Мост принес Благую весть

Один из ключевых транспортных объектов города – мост Лейтенанта Шмидта – 15 августа 2007 года торжественно открылся для проезда автотранспорта. Этот день красной строкой впишется в историю города. И не только потому, что теперь он стал Благовещенским.

С приветственной речью перед собравшимися выступила губернатор города Валентина Матвиенко, которая поблагодарила генерального директора ОАО «Мостоотряд-19» Ефима Иголинского, генерального директора ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексея Журбина, Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, и всех, кто принимал непосредственное участие в реконструкции моста Лейтенанта Шмидта. «В нашем городе, — сказала Валентина Ивановна, — настоящий праздник. Мы открываем после комплексной реконструкции самый красивый мост Санкт-Петербурга. За все годы мост претерпел несколько реконструкций, но ни одна из них не была столь масштабной, как нынешняя. Возвращение исторического вида моста с использованием новых современных материалов – сложная техническая задача. Но наши прославленные петербургские мостостроители с блеском справились с ней». Действительно, нелегок был труд коллективов ОАО «Мостоотряд-19», ЗАО «Пилон», проектных институтов «Стройпроект» и «Гипростроймост-Санкт-Петербург», которые за короткий срок успешно выполнили огромную работу. Но, пожалуй, самые большие слова благодарности были высказаны в адрес дорожных рабочих, мостовиков, которые и в жару, и в холод трудились, чтобы сдать мост раньше намеченного срока. Губернатор города также сообщила, что топонимическая комиссия, основываясь на мнении большинства петербуржцев, приняла решение вернуть мосту его историческое имя. И с этого дня он будет носить имя «Благовещенский».Не исключено, что в ближайшее время историческое имя обретет и площадь перед мостом – его тезка.
История Благовещенского моста неразрывно связана с именами императора Николая I и выдающегося инженера XIX века Станислава Кербедзы.. В 1842 году император высочайше утвержденным «Положением» дал начало реализации масштабного проекта. Мост должен был соединить левый берег Невы с Васильевским островом. Как сказал директор ГУП «Мостотрест» Юрий Петров, «император имел инженерное образование и не мог позволить строительство плохого сооружения». Поэтому для реализации задуманного были приглашены выдающиеся инженеры того времени – подполковник Станислав Кербедз и генерал-лейтенант М. Г. Дестрем. В проекте были применены самые серьезные по тем временам научные инновации. «Может быть, поэтому и сегодня, — говорит Юрий Петров, - свайные основания используются в строительстве и поныне, продолжая служить нам». Как свидетельствует история, открытый 21 ноября 1850 года восьмипролетный мост стоял на мощных гранитных быках, возведенных на своеобразных искусственных подводных островах. Они, в свою очередь, были выполнены из деревянных конструкций, заполненных и обсыпанных камнем. Семь пролетов моста перекрывали арки из чугунных блоков, восьмой пролет – у берега Васильевского острова – был разводной. В середине реки опоры стояли реже и пролеты увеличивались. Символы водной стихии украшали ажурные перила моста. Газовые фонари в виде колонн коринфского ордера, поставленные на пьедестал, были изготовлены по проекту инженера Д. Цветкова. Через 4 года по проекту архитектора А. Штакеншнейдера на мосту была построена часовня в честь святого Николая-Чудотворца – покровителя моряков. Первоначальное имя — Благовещенский — мост получил от одноименной церкви, которая строилась в это же время на вновь образовавшейся от засыпки Крюкова канала площади.
К 2005 году стало ясно, что мост находится в тяжелом техническом состоянии. Поэтому главой города было принято решение: приступить к незамедлительной реконструкции. И вот теперь, через два года, Благовещенский мост перед нами предстал таким, каким его задумал Станислав Кербедз. Наряду с этим обновленный мост может гордиться техническими новинками, которые ранее не применялись нигде в мире. «Мы решали две взаимоисключающие задачи, — констатирует, генеральный директор института «Стройпроект» Алексей Журбин, — С одной стороны, создать новое транспортное сооружение, а с другой — воссоздать первоначальный облик Благовещенского моста. Совмещение двух задач – очень сложный вопрос. Мы сохранили фундаменты150-летней давности. Для этого приложили максимум усилий, чтобы при увеличении транспортной нагрузки на мост сохранилась нагрузка на фундамент. Нам удалось это сделать благодаря тонким инженерным расчетам снижения собственного веса пролетных строений, опор и т.д.». Мост, по словам Алексея Журбина, запроектирован на современные автомобильные нагрузки (под автомобили весом 80 тонн). Проезжая часть расширена в полтора раза за счет снятия трамвайных рельсов. При сооружении дорожной одежды применено самое современное асфальтобетонное покрытие, в том числе литой асфальт, который себя очень хорошо зарекомендовал на вантовом мосту. А уникальная гидротехника позволяет разводить пролеты за 4 минуты. Мост, шириной 37 метров; рассчитан на восемь полос движения (по 3,5 м каждая), имеет две полосы безопасности и два тротуара.
После того как Благовещенский мост снова стал доступен для транспорта, остается открытым вопрос об использовании дублера, который два года служил городу. Существует несколько наиболее вероятных вариантов его использования. Еще в 2005 году было высказано предположение, что мост-дублер вполне может быть использован при реконструкции Дворцового моста. Существует еще один вариант: перенести конструкцию на Крестовский остров и использовать ее по окончании строительства нового стадиона. В случае если чиновники изберут первый вариант, мосту придется «отдохнуть» на складе примерно три года: как заявила Валентина Матвиенко, через год начнется реконструкция разводных устройств Дворцового моста, а через три года — его комплексная реконструкция, проект которой уже находится в стадии разработки.
В целом на реконструкцию мостов Северной столицы за 10 лет предполагается израсходовать 20 млрд рублей из городского бюджета.

Автор: Марианна Рахман
рубрика: Cобытия и комментарии
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.