На культурное наследие в Ленобласти потратят более 100 млн рублей

Финансирование работ по сохра­нению объектов культурного наследия в Ленинградской области увеличено по сравнению с 2012 годом более чем в 10 раз – с 10 до 144 млн рублей.

Значительную долю в финансировании этих расходов по долгосрочной целевой программе «Культура Ленинградской области на 2011-2013 годы» составляют средства на выполнение работ в Старой Ладоге. Однако в бюджете предусмотрены и деньги на проектирование зон охраны, формирование реестра объектов культурного наследия, проведение историко-культурной экспертизы. По словам Юлии Ерошевской, начальника отдела по осуществлению полномочий Ленинградской области в сфере объектов культурного наследия Комитета по культуре, проектная документация зон охраны по всем историческим поселениям Ленобласти почти готова и в целом будет доработана к концу 2014 года.
47-й регион станет в ближайшие годы пилотной площадкой федерального уровня для реализации проекта туристиче­ского кластера. По словам губернатора Александра Дрозденко, правительство области намерено разработать концепцию развития Старой Ладоги как центра нового кластера и федерального туристического маршрута «Серебряное ожерелье Северо-Запада». «В этот туристический маршрут должны быть включены старые города Северо-Запада с большой историей, уникальными памятниками, и центром должна стать Старая Ладога. Мы планируем, если успеем, установить в этом историческом поселении и памятник Рюрику. В ближайшее время будут подведены итоги соответствующего конкурса на лучший проект», – заявил губернатор.
Всего в Ленобласти исторических населенных мест 12. Перечень был утвержден еще в 1970 году, и все исторические поселения региона остались в нем после внесения изменений федеральными нормативными актами в 1990 году. Кроме Старой Ладоги в перечне отмечены Новая Ладога, Луга, Лодейное Поле, Кингисепп, Ивангород, Шлиссельбург, Ропша, Приозерск, Тихвин, Гатчина. Особое место занимает Выборг как единственное историческое поселение в регионе, включенное в федеральный перечень в соответствии с совместным приказом Минрегиона и Минкультуры в 2010 году. «Этот документ имеет практический характер. Суть в том, что градостроительная охранная документация по объектам в Выборге должна согласовываться с Министерством культуры», – уточнила Юлия Ерошевская.
Единой концепции развития поселений с историческим центром нет, поскольку все они уникальны, однако органы охраны памятников придерживаются единого прин­ципа сохранения объектов культурного наследия, планировки, особенностей исторических поселений.
Серьезные изменения в федеральном законодательстве (73-ФЗ «Об объектах культурного значения (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») произошли в конце 2012 года. Теперь соответствующие новшества будут вноситься в 105-оз «Об объектах культурного наследия (памятниках культуры и истории) Ленинградской области». Как отметили в областном Комитете по культуре, утверждение зон охраны во всех исторических поселениях «станет действительно серьезным рычагом охраны историче­ских мест». Речь идет о зонах трех видов. Во-первых, это охранная зона, наиболее приближенная к памятнику истории и культуры. В пределах этой зоны устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство. Во‑вторых, это зона регулирования застройки. В ней определенная деятельность строительных компаний возможна, но с ограничениями. В-третьих, разрабатывается документация по зонам охраняемых природных ландшафтов. «Особенно в случаях с историческими поселениями ландшафт также ценен и важен», – прокомментировала Юлия Ерошевская. Она сообщила, кроме того, что, несмотря на разность интересов структур государственной охраны и строи­тельного комплекса, пока конфликтных ситуаций не было. Более того, количество дел об административных правонарушениях в связи с проведением работ на объектах культурного наследия без разрешительной документации сохраняется в последние 2‑3 года в пределах 40 случаев ежегодно.
«Жесткие ограничения будут действовать в старой части Выборга, Кингисеппа, Старой Ладоги. Безусловно, исторический центр в таких поселениях хотелось бы оградить от нежелательной застройки», – сообщили в Комитете по культуре, уточнив, что ограничения коснутся масштабной жилой либо промышленной застройки, однако вряд ли повлияют на развитие туристического кластера. «Масштаб этих поселений не настолько огромен, чтобы говорить о больших временных затратах на дорогу от достопримечательностей до объектов инфраструктуры», – заявили в профильном комитете.
В настоящее время рост экономического потенциала Ленобласти за счет использования объектов культурного наследия сдерживается состоянием самих объектов, требующих затратных ремонтно-реставрационных работ, которые должны проводиться в строгом соответствии с проектно-сметной документацией силами лицензированных организаций. «Таково требование законодательства, поэтому, может быть, не так много лиц, заинтересованных в покупке или аренде памятников», – констатировала Юлия Ерошевская.
рубрика: Туризм
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.