Город уходит вниз

Одной из самых значительных и интересных дискуссий второго дня работы форума можно по праву назвать круглый стол на тему «Быть ли городу под землей? Технология освоения городского подземного пространства».

Модератором выступил Александр Дымов, генеральный директор компании «Адитум», которая планирует построить подземный торгово-развлекательный центр с пешеходным переходом под площадью Восстания.
Как отметила ранее губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, «многие города мира развивают проекты подземных городов, куда уводят парковки, торговые центры, другие общественные центры. В России мы только начинаем об этом говорить. В настоящее время в Петербурге разрабатывается несколько проектов – под площадью Восстания, под Конюшенной площадью и другие, а недавно я встречалась с представителями западной компании, которая давно работает на этом рынке и готова нам предложить и разработать подземные проекты. Это очень интересно для нас, особенно актуальная тема – развитие подземных парковок в центре города».
В дискуссии приняли участие заместитель председателя КГА Виталий Земцов, директор департамента торговой недвижимости Colliers International Максим Гасиев, председатель городской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и поземным сооружениям, профессор Владимир Улицкий, заместитель генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Михаил Кондиайн, представитель компании «Бауэр Шпециальтифбау ГмБХ», заместитель генерального директора ООО «Строительная компания «Бриз» г-н Зарецкий, главный юрист проекта ООО «Управление проектами недвижимости и инвестициями» Сергей Григораш, основатель компании «Конфидент» Петр Кузнецов, управляющий партнер фирмы «Арин» Игорь Горский, генеральный директор компании «Ронис» Алексей Ремесков, директор по профессиональной деятельности компании Knight Frank Николай Пашков.
Город сЧитает:
строить можно
Основная дискуссия развернулась вокруг проблем – юридических, технических, моральных, связанных со строительством в центре Петербурга. По мнению Виталия Земцова, строить в Петербурге под землей можно и нужно. Его не пугают даже сложности наших болотных почв. «Конечно, сложности существуют, – говорит он, – у нас и гидрология, и геология и все прочие параметры сложные, но все это преодолимо. Город уже давно работает над этой темой. В 2005 году началась разработка Концепции по освоению подземного пространства, она использована при работе над Генпланом, в который в настоящее время готовятся поправки, в том числе и по подземному строительству. Концепция включает в себя перспективу до 2015 года и прогноз до 2025 года. Основные направления – это сети метрополитена (темпы его строительства предполагается увеличить в два раза), коллекторы, прочие инженерные сети, и, конечно же, – подземные объекты – пешеходные переходы, торговые и развлекательные центры, паркинги». Виталий Зенцов сообщил, что губернатором поставлена задача прекратить строительство надземных объектов без освоения подземного пространства. «Мы будем стараться загнать под землю всех», – эффектно выразился он. Тем более что под землей, по мнению чиновника, вполне комфортные условия, постоянный температурный режим, никаких тебе бурь и ураганов. Сам метод строительства подземных объектов, по информации г-на Земцова, изобретен в 1949 году в Ленинграде, тогда рассчитывалось строительство до 7-8 этажей вниз. Именно этот способ будет использовать компания «»Адитум» на площади Восстания. Наши проектировщики настолько преуспели в разработке документации, что, по сведению Виталия Николаевича, известная во всем мире компания «БАУЭР» проиграла недавно проведенный конкурс россиянам.
На сегодня город уже выдал разрешения на проектно-изыскательские работы по 35 объектам, в основном это паркинги – под площадями Льва Толстого, Искусств, Никольской, Манежной, Труда, Конюшенной и других. К сожалению, под влиянием общественности губернатором приостановлено решение по строительству паркинга под Марсовым полем, хотя место там более чем удобное. Виталий Земцов в своем выступлении был очень эмоционален, не забыл даже напомнить, что первые трубы канализования начали прокладывать именно в России, а не в Париже, как некоторые думают. А то, что мы сейчас отстаем, так это временное явление, скоро опять будем впереди планеты всей.
Москва, как всегда, впереди
Выступление Максима Гасиева вызвало особый интерес, так как он рассказывал о практике строительства двух подземных комплексов в Москве в районе Павелецкого вокзала и Тверской заставы. По его словам, несмотря на высокую затратность подземного строительства оно очень выгодно, так как стоимость аренды площадей в центре Москвы в три раза выше, чем за МКАД. Компания взялась за реализацию данных проектов по следующим причинам: высокий спрос, ограничения в высотности здания в центре, наличие большого числа пешеходных потоков. Из 116 250 кв. метров построенных под землей 5 этажей в районе Тверской заставы сдаются в аренду 36 060. Но этого достаточно, чтобы окупить проект. В комплекс входит небольшой супермаркет, кинозал на 1500 зрителей, спортивный центр, паркинг, бутики. Основное пространство занимает пешеходный переход, выполненный в атриумном варианте. Строительство зданий под землей, по словам Максима Гасиева, является перевернутым надземным строением. То есть если в надземном торгово-развлекательном комплексе кинотеатр обычно располагается в верхней части здания, а магазины внизу для большей доступности, то под землей все наоборот, кинотеатр опустили на нижние этажи. Позже Петр Кузнецов высказался, что такое решение добавило сложностей в расчетах, так как поднять 1500 человек в случае чрезвычайной ситуации с самого нижнего этажа будет значительно сложнее. То есть подземное сооружение по этажам представляет из себя следующее: минус первый этаж – пешеходный переход, минус второй – супермаркет, минус третий – бутики и рестораны, здесь же расположится потолок кинотеатра с верхним освещением, минус четвертый – кинотеатр и фастфуд, минус пятый – технические помещения.
Самая большая проблема, по словам г-на Гасиева – создать естественное освещение. Их компания использовала остекленные купола, выходящие на поверхность и представляющие собой архитектурные украшения надземного пространства. В заключение бизнесмен сообщил, что всего два достоинства строительства подземных строений – высокие арендные ставки и местоположение (как правило, у вокзала или станций метро в центре) покрывают гораздо большее количество недостатков: высокую стоимость, большой срок строительства, потери площадей (до 50 процентов), риски архитектурных изысканий, сложность в организации логистики, отсутствие визуальной доступности.
Строить и проектировать – на науЧной основе
Владимир Улицкий в своем выступлении сделал акцент на том, что проектировать и рассчитывать такие проекты должны только профессионалы. «А то начали копать яму у Московского вокзала без обращения к специалистам, в результате два дома пришлось снести и еще четыре укреплять. А всего-то и надо было – получить геотехнические расчеты. Вообще, строительство подземных сооружений в обязательном порядке должно опираться на трех «слонов» – архитектора, конструктора и геотехника». Впоследствии этих «слонов» использовали все выступающие, в итоге их количество значительно выросло – добавились экономисты, юристы, инженеры и другие. По мнению самого известного профессионала в нашей стране, прежде чем начинать строительство под землей, необходимо иметь инженерно-геологические карты, архивные данные инженерных изысканий, схемы подземных инженерных сетей и метро, а также план участка застройки с ориентировочной оценкой состояния соседних зданий. Необходимо точно себе представлять назначение зданий, этажность надземной части и габариты подземного пространства, иметь в виду возможные варианты подземного и надземного строительства. В принципе вопрос решаемый, строить под землей можно не только в Москве, где простые грунты, но и в Петербурге. Единственное условие – делать это должны профессионалы, а не те, кому захотелось заработать денег здесь и сейчас.
Есть идеЯ –
подземный Невский
Михаил Кондиайн рассказал о том, что проект под площадью Восстания прорабатывался уже несколько лет, менялись инвесторы, менялся, естественно, и сам проект, в результате сейчас он представляет из себя пять подземных этажей, это и пешеходный переход, и торговые точки, и развлекательные центры. Так как трамвайные пути с площади сняты, то возможен тоннельный вариант, то есть можно спустить вниз и часть транспорта. В этом случае проект становится окупаемым. Архитектор предложил вообще сделать пешеходный подземный Невский проспект с многочисленными выходами к объектам торговли и культуры. Такая магистраль связала бы воедино все надземные и подземные объекты главного проспекта города.
Николай Пашков полагает, что освоение подземного пространства абсолютно перспективное направление. Учитывая запрет на отмену уплотнительной застройки, выход у девелопера один – закапываться в землю. По мнению бизнесмена, то, что было сделано под площадью Труда, представляет собой жалкое зрелище. А все потому, что не продумано местоположение. Крупные подземные комплексы можно строить только там, где идет большое скопление народа – возле центральных станций метрополитена и на привокзальных площадях. На сегодня строительство паркингов – мероприятие затратное. И решать его можно только совместно с властью. Как это сделали, например, в Осаке, там мэрия вошла в долю с бизнесом и строительство подземных парковок пошло большими темпами. А вот идея с подземным Невским Николаю понравилась, он считает, что проект перспективный и может быть очень выгодным. Кстати, важна этажность подземных сооружений, чем она выше, тем дешевле обходится каждый квадратный метр.
Главное –
обеспеЧить безопасность
Основатель Конфидента Петр Кузнецов уверен, что самое важное в строительстве подземных сооружений – это обеспечение безопасности. Потому что, в случае чрезвычайного происшествия, вывести людей из-под земли гораздо сложнее. Из высоток их можно снимать вертолетами и с помощью пожарных лестниц. А как доставать из-под земли? Поэтому очень важно, чтобы все подземные пространства были шире, чем обычно это делается на земле, – лестницы, тротуары и так далее. Система выхода из-под земли должна быть очень разветвленной. Кроме того, все системы жизнеобеспечения – энергетика, вентиляция, водоснабжение должны проектироваться в обязательном порядке с учетом аварийных ситуаций, то есть запас прочности у них должен превышать надземный стандарт. Особенность подземного сооружения: нельзя при пожаре отключать вентиляцию, так как в противном случае люди просто задохнутся от недостатка воздуха. Поэтому вентиляция должна проектироваться для каждого помещения отдельно и быть полностью автономной. Подземные здания необходимо строить исключительно из огнестойких материалов. Все эти ограничения приводят к тому, что подземные сооружения выглядят громоздкими и неуклюжими, не удается добиться их элегантности. Но к этому следует стремиться. А потому над любым проектом должны работать совместно не три «слона» – архитектор, конструктор и геотехник, но в обязательном порядке инженер, который все эти системы жизнеобеспечения рассчитывает.
Юристов и экономистов приЧислить к «слонам»
Полезным и интересным выступлением стало сообщение юриста Сергея Григораша, оно даже вызвало дружные аплодисменты. По его информации, если земельный участок находится в собственности, это вовсе не означает, что подземные пространства тоже являются собственностью. Недра в нашем государстве принадлежат самому государству. До начала всех работ следует заняться усилением всех соседних зданий. Правда, с этим в нашем законодательстве проблемы: так как усиление здания является чем-то средним между реконструкцией и капитальным ремонтом, то очень важно определиться с терминологией. Если назвать работы реконструкцией, то, во-первых, придется получать специальное разрешение Службы госстройнадзора, а во-вторых, проводить общественные слушания, причем должно быть получено согласие не менее 2/3 всех собственников, проживающих в доме. Этот вариант хорош в том случае, если дом старый, затраты на его усиление огромны, а жители при этом сопротивляются. Тогда их отказ в проведении усилительных работ можно зафиксировать и в том случае, если дом пойдет трещинами после начала подземных работ, а жители в связи с этим пойдут в суд, то правда будет на стороне застройщика, так как он предлагал усилить здание, а ему в этом сами жильцы отказали.
В любом другом случае лучше назвать работы капитальным ремонтом и делать их без всяких согласований, правда, при этом необходимо разрабатывать отдельный проект по усилению здания.
Свою лепту в обсуждение темы внес и экономист Игорь Горский, который напомнил, что ни один бизнес-проект без получения дохода не работает. А между тем себестоимость одного квадратного метра при заглублении на 1,5 метра стоит 1500 долларов. Арендные платежи в самых доходных частях Петербурга не превышают 100 долларов за метр, это означает, что окупаемость здания превысит 15 лет. Себестоимость метра снижается только при очень большом углублении, но и в этом случае окупаемость составит не более 11–13 процентов за 10 лет. Поэтому без активного участия города ни один проект не будет у нас реализован. В Москве все подземное строительство ведется под патронажем мэрии. В Петербурге власть хочет все бремя возложить на плечи бизнеса. Эту ситуацию надо в корне менять, если мы хотим жить в современном, комфортном, европейском городе.
Бурная дискуссия вызвала столь широкий интерес, что в небольшую аудиторию набилось больше ста человек. В итоге дышать уже было совсем нечем. Это вызвало дружную оценку: «Любителям освоения подземных пространств дали испытать в натуре, каково это находиться под землей», чтобы прежде, чем строить, все хорошенько продумали.

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Среда обитания
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.