Что теряет Россия?

Рынок транспортной и складской логистики: от Европы до Китая интересовал участников II международной конференции «ПроЛОГ-2007», проходившей 29–30 августа в Санкт-Петербурге.

На пленарном заседании обсуждались основные проблемы транспортного бизнеса, стратегия дальнейшего развития транспортно-логистического комплекса в России и в Северо-Западном регионе в частности.
По словам председателя Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Николая Асаула, через Петербург проходит 20 процентов общего объема перевозок экспорта-импорта страны и 50 процентов товаров, доставляемых морским и речным транспортом. В 2006 году перевезено и переработано 277 млн тонн, из которых 40 процентов приходится на международные грузы. Большой порт Санкт-Петербурга является лидером в России по перегрузке контейнерных и рефрижераторных грузов. Его доля составляет 60 процентов в общем объеме перегрузки контейнеров. За последние годы существенно увеличился спрос на услуги транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга. За период с 2001 по 2006 годы объем перевалки грузов в Большом порту увеличился в пять раз, достигнув в 2006 году 1,5 млн условных контейнеров. За 7 месяцев текущего года контейнерооборот увеличился еще на 26 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост этот, как отметил Николай Асаул, связан и с ростом экономики страны в целом, международной торговли, и относительным ростом отраслей и производства экономики города. Сегодня Петербург является лидером в области экономического роста страны. За последний год ВРП вырос на 8,4 процента и достиг объема 84 млрд рублей. Оборот предприятий увеличился на 26 процентов и составил 2 трлн рублей, иностранные инвестиции выросли в 4 раза, составив $5,3 млрд. Внешнеторговый оборот также увеличился и достиг примерно $20 млрд. В городе активно развивается высокотехнологическая отрасль благодаря удобному географическому положению, наличию Морского порта, относительно развитой инфраструктуре, разных видов транспорта. Вместе с тем дальнейшее развитие транспортно-логистического комплекса города столкнулось с рядом трудностей. Они были вызваны, в первую очередь, недостаточной координацией различных видов транспорта, дорожной сети и терминалов складского хозяйства, а также несогласованностью инвестиционных программ и принимаемых управленческих решений государственных властей и бизнеса.
Второй причиной стало исчерпание пропускной возможности транспортной инфраструктуры и объективными причинами нехватки площадок в городе. В результате упущенная выгода Санкт-Петербурга, связанная с отставанием нашего транспортно-логистического комплекса от спроса, достигает, по некоторым оценкам, $2,5 млрд в год. В связи с этим мы видим необходимость в комплексном и плановом подходе к развитию транспортного комплекса. Для этой цели в июле нынешнего года была принята стратегия развития транспортного логистического комплекса, утвержденная правительством города. Согласно стратегии в ней выделен следующий приоритет: развитие инфраструктуры Большого порта, формирование системных тыловых терминалов («сухих» портов) и увеличение грузооборота за счет эффективности использования дефицитных припричальных территорий. Следующим по важности является создание на базе аэропорта «Пулково» регионального транспортного авиационного узла, хаба с развитием прилегающих территорий. По существу это два проекта. Первое: пассажирские перевозки. Здесь планируется удлинить концессионный конкурс по привлечению примерно 30 млрд рублей в развитие именно пассажирской инфраструктуры на условиях ГЧП. Другим направлением является увеличение грузовых перевозок. В комитете заканчивается работа по проекту планировки прилегающих территорий на площади 1700 га и планируется выделить, как минимум, 150–200 га кольцевой автодороги для формирования мощной и полноценной зоны. Очень важно, считает председатель КТТП, чтобы кольцевая автомобильная дорога имела прямую связь с грузовым перроном и аэропортом. Еще одна задача: формирование сети транспортно-логистических центров, так называемых «терминальных деревень» с выводом на кольцевую автодорогу складов временного хранения и таможенных складов. Наиболее крупная деревня сейчас формируется в Шушарах. Уже утверждена градостроительная документация, и сейчас начинаются отдельные элементы инженерной подготовки территорий. Кроме того, считает Николай Асаул, необходимо переориентировать ТЛК на работу с высокотехнологичными и экологически чистыми грузами.
Санкт-Петербург лидирует по объему привлекаемых инвестиций в развитие транспортно-логистического комплекса. В городе реализуется транспортный проект на общую сумму свыше $10 млрд. Многие из них развиваются на основе ГЧП: надземный экспресс и аэропорт «Пулково» – проект, который планируется реализовать как можно быстрее. Это и морской пассажирский терминал, ЗСД (здесь активно проходит концессионный конкурс на дальнейшее строительство). Готовится документация по Орловскому тоннелю. Всему этому способствует в большей степени принятый в Санкт-Петербурге закон. Но помимо крупных объектов, которые призваны стать локомотивами транспортного комплекса, КТТП занимается упорядочением градостроительной деятельности. В 2008 году, в соответствии с утвержденной стратегией, комитет будет разрабатывать генеральную схему размещения транспортных объектов по всем видам транспорта. Их планируется разработать до конца года. Кроме того, в настоящее время идет формирование комплексной программы развития транспортной системы города, чтобы увязать ее с федеральной программой развития транспортной системы России до 2015 года.
Вместе с тем участники конференции отметили, что состояние транспортной инфраструктуры характеризуется необустроенностью погранпереходов, отсутствием законодательной базы, определяющей правовое взаимодействие и ответственность бизнеса и монопольных структур, отсутствием координации и регулирования исполнения стратегических, среднесрочных и краткосрочных государственных программ развития транспортно-логистической отрасли на уровне ведомств и субъектов Федерации. Публичный перевозчик – РЖД – не обладает достаточным количеством подвижного состава для безусловного удовлетворения потребностей грузоотправителей в перевозках грузов по регулируемым тарифам. Меморандум, подготовленный на конференции, будет направлен в Правительство РФ и ряд других ведомств страны.

Автор: Марианна Рахман
рубрика: Тенденции и перспективы
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.