Отделочная упаковка для жилья

Рынок отделочных материалов Петербурга и Ленобласти растет достаточно быстрыми темпами практически по всем позициям. Основная причина – увеличение доходов населения и, как следствие, возвращение потребительского спроса на строительный рынок.

Крепкий раствор


Отечественный рынок сухих строительных смесей гораздо более динамичен по сравнению с другими сегментами строительно-отделочных материалов, а его способность к «регенерации» весьма высока. По оценкам отраслевых экспертов, если в кризисном 2009 году российские предприятия выпустили немногим более 5 млн тонн продукции, то уже в 2010 году эта цифра составила около 6 млн тонн, превысив аналогичный показатель относительно благополучного 2008 года, когда было произведено 5,7 млн тонн. В 2011 году суммарный объем выпуска смесей превзошел 7 млн тонн, и при сохранении высоких темпов роста в 2012 году он приблизился к 9 млн тонн, а в 2013 году подойдет к знаковому рубежу в 10 млн тонн. При этом годовой оборот рынка Петербурга и Ленобласти оценивается в 1 млн тонн, что составляет 8 млрд рублей в год. Объем петербургского рынка сухих строительных смесей увеличивается примерно на 10-15% ежегодно, и, по прогнозам экспертов СТД «Петрович», эти темпы не изменятся в течение ближайших лет.
Несмотря на то что каждый сегмент рынка сухих строительных смесей имеет четко выраженного лидера, конкуренция здесь очень сильна: борьба протекает в основном на ценовом поле, из-за чего маржинальность получается невысокой. «Выход на этот рынок требует значительных производственных и маркетинговых вложений. Строительство производства, аналогичного по объему и доле рынка, которую занимает компания «Крепс», и вывод похожих марок будет стоить порядка 10 млн EUR, и то не факт, что проект из-за высокой конкуренции будет очень успешным. По всем этим причинам на местном рынке, несмотря на его рост, за последний год не появлялось новых заметных игроков, и пока я не вижу предпосылок для их возникновения», – считает Виктор Адамов, исполнительный директор СТД «Петрович».
По словам Андрея Волкова, руководителя отдела маркетинга и рекламы ЗАО «ПП «Крепс», в период «нулевых» были организованы те самые совместные и российские предприятия, которые сейчас консолидировано производят более 60% суммарного оборота.
Как отметил Евгений Беляев, управляющий Союзом производителей сухих строительных смесей РФ, топ-группу формируют следующие компании: «Кнауф», «Юнис», «Волма», «Старатели», «Хенкель-Баутехник», «Геркулес-Сибирь», «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус», «Бергауф», «Основит», «Крепс», «ЕК Кемикал», МС Bauchemie, «Гипсополимер», «Брозэкс», «Боларс».

Половые различия

Что касается рынка напольных по­крытий, то на протяжении 2012 года он демонстрировал ценовую стагнацию. Хотя незначительные колебания в стоимости материалов, вызванные изменением курсов валют, все-таки были. Но особого влияния на рыночную ситуацию в целом они не оказали. «В 2010 году показатели по Северо-Западу были в районе 30 млн кв. м, к 2013 году прогнозируется прирост на уровне 27%, а это порядка 38 млн кв. м», – рассказал Валентин Любомиров, руководитель отдела продаж компании «Стройхолдинг». В настоящее время суммарная емкость рынка напольных покрытий Петербурга и Ленинградской области, по данным Александра Батушанского, управляющего партнера консалтинговой группы «Решение», составляет около 20 млн кв. м.
По мнению Сергея Чернятина, руководителя представительства «ЭлитПаркет» в Петербурге, в связи с высоким уровнем жилищного строительства относительно молодой рынок напольных покрытий имеет огромные возможности для дальнейшего развития. «Сегодня наблюдается смещение спроса с более дешевого продукта в сегмент средней и высокой ценовой категории. Потребители все чаще обращают внимание на такие критерии, как безопасность и дизайн», – утверждает господин Чернятин. По словам Светланы Тюльковой, руководителя направления отделочных материалов СТД «Петрович», производители работают над улучшением износостойкости покрытия, экологично­стью и разработкой новых дизайнов, максимально повторяющих структуру натуральной древесины. В верхнем ценовом сегменте большую популярность приобретают такие материалы, как пробковое покрытие.
На рынке представлено и большое количество покрытий из различных материалов: ламинат, линолеум, паркетная доска, кафельная плитка и др. Львиная доля всех продаж обеспечивается через крупные сети магазинов, таких как «Максидом», «Леруа Мерлен», «К-Раута», «ОБИ», «Метрика».
По оценкам экспертов, потребность в напольных покрытиях удовлетворяется в основном за счет иностранных производителей, хотя отечественные материалы в последнее время начинают отыгрывать позиции, особенно это касается ламината. Многие зарубежные компании имеют производственные базы на территории России. Так, например, в 1995 году открылся завод Tarkett, в 2002-м – Kronostar и Kronospan, в 2010-м – Juteks. В напольной кафельной плитке и керамо­граните преобладают российские производители: Уральский, Шахтинский заводы, «Контакт», «Еврокерамика».

Рынок в красках


В 2011 году рынок краски и лакокрасочных материалов уже вернулся к докризисным показателям. В 2012 году емкость российского рынка лакокрасочных материалов составила порядка 1,2 млн тонн, к 2013 году предполагаемый объем будет в районе 1,3 млн тонн, к 2014 году может достигнуть 1,4 млн тонн, а к 2015 году выйдет на показатель в 1,5 млн тонн.
Светлана Попова, директор по развитию ООО «Разумная недвижимость», прогнозирует увеличение доли импорта на рынке Санкт-Петербурга и ослабление позиций местных игроков. «Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов относится к верхнему ценовому сегменту. Основными странами – экспортерами лакокрасочных материалов в Россию выступают Германия (14% от объема импорта), Финляндия (11%), Белоруссия (9,7%), Эстония (9%), Литва (7%), США (7%), Корея (7%). В дальнейшем доля зарубежных производителей на рынке не только сохранится, но и значительно увеличится», – добавила госпожа Попова.
Производство ЛКМ в России сконцентрировано преимущественно в трех федеральных округах: Центральном, Северо-Западном и Южном. В России в отрасли лакокрасочных материалов работает около 100 производственных предприя­тий суммарной мощностью более 2,5 млн тонн материалов в год. Крупнейшими игроками на российском рынке были и остаются «Тиккурила» (включая «Текс», Санкт-Петербург), «Эмпилс» (Ростов-на-Дону), «Пигмент» (Санкт-Петербург) и «Лакокраска», входящая в холдинг «Ярославские краски». Всего же в России на сегодняшний день около 300 предприя­тий – производителей лакокрасочных материалов.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Ксения Кибич
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.