Александр Орт:«Мы работаем в режиме диалога»

За последние полгода появилось большое число законодательных нововведений. Регионам передали дополнительные полномочия в сфере государственного строительного надзора и экспертизы. В Санкт-Петербурге эти полномочия делегировали Службе государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

О переменах, которые произошли в законодательстве, о планах и перспективах мы беседуем с начальником Службы государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Александром Ортом.

– За прошедшее время на разных уровнях, в разных аудиториях мы пытались донести до строителей, инвесторов и бизнес-сообщества те перемены, которые произошли в законодательстве. Получается, что в начальной стадии пытаются прочитать закон только в той части, которая их в большей степени устраивает. А вот суть закона либо то, что написано между строк, как правило, выпадает из внимания. Поэтому мы с начала года и до сих пор разбираемся с этими вопросами. Уже очерчен определенный круг наработок не только с точки зрения комментариев самого закона, но уже и с практической стороны его применения. В рамках выставки «Батимат» на семинарах и круглых столах будем рассматривать эти вопросы – что уже состоялось, что удалось, а где еще необходимо дорабатывать законодательство. Мы уже сейчас аккумулируем ряд вопросов, которые будем направлять и в Госдуму, и в федеральное правительство, чтобы в очередных поправках к Градостроительному кодексу (а я уверен, что они будут, они уже сейчас прорабатываются) голос народа был услышан.

– Какие вопросы оказались наиболее проблемными?
– Из наиболее острых моментов – то, что в законодательстве практически полностью выпал целый раздел – приемка в эксплуатацию объектов, построенных ранее, но своевременно не предъявленных комиссии (это как раз то, что было предусмотрено в нашем ТСН, а ТСН, к сожалению, отменили). Существует распоряжение Росстроя не принимать на экспертизу проекты, начатые строительством, либо находящиеся в строительстве. Круг замкнулся, и из-за правового вакуума к нам приходят десятки организаций с просьбой оказать какое-то содействие. Но законодательного выхода я не вижу. Этот вопрос оказался ничейным, и мы рекомендуем организациям идти в суд. По нашим данным, таких объектов в городе больше сотни, некоторые из них были построены еще по решению Ленгорисполкома. Они эксплуатируются, выпускают продукцию, а по сегодняшнему законодательству квалифицируются как самострой, и их нельзя ни сдать, ни принять в эксплуатацию. Это не только петербургская проблема, это проблема российского масштаба, и решать ее нужно на федеральном уровне.

– А что можно решить на уровне города?
– На уровне города также возможно решить ряд вопросов. К примеру, вернуться к ТСН либо принять местный закон, который позволял бы нам использовать ТСН. Правильнее было бы, чтобы федерация делегировала полномочия на места для решения этой проблемы.

– Ну, какие-то полномочия уже делегированы?
– О каких-то полномочиях говорить не приходится – они четко обозначены не только Градостроительным кодексом, но уже и двумя постановлениями правительства, в которых полномочия делегированы Службе. Сегодня есть четкое разграничение полномочий между федеральной и региональной службами как по экспертизе, так и по надзору. За федерацией – надзор только в части особых объектов – те объекты, что выше 100 метров, глубже 10 метров, определенные тепловые параметры, напряжение, химия, особо опасные и спецобъекты, строительство на шельфе, на границе двух субъектов РФ. Все эти моменты четко прописаны. Мы внесли все необходимые изменения в законодательную базу, которые подтверждены постановлениями правительства Санкт-Петербурга. Поэтому у нас полная ясность и полное понимание. Тем более что мы являемся лидерами в своей области. Кстати, правительство Москвы приглашает нас выступить в сентябре этого года на конференции с докладом о том опыте, который наработан в Санкт-Петербурге. То есть мы впереди даже нашей столицы. Росстрой также рекомендовал регионам при создании служб надзора и экспертизы изучить и применить опыт Санкт-Петербурга.

– Для выполнения функций, которые были переданы от федеральных органов, было решено увеличить штаты Службы. Укомплектована ли сейчас численность?
– Сейчас мы завершаем формирование штатной численности, штатного расписания, но сталкиваемся с другой проблемой – людей сажать некуда, у нас нет помещений. Службе приходится размещать сотрудников в неприспособленных помещениях, и там вести прием посетителей – это коридоры, подсобные помещения и так далее. А вновь принимаемых людей нам приходится временно размещать на рабочие места сотрудников, находящихся в отпусках. Но скоро сезон отпусков закончится…
Проблема отсутствия помещений мешает и тормозит работу. Губернатор Валентина Матвиенко дала поручение на самом высоком уровне решить эту проблему и предоставить Службе необходимые помещения.

– А на сколько человек увеличился штат сотрудников?
– Штат увеличился на 50 человек – это штатные сотрудники. Но мы привлекаем еще и внештатных сотрудников, которые также приходят на работу к 9 утра и работают до 18 часов. Они оформлены по договору и выполняют такую же работу, а размещать их негде. А если Служба не может привлечь необходимое количество экспертов, то сроки рассмотрения проектов могут необоснованно затягиваться. И только из-за того, что сотрудников разместить негде.

– А сколько Службе необходимо квадратных метров?
– С учетом перебазирования с Лиговского проспекта необходимо около 2 тысяч квадратных метров, с учетом того, что Службе надо еще делать дополнительный архив. Буду надеяться, что в ближайшее время этот вопрос решится, и поручение губернатора будет выполнено.
Мы пока стараемся выдерживать сроки, запись у нас обычно за неделю—полторы. А сейчас предварительная запись растягивается уже на месяц, и не исключено, что уже в сентябре срок рассмотрения может «перевалить» за два месяца. Но я этого очень не хочу. Мы со строителями работаем в режиме диалога, стараемся где-то помочь, где-то подсказать, рассмотреть побыстрее в зависимости от значимости проекта и задач, поставленных губернатором города и правительством, корректируем свою работу.
С 2007 года было выдано 200 положительных заключений и 80 отрицательных. И половина из этих отрицательных заключений выданы потому, что у застройщиков отсутствует градостроительный план проекта, который должен присутствовать в обязательном порядке в составе документов, представляемых на рассмотрение в экспертизу. Решено все, но градостроительного плана нет. Мы составили список объектов, которые находятся в экспертизе, передали в КГА, но пока решения нет. А прокуратура контролирует нас очень строго – нет градостроительного плана – не имеешь права выдавать положительное заключение.
А после выдачи отрицательного заключения застройщику (после устранения выданных замечаний), придется заплатить еще 30 процентов за повторную экспертизу.

– Есть ли в числе отрицательных заключений замечания по работе проектировщиков?
– Могу официально заявить, что только 5 процентов проектов, которые поступают на экспертизу, разработаны без значительных нарушений строительных норм и правил и не требуют доработки.

– Почему?
– Неполные проекты, неполные разделы, неполные пояснительные записки, несоответствие заданиям на проектирование тому, что сделали проектировщики. Многие проектировщики идут на поводу у своих заказчиков и, условно говоря, рисуют своей рукой, а эту руку держит заказчик, не глядя на нормативные документы.

– Александр Иванович, как Вы считаете, Служба сейчас стала работать жестче или мягче?
– Я бы не хотел, чтобы говорили, что мы стали работать жестче или мягче. Мы прекрасно понимаем, с кем и как можно работать – кому можно поверить, а с кем работать официально до последней запятой.

– У Вас есть «черный» список?
– «Серый» список есть, и не только список с названиями организаций, нельзя забывать и человеческий фактор – мы понимаем, у кого слово твердое, и у кого слово с делом расходится – тоже знаем.
– С Вашей точки зрения, работа по новому законодательству сделает жизнь застройщиков проще?
– Внешне законодательство упрощает работу застройщика. А с другой стороны, все законодательные акты остались без изменений. К примеру, передали в ведение Службы СЭС и экологию – это не значит, что мы совсем другими глазами будем смотреть на проекты, и требования, которые были в тех ведомствах, остались. Те, кто мечтал, что с нового года проснется и все станет розовым – ошибались. Просто те мытарства, которые они проходили в разных местах – сначала в СЭС, потом в экологии, потом у пожарных – теперь все сошлись сюда, в разные двери одной Службы.
Не могу сказать, что застройщикам стало абсолютно проще и легче. Во всяком случае в этом году я не вижу, чтобы было легче. Мы учимся, и нам надо кое в чем перестраиваться и кое в чем переналаживать свою работу. Кроме того, и застройщикам тоже многое было непонятно до мая—июня – куда идти, с чем идти. Сейчас это уже чисто механически понятно, а теперь нам свою работу надо отрегулировать так, чтобы была единая цепь без всяких порванных звеньев.

– Существует ли проблема со специалистами в Службе?
– Не так давно в Мурманске и Архангельске закрыли отделения службы госстройнадзора, а их функции передали в федеральные органы, которые располагаются в Петербурге. Естественно, что специалисты из этих городов в Петербург не поехали, и теперь и нам, и федеральному органу нужно искать специалистов. Вот и получается, что где лучше условия, кто больше платит, – туда специалисты и идут. Тем более специалистов такого класса, которые по уровню должны быть выше проектировщика, который приносит на экспертизу проект, найти не просто. Мне нужен специалист, который должен учить проектировщика. И набор сотрудников для отдела экспертизы – это действительно проблема.

– Как помимо штрафов можно наказать компанию-нарушителя?
– Мы, конечно, ждали законодательных поправок по большим штрафам, и это сработало – теперь уже застройщик идет на все, чтобы не довести дело до составления протокола. Это реальная палка, удар которой ощущается сразу. Кроме того, законодательством предусмотрена в случае неоднократного нарушения и игнорирования замечаний приостановка строительства конкретного объекта на срок 90 суток. Это не простая работа, но у нас теперь усилена юридическая служба и появился результат – есть решение суда от 18 июля о приостановлении деятельности ООО «Строительная компания «С.Э.Р.» за строительство без разрешения по адресу Королева, 7. Важно, что лед тронулся. А материалов таких еще много; работа без разрешений – это самое распространенное нарушение. Сейчас в процессе рассмотрения находятся порядка 15 подобных дел.

– Что бы Вы хотели пожелать строителям накануне их профессионального праздника?
– Я всегда желаю строителям много работы. Когда у них будет много работы, то у них всегда будет хороший бизнес, всегда будет процветать наш город. По итогам каждого года есть такие результаты, которые приятно не только озвучивать, но и видеть их на улицах города.
А противоречия, разногласия – это рабочие моменты, мы их всегда отрегулируем, если работа будет вестись в режиме диалога, ведь партнерство и взаимопонимание – это дорога с двусторонним движением. Хочу пожелать успехов и процветания фирмам, процветания в семье, счастья, всего-всего. Ведь День строителя – это действительно праздник, большой и знатный.

Автор:
рубрика: Тенденции и перспективы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.