Отделочная упаковка для жилья
Рынок отделочных материалов Петербурга и Ленобласти растет достаточно быстрыми темпами практически по всем позициям. Основная причина – увеличение доходов населения и, как следствие, возвращение потребительского спроса на строительный рынок.
Крепкий раствор
Отечественный рынок сухих строительных смесей гораздо более динамичен по сравнению с другими сегментами строительно-отделочных материалов, а его способность к «регенерации» весьма высока. По оценкам отраслевых экспертов, если в кризисном 2009 году российские предприятия выпустили немногим более 5 млн тонн продукции, то уже в 2010 году эта цифра составила около 6 млн тонн, превысив аналогичный показатель относительно благополучного 2008 года, когда было произведено 5,7 млн тонн. В 2011 году суммарный объем выпуска смесей превзошел 7 млн тонн, и при сохранении высоких темпов роста в 2012 году он приблизился к 9 млн тонн, а в 2013 году подойдет к знаковому рубежу в 10 млн тонн. При этом годовой оборот рынка Петербурга и Ленобласти оценивается в 1 млн тонн, что составляет 8 млрд рублей в год. Объем петербургского рынка сухих строительных смесей увеличивается примерно на 10-15% ежегодно, и, по прогнозам экспертов СТД «Петрович», эти темпы не изменятся в течение ближайших лет.
Несмотря на то что каждый сегмент рынка сухих строительных смесей имеет четко выраженного лидера, конкуренция здесь очень сильна: борьба протекает в основном на ценовом поле, из-за чего маржинальность получается невысокой. «Выход на этот рынок требует значительных производственных и маркетинговых вложений. Строительство производства, аналогичного по объему и доле рынка, которую занимает компания «Крепс», и вывод похожих марок будет стоить порядка 10 млн EUR, и то не факт, что проект из-за высокой конкуренции будет очень успешным. По всем этим причинам на местном рынке, несмотря на его рост, за последний год не появлялось новых заметных игроков, и пока я не вижу предпосылок для их возникновения», – считает Виктор Адамов, исполнительный директор СТД «Петрович».
По словам Андрея Волкова, руководителя отдела маркетинга и рекламы ЗАО «ПП «Крепс», в период «нулевых» были организованы те самые совместные и российские предприятия, которые сейчас консолидировано производят более 60% суммарного оборота.
Как отметил Евгений Беляев, управляющий Союзом производителей сухих строительных смесей РФ, топ-группу формируют следующие компании: «Кнауф», «Юнис», «Волма», «Старатели», «Хенкель-Баутехник», «Геркулес-Сибирь», «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус», «Бергауф», «Основит», «Крепс», «ЕК Кемикал», МС Bauchemie, «Гипсополимер», «Брозэкс», «Боларс».
Половые различия
Что касается рынка напольных покрытий, то на протяжении 2012 года он демонстрировал ценовую стагнацию. Хотя незначительные колебания в стоимости материалов, вызванные изменением курсов валют, все-таки были. Но особого влияния на рыночную ситуацию в целом они не оказали. «В 2010 году показатели по Северо-Западу были в районе 30 млн кв. м, к 2013 году прогнозируется прирост на уровне 27%, а это порядка 38 млн кв. м», – рассказал Валентин Любомиров, руководитель отдела продаж компании «Стройхолдинг». В настоящее время суммарная емкость рынка напольных покрытий Петербурга и Ленинградской области, по данным Александра Батушанского, управляющего партнера консалтинговой группы «Решение», составляет около 20 млн кв. м.
По мнению Сергея Чернятина, руководителя представительства «ЭлитПаркет» в Петербурге, в связи с высоким уровнем жилищного строительства относительно молодой рынок напольных покрытий имеет огромные возможности для дальнейшего развития. «Сегодня наблюдается смещение спроса с более дешевого продукта в сегмент средней и высокой ценовой категории. Потребители все чаще обращают внимание на такие критерии, как безопасность и дизайн», – утверждает господин Чернятин. По словам Светланы Тюльковой, руководителя направления отделочных материалов СТД «Петрович», производители работают над улучшением износостойкости покрытия, экологичностью и разработкой новых дизайнов, максимально повторяющих структуру натуральной древесины. В верхнем ценовом сегменте большую популярность приобретают такие материалы, как пробковое покрытие.
На рынке представлено и большое количество покрытий из различных материалов: ламинат, линолеум, паркетная доска, кафельная плитка и др. Львиная доля всех продаж обеспечивается через крупные сети магазинов, таких как «Максидом», «Леруа Мерлен», «К-Раута», «ОБИ», «Метрика».
По оценкам экспертов, потребность в напольных покрытиях удовлетворяется в основном за счет иностранных производителей, хотя отечественные материалы в последнее время начинают отыгрывать позиции, особенно это касается ламината. Многие зарубежные компании имеют производственные базы на территории России. Так, например, в 1995 году открылся завод Tarkett, в 2002-м – Kronostar и Kronospan, в 2010-м – Juteks. В напольной кафельной плитке и керамограните преобладают российские производители: Уральский, Шахтинский заводы, «Контакт», «Еврокерамика».
Рынок в красках
В 2011 году рынок краски и лакокрасочных материалов уже вернулся к докризисным показателям. В 2012 году емкость российского рынка лакокрасочных материалов составила порядка 1,2 млн тонн, к 2013 году предполагаемый объем будет в районе 1,3 млн тонн, к 2014 году может достигнуть 1,4 млн тонн, а к 2015 году выйдет на показатель в 1,5 млн тонн.
Светлана Попова, директор по развитию ООО «Разумная недвижимость», прогнозирует увеличение доли импорта на рынке Санкт-Петербурга и ослабление позиций местных игроков. «Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов относится к верхнему ценовому сегменту. Основными странами – экспортерами лакокрасочных материалов в Россию выступают Германия (14% от объема импорта), Финляндия (11%), Белоруссия (9,7%), Эстония (9%), Литва (7%), США (7%), Корея (7%). В дальнейшем доля зарубежных производителей на рынке не только сохранится, но и значительно увеличится», – добавила госпожа Попова.
Производство ЛКМ в России сконцентрировано преимущественно в трех федеральных округах: Центральном, Северо-Западном и Южном. В России в отрасли лакокрасочных материалов работает около 100 производственных предприятий суммарной мощностью более 2,5 млн тонн материалов в год. Крупнейшими игроками на российском рынке были и остаются «Тиккурила» (включая «Текс», Санкт-Петербург), «Эмпилс» (Ростов-на-Дону), «Пигмент» (Санкт-Петербург) и «Лакокраска», входящая в холдинг «Ярославские краски». Всего же в России на сегодняшний день около 300 предприятий – производителей лакокрасочных материалов.
Крепкий раствор
Отечественный рынок сухих строительных смесей гораздо более динамичен по сравнению с другими сегментами строительно-отделочных материалов, а его способность к «регенерации» весьма высока. По оценкам отраслевых экспертов, если в кризисном 2009 году российские предприятия выпустили немногим более 5 млн тонн продукции, то уже в 2010 году эта цифра составила около 6 млн тонн, превысив аналогичный показатель относительно благополучного 2008 года, когда было произведено 5,7 млн тонн. В 2011 году суммарный объем выпуска смесей превзошел 7 млн тонн, и при сохранении высоких темпов роста в 2012 году он приблизился к 9 млн тонн, а в 2013 году подойдет к знаковому рубежу в 10 млн тонн. При этом годовой оборот рынка Петербурга и Ленобласти оценивается в 1 млн тонн, что составляет 8 млрд рублей в год. Объем петербургского рынка сухих строительных смесей увеличивается примерно на 10-15% ежегодно, и, по прогнозам экспертов СТД «Петрович», эти темпы не изменятся в течение ближайших лет.
Несмотря на то что каждый сегмент рынка сухих строительных смесей имеет четко выраженного лидера, конкуренция здесь очень сильна: борьба протекает в основном на ценовом поле, из-за чего маржинальность получается невысокой. «Выход на этот рынок требует значительных производственных и маркетинговых вложений. Строительство производства, аналогичного по объему и доле рынка, которую занимает компания «Крепс», и вывод похожих марок будет стоить порядка 10 млн EUR, и то не факт, что проект из-за высокой конкуренции будет очень успешным. По всем этим причинам на местном рынке, несмотря на его рост, за последний год не появлялось новых заметных игроков, и пока я не вижу предпосылок для их возникновения», – считает Виктор Адамов, исполнительный директор СТД «Петрович».
По словам Андрея Волкова, руководителя отдела маркетинга и рекламы ЗАО «ПП «Крепс», в период «нулевых» были организованы те самые совместные и российские предприятия, которые сейчас консолидировано производят более 60% суммарного оборота.
Как отметил Евгений Беляев, управляющий Союзом производителей сухих строительных смесей РФ, топ-группу формируют следующие компании: «Кнауф», «Юнис», «Волма», «Старатели», «Хенкель-Баутехник», «Геркулес-Сибирь», «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус», «Бергауф», «Основит», «Крепс», «ЕК Кемикал», МС Bauchemie, «Гипсополимер», «Брозэкс», «Боларс».
Половые различия
Что касается рынка напольных покрытий, то на протяжении 2012 года он демонстрировал ценовую стагнацию. Хотя незначительные колебания в стоимости материалов, вызванные изменением курсов валют, все-таки были. Но особого влияния на рыночную ситуацию в целом они не оказали. «В 2010 году показатели по Северо-Западу были в районе 30 млн кв. м, к 2013 году прогнозируется прирост на уровне 27%, а это порядка 38 млн кв. м», – рассказал Валентин Любомиров, руководитель отдела продаж компании «Стройхолдинг». В настоящее время суммарная емкость рынка напольных покрытий Петербурга и Ленинградской области, по данным Александра Батушанского, управляющего партнера консалтинговой группы «Решение», составляет около 20 млн кв. м.
По мнению Сергея Чернятина, руководителя представительства «ЭлитПаркет» в Петербурге, в связи с высоким уровнем жилищного строительства относительно молодой рынок напольных покрытий имеет огромные возможности для дальнейшего развития. «Сегодня наблюдается смещение спроса с более дешевого продукта в сегмент средней и высокой ценовой категории. Потребители все чаще обращают внимание на такие критерии, как безопасность и дизайн», – утверждает господин Чернятин. По словам Светланы Тюльковой, руководителя направления отделочных материалов СТД «Петрович», производители работают над улучшением износостойкости покрытия, экологичностью и разработкой новых дизайнов, максимально повторяющих структуру натуральной древесины. В верхнем ценовом сегменте большую популярность приобретают такие материалы, как пробковое покрытие.
На рынке представлено и большое количество покрытий из различных материалов: ламинат, линолеум, паркетная доска, кафельная плитка и др. Львиная доля всех продаж обеспечивается через крупные сети магазинов, таких как «Максидом», «Леруа Мерлен», «К-Раута», «ОБИ», «Метрика».
По оценкам экспертов, потребность в напольных покрытиях удовлетворяется в основном за счет иностранных производителей, хотя отечественные материалы в последнее время начинают отыгрывать позиции, особенно это касается ламината. Многие зарубежные компании имеют производственные базы на территории России. Так, например, в 1995 году открылся завод Tarkett, в 2002-м – Kronostar и Kronospan, в 2010-м – Juteks. В напольной кафельной плитке и керамограните преобладают российские производители: Уральский, Шахтинский заводы, «Контакт», «Еврокерамика».
Рынок в красках
В 2011 году рынок краски и лакокрасочных материалов уже вернулся к докризисным показателям. В 2012 году емкость российского рынка лакокрасочных материалов составила порядка 1,2 млн тонн, к 2013 году предполагаемый объем будет в районе 1,3 млн тонн, к 2014 году может достигнуть 1,4 млн тонн, а к 2015 году выйдет на показатель в 1,5 млн тонн.
Светлана Попова, директор по развитию ООО «Разумная недвижимость», прогнозирует увеличение доли импорта на рынке Санкт-Петербурга и ослабление позиций местных игроков. «Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов относится к верхнему ценовому сегменту. Основными странами – экспортерами лакокрасочных материалов в Россию выступают Германия (14% от объема импорта), Финляндия (11%), Белоруссия (9,7%), Эстония (9%), Литва (7%), США (7%), Корея (7%). В дальнейшем доля зарубежных производителей на рынке не только сохранится, но и значительно увеличится», – добавила госпожа Попова.
Производство ЛКМ в России сконцентрировано преимущественно в трех федеральных округах: Центральном, Северо-Западном и Южном. В России в отрасли лакокрасочных материалов работает около 100 производственных предприятий суммарной мощностью более 2,5 млн тонн материалов в год. Крупнейшими игроками на российском рынке были и остаются «Тиккурила» (включая «Текс», Санкт-Петербург), «Эмпилс» (Ростов-на-Дону), «Пигмент» (Санкт-Петербург) и «Лакокраска», входящая в холдинг «Ярославские краски». Всего же в России на сегодняшний день около 300 предприятий – производителей лакокрасочных материалов.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Ксения Кибич