Город без двойных стандартов

Накануне Дня строителя главный архитектор Санкт-Петербурга Александр Викторов отметил трехлетие своего пребывания в этой должности. Но наша беседа – не отчет о проделанной работе, а разговор об архитектурном будущем Северной столицы на фоне строительного бума.

– Что Вы думаете о строительных процессах, происходящих в историческом центре города, как к ним относитесь?
– Исторический центр Санкт-Петербурга – уникальная, доставшаяся нам в наследство градостроительная среда, планировочная структура которой, о чем не стоит забывать, является предметом охраны. Однако среди бесспорных памятников архитектуры присутствуют и здания, не являющиеся шедеврами, – рядовая застройка. Если здание не является предметом охраны КГИОП и находится в плачевном аварийном состоянии, то честнее возвести на его месте современный дом, чем заново воссоздав фасад, получить аккуратненький новодел. Однако следует помнить основные петербургские правила застройки и соблюдать высотный регламент, принцип брандмауэра, сомасштабность, детализацию фасадов и т.д.
Город – живой организм, и он должен развиваться. Я считаю, что даже в историческом центре Петербурга можно и нужно строить. Проживание в центре Петербурга должно быть современным, комфортным, поэтому я сторонник аккуратных, очень деликатных, точечных вкраплений в историческую ткань города, когда возникает такая необходимость. Здесь расчет на профессионализм и чувство меры архитектора.
Знаменитые петербургские дворы-колодцы – живущим в них людям нужен воздух, поэтому возможно без особого ущерба для внутридворовой архитектурной композиции убрать какую-то боковую стену, впустить во двор воздух, посадить дерево. И мы это делаем.

– Да, вопрос благоустройства города актуален, но касается это все же в основном центра Петербурга. Когда процесс затронет новые районы?
– Действительно, со стороны может казаться, что акцент сейчас на центре, так как здесь наиболее заметен контраст между парадными улицами и изнанкой кварталов – дворовыми территориями. Но активное благоустройство ведется и в периферийных районах. В новых районах Петербурга есть и районные архитекторы, и муниципальные образования, которым ничто не препятствует вкладывать средства в облагораживание внутриквартальных территорий.

– Да и архитектура окраин не в лучшую сторону отличается от центральной части Петербурга. Какое решение этой проблемы Вы видите?
– Неправильно делить город на Санкт-Петербург и Ленинград. Мы не должны сосредотачивать все внимание и все средства на развитии центра, не должны рассматривать периферийные районы в качестве своеобразных пасынков. Город един, и требования к качеству архитектуры, которые приняты в профессиональной среде и которые нужны всем жителям города, должны быть одинаковыми для всех районов Санкт-Петербурга.
Все профессионалы в один голос заявляют, что не должно быть двойного стандарта. Согласен, сложившаяся на сегодня среда обитания так называемых спальных районов далека от совершенства. Но то строительство, на которое мы можем сейчас повлиять, должно соответствовать общим требованиям. Мы должны относиться к городу как к единому организму, чтобы везде все делалось красиво и качественно.

– Какова перспектива появления в Петербурге элитных кварталов?
– Предпосылки к формированию подобных кварталов имеются, но такое жилье, скорее всего, будет появляться за пределами исторического центра. В качестве зачатка элитного квартала могу назвать «Северный Версаль», расположенный на берегу озера Лахтинский разлив на границе с Юнтоловским заказником. Однако для того чтобы назвать его элитным на все сто, необходимо, чтобы площадь участков, прилегающих к домам, была более значительной – избавиться от ощущения садоводства.

– То есть Вы полагаете, что элитные кварталы могут располагаться только в пригороде?
– Скорее, да. Потому что настоящее элитное жилье, на мой взгляд, должно отвечать таким критериям: большой отдельно стоящий коттедж, большой участок земли, однородное социальное окружение, благоустроенные прилегающие территории, отличная транспортная доступность. Раньше элитным считалось жилье с окнами на акваторию Невы в историческом центре города. Оно и сейчас в цене, особенно с видами на самые знаменитые петербургские достопримечательности – Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловскую крепость, стрелку Васильевского острова и т.д. Однако одним видом сыт не будешь – нужен паркинг, зеленая зона для прогулок с детьми и т.д., поэтому в историческом центре есть очень много ограничений для элитности.
Понятие «элита» – очень относительное, поэтому мы можем говорить о некоторых проектах, которые сейчас реализуются в Петербурге и появятся в будущем, но это, скорее, жилье высокого уровня. Вот, к примеру, Крестовский остров. Интерес к возведению жилых домов там возник в 90-х годах прошлого века, когда строительные компании по достоинству оценили его потенциал. Крестовским заинтересовались не только инвесторы, но и чиновники, разработавшие концепцию развития острова. Она наложила ограничения на высотность зданий и их площадь, а также обязала застройщиков делать отчисления в бюджет города.
Если несколько лет назад Крестовский остров можно было назвать элитным районом, то сейчас уже нет. Элитность подразумевает уединение. А какое там уединение? Никакого. Станция метро рядом, толпы народа, которые приезжают отдыхать в парк, строится стадион, который в будущем будет привлекать огромное количество посетителей. Хотя малая этажность домов и грамотные планировки квартир делают жилье на Крестовском острове весьма достойным, на мой взгляд, это жилье чуть выше комфорт-класса.
Я считаю, что надо стремиться не к формированию элитных кварталов в Петербурге, а к повышению общего уровня благоустройства всех городских кварталов. Пусть в Петербурге появляется как можно больше комфортного жилья, благоустроенных дворов и кварталов. Нужно заботиться об облике городских кварталов в целом, а также о развитии транспортной инфраструктуры. Потому что сегодня мы наблюдаем удивительную картину – многие петербуржцы, как состоятельные, так и не очень, живут в пригородах, и каждый день вынуждены испытывать огромные неудобства при въезде и выезде из города. Поэтому в настоящее время основная задача городской администрации – снять эту напряженность, решить вопросы обеспечения инфраструктурой, и если все это будет на высоком уровне, то появление элитных кварталов ждать себя долго не заставит.

– Развитие рынка загородной недвижимости могло бы идти намного быстрее, если бы был решен вопрос с транспортной доступностью. Как город намерен решать эти вопросы?
– Главным образом мы планируем решать проблему за счет кольцевой автодороги (КАД), которая в 2008 году должна быть введена, строительства крупных развязок на всех узлах пересечения с радиальными выездами, западного скоростного диаметра (ЗСД). ЗСД должен заметно улучшить ситуацию – он выведет транспорт из центра и южных районов сразу на север, что позволит разгрузить выезды через северную часть города.
Больше всего мы озабочены выводом из центра грузового транспорта. Выделено несколько территорий для развития логистики. Если сейчас грузовики, идущие в порт, забивают все подходы к нему, то в новой схеме машины остаются в районе логистических центров в Шушарах. Загрузка-разгрузка в порту контролируется через компьютерную сеть, машины не «толпятся» на подъездах к порту, а приезжают и уезжают по вызову. Когда будет построена первая очередь ЗСД до порта, они смогут делать это очень быстро.
Как вы знаете, идет активная работа по решению транспортных проблем – строительство Орловского тоннеля, строительство моста Лейтенанта Шмидта. Планируется новый мост через Неву в западной части Васильевского острова. На очереди следующий – в створе улиц Коллонтай и Большого Смоленского проспекта. Вдоль Финляндского железнодорожного моста планируется автомобильный мост. На более дальнюю перспективу – мост в створе Арсенальной набережной.

– В какой стадии сейчас проект создания сети перехватывающих парковок для тех, кто ездит на работу из области?
– Есть адресная программа размещения парковок, как внутриквартальных, так и перехватывающих, и парковок в зонах размещения транспортной инфраструктуры, количество адресов в ней составляет десятки.

– Естественно, что нынешний благоприятный инвестиционный климат, сложившийся в Петербурге, привлекает большое количество иностранных архитекторов…
– Иностранные архитекторы в нашем городе – хорошая традиция, но не нужно забывать и о своих. Постоянно расширяющаяся практика проведения архитектурных конкурсов, которой занимается Комитет по градостроительству и архитектуре, выявляет новые возможности и творческие удачи и тех, и других, так что дух здорового творческого соперничества нашему городу будет небесполезен. Кстати, заказчики сами все чаще приходят к нам и предлагают провести архитектурный конкурс. В этом я вижу залог качественной архитектуры – в творческом соревновании достойных. Мне очень хочется организовать конкурс, в котором условием допуска претендентов стало бы участие совместных команд российских и западных архитекторов – мы многому можем друг друга научить. Очень надеюсь, что это произойдет при разработке архитектурной идеи Конгресс-центра на территории Дворца Конгрессов в Стрельне – этот конкурс объявлен совсем недавно.

– Ваш Комитет провел огромную работу по внесению поправок в Генплан. Она завершена?
– Главным результатом этой работы стало то, что люди поняли значимость Генплана, нашего городского закона. Что-то принимали, от чего-то отказывались. Но в целом принципиально Генплан не был изменен. Поправок набралось больше 1000, осталось около 250, в этом году планируется их окончательно утвердить. Поправки к Генплану коснулись только трех процентов территорий.

– Есть ли вероятность, что в следующем году снова придется вносить поправки?
– Поправки в Генплан не могут носить перманентного характера. Генплан – это закон Санкт-Петербурга, и изменения должны вноситься не чаще, чем раз в пять лет.

– Чего Вы ждете от строителей?
– Профессионализма. И желаю всем участникам градостроительного процесса взаимопонимания и удачи. Пусть чаще появляются в нашем городе достойные и незаурядные объекты.

Автор:
рубрика: Градостроительство
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.