Побратим Санкт-Петербурга

Все, кто бывал в Дрездене в советские времена, наверняка помнят эти величественные развалины в центре города. Тогда туристам рассказывали, что развалины Фрауэнкирхе являются вечным напоминанием о страшной ночи c 13 на 14 февраля 1945 года, когда город ковровой англо-американской бомбардировкой был превращен в руины.

В ту ночь погибло примерно 40 тыс. человек – металл плавился, дома горели, а каменный купол, нагревшийся до тысячи градусов Цельсия, выдержал. Более того, спас примерно 300 человек, женщин и детей, спрятавшихся от бомб и пожара в недрах церкви. Через два дня, когда все люди из кирхи вышли, опоры сложились – церковь рухнула.
После войны власти вновь образованной Германской Демократической Республики приняли решение не восстанавливать ее как напоминание потомкам о произошедшем.
С 1982 года на Старой Рыночной площади возле развалин в годовщину бомбардировки стали собираться люди, вспоминая о трагедии. И возникла идея восстановить Фрауэнкирхе, построить ее заново, используя сохранившиеся камни. Воссоздать ее в том виде, какой она была задумана в 1726 году архитектором Георгом Бэром, с куполом из песчаника (кстати, это единственной такой во всем мире). В прошлом году идея была реализована: кирху восстановили так же, как когда-то построили – на пожертвования.
ТрагиЧескаЯ историЯ
Фрауэнкирхе – церковь Богоматери – была построена в Дрездене (Саксония) в 1726–1743 годах по проекту архитектора Георга Бэра. Два столетия колоколообразный купол храма украшал знаменитую панораму саксонской столицы. Дрезденская Фрауэнкирхе считалась самой большой протестантской церковью в Европе, чем саксонцы очень гордились. Предшественницей Фрауэнкирхе была одноименная церковь, которая была построена на этом месте в 1472–1539 годах. К 1722 году эта церковь настолько обветшала, что для безопасности с нее даже сняли колокола. Новый храм размером, намного превосходящим прежний, возводил по своему проекту архитектор Георг Бэр. Монументальное 95-метровое сооружение, рассчитанное на 3500 мест и увенчанное громадным и в то же время грациозным куполом, отличалось элегантной внешней простотой и великолепным внутренним убранством.
«Черной» датой в истории Дрездена стало 13 февраля 1945 года, когда англо-американская авиация нанесла по городу страшный бомбовый удар. «Дрездена больше нет», – писали газеты. Чудом уцелевшая при бомбежке Фрауэнкирхе горела, как и все вокруг. Сложенное из песчаника здание разрушилось на следующий день. Фрауэнкирхе разделила участь города: от прекрасной церкви остались руины. После войны они были сохранены и «законсервированы». Долгое время велась дискуссия: оставить ли Фрауэнкирхе в развалинах, как напоминание о войне, или восстановить церковь в ее прежнем облике.
АкциЯ-Фрауэнкирхе
В 1988 году, в год 250-летия со дня смерти Георга Бэра, автора проекта и первого руководителя строительства Фрауэнкирхе, восемь уроженцев Дрездена положили начало движению «Акция-Фрауэнкирхе» по восстановлению церкви из руин. Движение оформилось в «Общество по восстановлению Фрауэнкирхе». В Германии не менее 16 гражданских объединений занимались сбором средств на восстановление церкви. В январе 1993 года в Дрездене в районе разрушенной церкви начались археологические работы: архитекторы и реставраторы аккуратно разбирали развалины церкви на камни, фрагменты, осколки… Их измеряли, фотографировали, сравнивали, данные заносили в компьютер, определяя, где именно тот или иной камень или фрагмент находился в теле старой церкви. Рядом с развалинами Фрауэнкирхе на длинных стеллажах было размещено более 8 тысяч пронумерованных фрагментов стен и перекрытий и более 90 тысяч камней стеновой кладки.
Решено было воссоздать церковь не только по старому проекту, но и с максимально возможным использованием всего уцелевшего материала. Руководитель работ Эберхард Бургер назвал этот метод «археологической реконструкцией». В стенах новой церкви сейчас легко распознать темный исторический материал среди новых светлых камней. Восстановленная Фрауэнкирхе на треть состоит из старого песчаника, добытого в период с 1726 по 1743 годы в Эльбских Песчаных горах.
В настоящее время старая рыночная площадь (Альтмаркт, на которой она стоит) до конца еще не восстановлена, работы продолжаются. Остатки фундаментов консервируют, современные здания строят сверху, воссоздавая фасады по довоенным материалам.
Санкт-Петербург образно называют Северной Венецией, а Дрезден – Флоренцией на Эльбе – за открытость и дружественное восприятие других культур. Это калейдоскоп, в котором сочетаются архитектура и люди, традиции и сегодняшний день. Значимой частью экспозиции являются фотодокументы о восстановлении Фрауэнкирхе – символе мира и единения людей.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Стиль бизнеса
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.