Правительство Ленобласти меняет схему межбюджетных отношений
2013 год для Ленинградской области станет временем ключевых перемен в межбюджетных отношениях муниципальных образований и субъекта Федерации. Отныне областной центр будет финансировать напрямую только муниципальные районы, предполагая, что средства на поддержку муниципальных образований районы будут учитывать уже в своих бюджетах.
Как заявил губернатор Александр Дрозденко, прежняя схема межбюджетных отношений в регионе способствовала размыванию вертикали власти. Механизм управления отличался повышенной сложностью, поскольку профильные комитеты «распылялись» на выполнение большого числа контрольных функций, в том числе следили за принятыми решениями. При этом муниципальные образования второго уровня играли подчиненную роль. «Сегодня мы усиливаем значение муниципальных районов, и даже финансирование муниципальных образований первого уровня будет идти только через бюджетные счета муниципальных районов», – отметил губернатор.
Внедряя новую логику межбюджетных отношений, правительство Ленобласти рассчитывает на достижение сразу нескольких целей. Во-первых, будут с максимальной четкостью распределены зоны ответственности субъекта Федерации и муниципальных районов. Во-вторых, возможности муниципальных образований второго уровня в принятии самостоятельных решений расширятся вследствие передачи им областью ряда полномочий, а также предоставления ресурсов для их исполнения. В-третьих, ожидается, что межбюджетные отношения станут абсолютно прозрачными, а в условиях конкурентной среды качество услуг населению ощутимо улучшится. «Планируется, что это повысит управляемость территорий. Но эта мера возлагает на районы и дополнительную ответственность как за финансовую дисциплину, так и за целевое использование средств муниципальными образованиями первого уровня», – подчеркнул Александр Дрозденко.
Ожидается, что уже к 2015 году несколько районов станут абсолютно независимыми от областного бюджета. Однако они будут получать финансовую поддержку региона в рамках участия в адресных программах и выполнения госполномочий. Речь идет о Киришском, Ломоносовском, Кингисеппском районах и Сосновоборском городском округе, которые составят первую группу. В течение трех лет к ним, по расчетам специалистов, присоединятся также Выборгский и Всеволожский районы. Всего по признакам сходства экономических, социальных и бюджетных характеристик муниципальные районы будут поделены на 4 группы.
Несколько районов, которые губернатор охарактеризовал как относительно независимые финансово, войдут во вторую группу. В случае необходимости им будет оказана финансовая поддержка Ленинградской области для годового покрытия бюджетного дефицита (который не должен превышать 10%). Эти районы будут также получать поддержку на выполнение госполномочий.
В третью группу – «финансово стабильных», по словам Александра Дрозденко, входят Волосовский и Волховский. Сейчас они испытывают серьезные финансовые затруднения, поскольку их бюджеты не позволяют исполнять все возложенные на районные администрации полномочия, и более 50% доходной части составляют дотации из областного бюджета на выравнивание. Однако данные районы все же могут привлекать заемные средства – бюджетные кредиты, тогда как участники четвертой группы практически неплатежеспособны. Как сообщил Евгений Елин, вице-губернатор Ленинградской области, курирующий финансовый блок, даже у регионального правительства, являющегося кредитором последней инстанции, нет возможности предоставить им кредит с соблюдением существующего порядка. Дефицит их бюджетов превышает нормативно установленный максимум (10% от объема собственных доходов). В целом бюджетный дефицит муниципальных районов этой группы в 2012 году оценивался в 250 млн рублей. Проблему недостаточности их доходной базы предлагается решать путем предоставления возможности привлечения бюджетных кредитов на частичное погашение долга.
Бокситогорскому, Тихвинскому, Сланцевскому, Лодейнопольскому, Лужскому и Подпорожскому районам, вошедшим в четвертую группу, будут предоставляться дотации на сбалансированность бюджетов.
Кроме того, по словам губернатора, правительство Ленинградской области пойдет по пути поэтапной передачи районам гарантированных источников доходов для формирования собственной базы бюджета. Уже с нынешнего года в их ведении остается 20% налога, выплачиваемого предприятиями малого и среднего бизнеса по упрощенной системе налогообложения, – это почти 240 млн рублей. Со следующего года доходы по этому виду налога будут полностью в распоряжении районов. Прогнозируется, что объем поступлений составит 1,2 млрд рублей. Однако с учетом стабильной положительной динамики численности налогоплательщиков сумма может быть больше. Уточним, что с 2005 по 2011 год численность субъектов платежей по упрощенной схеме налогообложения выросла в 2,8 раза – с 6790 до 18 902 единиц.
Кроме того, в 2014 году в бюджеты муниципальных районов поступит минимум 30% налога на имущество организаций. По оценкам специалистов, это более 2,5 млрд рублей.
Как заявил губернатор Александр Дрозденко, прежняя схема межбюджетных отношений в регионе способствовала размыванию вертикали власти. Механизм управления отличался повышенной сложностью, поскольку профильные комитеты «распылялись» на выполнение большого числа контрольных функций, в том числе следили за принятыми решениями. При этом муниципальные образования второго уровня играли подчиненную роль. «Сегодня мы усиливаем значение муниципальных районов, и даже финансирование муниципальных образований первого уровня будет идти только через бюджетные счета муниципальных районов», – отметил губернатор.
Внедряя новую логику межбюджетных отношений, правительство Ленобласти рассчитывает на достижение сразу нескольких целей. Во-первых, будут с максимальной четкостью распределены зоны ответственности субъекта Федерации и муниципальных районов. Во-вторых, возможности муниципальных образований второго уровня в принятии самостоятельных решений расширятся вследствие передачи им областью ряда полномочий, а также предоставления ресурсов для их исполнения. В-третьих, ожидается, что межбюджетные отношения станут абсолютно прозрачными, а в условиях конкурентной среды качество услуг населению ощутимо улучшится. «Планируется, что это повысит управляемость территорий. Но эта мера возлагает на районы и дополнительную ответственность как за финансовую дисциплину, так и за целевое использование средств муниципальными образованиями первого уровня», – подчеркнул Александр Дрозденко.
Ожидается, что уже к 2015 году несколько районов станут абсолютно независимыми от областного бюджета. Однако они будут получать финансовую поддержку региона в рамках участия в адресных программах и выполнения госполномочий. Речь идет о Киришском, Ломоносовском, Кингисеппском районах и Сосновоборском городском округе, которые составят первую группу. В течение трех лет к ним, по расчетам специалистов, присоединятся также Выборгский и Всеволожский районы. Всего по признакам сходства экономических, социальных и бюджетных характеристик муниципальные районы будут поделены на 4 группы.
Несколько районов, которые губернатор охарактеризовал как относительно независимые финансово, войдут во вторую группу. В случае необходимости им будет оказана финансовая поддержка Ленинградской области для годового покрытия бюджетного дефицита (который не должен превышать 10%). Эти районы будут также получать поддержку на выполнение госполномочий.
В третью группу – «финансово стабильных», по словам Александра Дрозденко, входят Волосовский и Волховский. Сейчас они испытывают серьезные финансовые затруднения, поскольку их бюджеты не позволяют исполнять все возложенные на районные администрации полномочия, и более 50% доходной части составляют дотации из областного бюджета на выравнивание. Однако данные районы все же могут привлекать заемные средства – бюджетные кредиты, тогда как участники четвертой группы практически неплатежеспособны. Как сообщил Евгений Елин, вице-губернатор Ленинградской области, курирующий финансовый блок, даже у регионального правительства, являющегося кредитором последней инстанции, нет возможности предоставить им кредит с соблюдением существующего порядка. Дефицит их бюджетов превышает нормативно установленный максимум (10% от объема собственных доходов). В целом бюджетный дефицит муниципальных районов этой группы в 2012 году оценивался в 250 млн рублей. Проблему недостаточности их доходной базы предлагается решать путем предоставления возможности привлечения бюджетных кредитов на частичное погашение долга.
Бокситогорскому, Тихвинскому, Сланцевскому, Лодейнопольскому, Лужскому и Подпорожскому районам, вошедшим в четвертую группу, будут предоставляться дотации на сбалансированность бюджетов.
Кроме того, по словам губернатора, правительство Ленинградской области пойдет по пути поэтапной передачи районам гарантированных источников доходов для формирования собственной базы бюджета. Уже с нынешнего года в их ведении остается 20% налога, выплачиваемого предприятиями малого и среднего бизнеса по упрощенной системе налогообложения, – это почти 240 млн рублей. Со следующего года доходы по этому виду налога будут полностью в распоряжении районов. Прогнозируется, что объем поступлений составит 1,2 млрд рублей. Однако с учетом стабильной положительной динамики численности налогоплательщиков сумма может быть больше. Уточним, что с 2005 по 2011 год численность субъектов платежей по упрощенной схеме налогообложения выросла в 2,8 раза – с 6790 до 18 902 единиц.
Кроме того, в 2014 году в бюджеты муниципальных районов поступит минимум 30% налога на имущество организаций. По оценкам специалистов, это более 2,5 млрд рублей.
рубрика:
Бюджет
автор:
Татьяна Крамарева