Объективные торги

Генеральный директор Фонда имущества Санкт-Петербурга Андрей Степаненко прокомментировал итоги торгов на форуме PROEstate-2007.

– Что, по Вашему мнению, можно построить на Боровой, 45?
– На этом участке можно построить бизнес-центр класса В, класса А, скорее всего, нет. Участок очень перспективный, серьезно развивается. Понятно, что цена $5 тыс. за 1 кв. метр – это практически рекорд. Впрочем, накануне мы продали участок по $43 тыс. за сотку в Репино, а люди готовы платить по $90 тыс. на Рублевке. Это еще раз подчеркивает потенциал Петербурга.
Московские компании, которые принимали участие в торгах по данному участку, сошли где-то на середине дистанции. На самом деле, я считаю, что цена, конечно, весьма высокая, но в условиях развитого бизнеса на соседнем участке нельзя было отдавать этот участок иной компании, которая построит бизнес-центр. Фаэтон купил объект на Боровой, потому что он примыкает к их АЗС – в десяти метрах. Думаю, что они могли купить этот участок и за миллиард рублей.
Собственно, там может выжить только АЗС или бизнес-центр. Они не могут существовать вместе. Если другая компания начнет строить бизнес-центр, то АЗС закрывается. Самое главное, что мы расселили жильцов общежития, и они въехали в новые квартиры. Причем это было сделано за внебюджетные деньги.

– Почему была установлена низкая стартовая цена за такой перспективный участок?
– Низкая стартовая цена чревата только тем, что необходим маленький задаток. Для кого-то потеря 2-3 млн рублей – это маленькие деньги, для кого-то – большие. В Европе на торгах стартовая цена устанавливается в размере 10 EURO, там участники рискуют своей банковской лицензией. Пока Россия на такой уровень не вышла, поэтому у нас есть задатки.
Низкая цена, которая устанавливается, дает возможность принимать участие в торгах нескольким компаниям и снижает вероятность сговора. Если поставить стартовую цену, скажем, в 150 млн рублей, то в торгах будут участвовать две-три компании. Они между собой договорятся и купят лот по стартовой цене.

– Подвал на Невском проспекте был последним?
– На Невском это не последний подвал, который мы продали. Будут еще объекты, и не только подвалы, но и целые здания. Возможно, этот подвал приобрел его арендатор.

– Какова основная цель проведения аукциона на PROEstate?
– Аукцион показал, что цена в ходе торгов может возрасти, причем достаточно серьезно, и понятен процесс перехода государственной собственности в частную. Процедура прозрачная, все ее увидели. Иностранные представители, в частности из Германии, приехали посмотреть на процедуру открытых торгов. У них на аукционах закрытая форма подачи заявок. Присылают конверты с ценой, которые администрация рассматривает.

– По какому принципу выбирали объекты?
– Мы предложили абсолютно разные объекты – на Ржевке, окраинах Санкт-Петербурга, в центре, встроенные помещения нежилого фонда, здания с земельными участками, абсолютно разные по площади и конфигурации. Из семи лотов пять были проданы, и весьма успешно, только один по начальной цене.
Торги по двум лотам не состоялись. По сути дела была рабочая атмосфера, а не шоу. Многие компании, в том числе зарубежные, подают заявку, анализируют ситуацию, потому что 30 дней экспозиции – достаточно короткий срок. Они решают для себя – стоит ли приобретать объект. Во время аукциона они принимают решение и могут начать торговаться.
Сегодня рынок инвестиций Санкт-Петербурга – наиболее привлекательный в РФ. Мы взяли объекты из рутинной работы. Решение принималось за два с половиной дня. Хотели показать публичные торги и постарались выбрать разные объекты. Специально взяли два неликвидных подвала, по которым не состоялись торги, чтобы люди посмотрели, что есть объекты недвижимости, которые стоят $1 тыс. за 1 кв. метр, и они не востребованы.

– Как Вы оцениваете результаты торгов?
– Я в целом остался доволен результатами аукциона. Меня сильно порадовал объект на проспекте Ударников, который вырос в цене достаточно серьезно. По-моему, его приобрел арендатор. К сожалению, не могу сказать, какая компания, но они достаточно серьезно шли, были настроены на победу. Разочарование – подвал на ул. Достоевского, который продали по стартовой цене. Думаю, в следующем году мы не будем делать такой аншлаг, выставлять столько объектов, но по двум-трем лотам можно провести торги.

– Сколько еще имущества Санкт-Петербурга будет реализовано с торгов?
– В Санкт-Петербурге огромное количество имущества, от которого город будет избавляться, оставив себе только необходимое. Мы продаем весьма много – 70-80 объектов в месяц. Впрочем, даже такими темпами для реализации всего имущества, которое планируется продать, потребуется 15–17 лет. Для сравнения: в странах Восточной Европы продажа госимущества происходила в течение четырех лет.
У нас государство сначала сдало все в аренду, теперь пытается продать. Честно говоря, работы непочатый край.

Автор: Дмитрий Малышев
рубрика: Кредитная история
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.