Реставраторы остались на вокзале

Железнодорожный вокзал в Новом Петергофе, уникальный памятник архитектуры, долгое время пребывал в ожидании реставрации. В этом году ему, как и железной дороге Петербург–Петергоф, исполнилось 150 лет. К юбилейной дате ОАО «Октябрьские железные дороги» выделили средства, необходимые для восстановления памятника архитектуры. Пройдены первые, наиболее трудные, этапы реставрационных работ.

Строительство вокзала в Новом Петергофе стало необходимостью в середине XIX века. В 1853 году известный придворный банкир А.Л. Штиглиц получил разрешение на постройку железной дороги между Петербургом и Петергофом. Именно тогда и был поставлен вопрос о возведении железнодорожных станций. Для строительства дороги и станций пригласили архитекторов А.И. Кракау и Н.Л. Бенуа. В результате по проектам Н.Л. Бенуа были построены три станционных здания: вокзалы в Петергофе, Стрельне и Сергиеве.
Петергофский вокзал считается одним из наиболее значимых произведений Н.Л. Бенуа. Архитектор использовал нетипичные для такого здания декоративные элементы. Здесь возрождены мотивы сугубо архаического архитектурного стиля, стиля средневековых соборов и рыцарских замков. Уникальность этого произведения в том, что декоративная сторона здания, характерная для готического стиля, не вступает в противоречие с его функциональным назначением.
Как и многие памятники архитектуры, здание вокзала сильно пострадало в военное время. Ремонтные работы проводились только в 1952–1953 годах. С тех пор здание вокзала не восстанавливалось. До прошлого года.
В конце 2006 года руководство ОАО «Октябрьские железные дороги» (ОЖД) предусмотрело средства для реконструкции вокзала с элементами реставрации. Как отмечает главный инженер дирекции пригородных перевозок «Транском» ОАО «ОЖД» Олег Липин, по предварительным оценкам, общая стоимость реконструкции вокзала составляет примерно 550 млн рублей. К настоящему времени выполнены работы на 186,5 млн рублей.
Основные работы по комплексной реставрации здания вокзала выполняет ООО «Краски города». По словам заместителя директора по реставрации ООО «Краски города» Георгия Мынзату, в течение последних семи месяцев из-за нехватки времени различные виды работ проводились параллельно. В результате реставраторы прошли один из самых сложных этапов комплексной реконструкции вокзала: воссоздали кровлю западного фасада, навесы на пассажирские платформы, декоративные решетки южного портала, цоколь, пандус, крыльцо и все декоративные элементы. Олег Липин отмечает, что самую важную и трудную часть работы составила гидроизоляция подвалов и кровли. Реставрация внутренней части здания еще впереди. Когда Петергофский вокзал будет реконструирован полностью, пока неизвестно. Это зависит от того, в какой мере ОАО «ОЖД» будет перечислять средства. В этом году ОАО «ОЖД» инвестирует в восстановление вокзала более 100 млн рублей.
По словам начальника дирекции пригородных перевозок «Транском» Виталия Григорьева, после реконструкции вокзал в Новом Петергофе не изменит своих функций. Изменится только расположение касс и прочих служебных помещений: они переедут в другой корпус здания. Вокзал же по-прежнему остается вокзалом.

Автор: Марина Голокова
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.