в строительство металлургического терминала мощностью до 6 млн тонн в год. Строительством комплекса займется ООО «Балтийский металлургический терминал».
В 2011 году проект комплексного развития порта и прилегающей территории, разработанный ОАО «Компания Усть-Луга», получил статус приоритетного инвестиционного проекта Северо-Западного федерального округа.
Результатом комплексного развития территории, прилегающей к порту, станет формирование в Ленинградской области крупного промышленно-экономического рай­она федерального значения. Для решения этой задачи в период до 2030 года в районе Лужской губы намечено создать нескольких взаимосвязанных кластеров: транспортно-логистического, промышленного, агропромышленного, рекреационного, а также сити-кластера.
Ядром становления Усть-Луги в качестве современного индустриального центра послужит морской торговый порт. Рядом с ним будет создана припортовая промзона для размещения производственных предприятий различного профиля.
На сегодня уже подписаны меморандумы о намерениях с некоторыми якорными инвесторами, предприятия которых будут использовать отдельные виды сырья и материалов, переваливаемых портовыми терминалами. Например, нефть, которая приходит в Усть-Лугу по БТС-2.
Ожидается, что развитие индустриальной зоны позволит обеспечить к 2030 году увеличение налоговых поступлений в бюджет Ленинградской области на 20% и валового регионального продукта на 10%.
В рамках проекта будет создано более 17 тыс. рабочих мест на предприятиях и около 7 тыс. мест на терминалах порта. Поэтому уже сейчас ведется работа по строи­тельству нового города на 34,5 тыс. жителей, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
рубрика: Инвестиции
автор: Сергей Дмитриев
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.