Забытая Гатчина
Из всех крупных дворцово-парковых комплексов Петербурга сегодня только Гатчина остается без должного внимания государственной власти. Этот памятник федерального значения сейчас выживает исключительно за счет городских средств, которых не хватает на полномасштабные реставрационные работы. Постоянные финансовые проблемы оборачиваются для Гатчины практически утратой бесценных объектов культурного наследия.
Государственный музей-заповедник «Гатчина» до 1941 года представлял собой уникальный дворцово-парковый ансамбль, особо ценный неповторимым архитектурным решением. Ни один музейный парк России не может сравниться с Гатчиной в части ландшафтного искусства. Цепочка озер с оригинальными береговыми линиями, мосты, насыпные террасы, усложняющие рельеф, павильоны, скульптура русских и итальянских мастеров прошлых веков делают Гатчинский ансамбль истинным шедевром. Вся эта пейзажная красота в довершение ко всему окутана особым, мистическим духом истории императорской семьи.
Гатчинский дворец не случайно называли «пригородным Эрмитажем». Его богатство заключается в уникальных интерьерах. Это был единственный дворец, в котором располагались не только парадные помещения, но и личные комнаты членов царской семьи.
Дворец без гламура
Гатчинский дворец возведен в 1766–1781 годах по проекту известного итальянского архитектора Антонио Ринальди. Изначально он был построен для фаворита императрицы Екатерины II графа Григория Орлова. В 1783 году Гатчина становится резиденцией Павла I. В середине XIX века – резиденцией Николая I. В 1881–1994 годах большую часть своего времени в Гатчинском дворце проводил Александр III. Эпоха каждого из императоров отразилась в дворцовых интерьерах. Сегодня Гатчинский дворец является едва ли не единственным архитектурным памятником столь крупного масштаба, в котором преобладает атмосфера будней великих царей. Здесь сохранены царские покои. Как говорит директор ГМЗ «Гатчина» Никита Батенин, здесь представлена «не праздничная жизнь, не та позолота, шик и блеск балов», которые отражены, например, в Царском Селе или Петергофе. В Гатчине, в отличие от других дворцовых комплексов, сохранилась атмосфера быта императорской семьи.
Царские покои и залы дворца остались практически неизменными даже после Великой Отечественной войны. Гатчинский музей-заповедник в целом от войны пострадал меньше, чем ансамбли Петергофа или Павловска. В результате ГМЗ «Гатчина» вместе с ГМЗ «Ораниенбаум», как два наиболее сохранившихся дворцово-парковых ансамбля, в послевоенный период остались без особого внимания государственной власти. В середине прошлого века все силы были брошены на восстановление Петергофа, Павловска, Царского Села. Уцелевшие после войны Гатчина и Ораниенбаум долгое время существовали на мизерные суммы, периодически выделяемые государством. Роскошные некогда архитектурные сооружения обоих ансамблей медленно, но верно разрушались.
Военные спасители
Если жизнь Ораниенбаума два года назад все же изменилась в лучшую сторону, то Гатчина еще остается самостоятельно выживать в весьма непростых условиях. ГМЗ «Гатчина» – памятник федерального значения, находящийся в ведомстве Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Логично, что средства на реставрацию музейного комплекса должны выделяться из государственного бюджета. Государственные деньги на восстановление ГМЗ «Гатчина», по словам Никиты Батенина, стали поступать только в 1976 году. До этого времени, с 1945 года, «реставрация» выражалась только в письмах сотрудников музея к вышестоящим лицам с просьбой выделить финансирование. Причем письма эти, по словам директора ГМЗ «Гатчина», не имели никаких, даже малейших, результатов. Никита Батенин говорит, что руководство музея даже радовалось, когда в 1950-е годы Гатчинский дворец заняло военное ведомство, а затем – закрытый военный институт «Электронстандарт». Тогда, при полном отсутствии денег, это был один из способов хоть как-то сохранить архитектурный памятник. Несмотря на то что военный институт переделал значительную часть дворцовых помещений под собственные нужды, музейные сотрудники отзываются о нем только положительно. Говорят, что в большей мере именно благодаря этим весьма непростым арендаторам Гатчинский дворец выстоял долгий период ожидания реставрации.
Ноль на реставрацию
То, что в 1976 году все-таки были выделены деньги на реставрацию дворцово-паркового ансамбля, музейные работники до сих пор считают счастливой случайностью. ГМЗ «Гатчина», по словам Никиты Батенина, просто «попал в какую-то струю». В результате, спустя 9 лет, в 1985 году, после реставрации открываются Белый зал, столовая и аванзал. С тех пор реставрация ведется по сей день. «Правда, то стихает, то активизируется», – уточняет Никита Батенин. Паузы в работе возникают только по одной причине – нестабильное финансирование. «У нас цифры постоянно скакали, – говорит Никита Батенин. – Выделяли и 18 млн рублей, и 2 млн рублей, и вообще ноль. Говорить о том, что Гатчина хотя бы кого-то интересовала и была во внимании каких-то властей, было бы, наверное, опрометчиво. Когда я вижу в отчетах Русского музея или Царского Села такие цифры, как 300–500 млн, то называть наши данные мне становится не смешно, но неудобно. Нам, например, в 2003 году выделили 2 млн рублей, но для нас и это хорошо».
Несмотря на такую нестабильность, руководство ГМЗ «Гатчина» все же добилось реставрации Приоратского дворца, малой анфилады императрицы Марии Федоровны, комнат Александра III, шлюза на Белом озере. Был отреставрирован также Березовый домик, который, по словам Никиты Батенина, на следующий же год после открытия подожгли. В результате домик реставраторы восстанавливали дважды.
Запущенный сад
Березовый домик – не единственный объект ГМЗ «Гатчина», который пострадал от пожара. Летом 1993 года огонь уничтожил один из уникальных памятников ансамбля – Адмиралтейство. Его здание гармонично вписывалось в парковый пейзаж. Адмиралтейство было построено в XVIII веке для хранения парусных и гребных судов, использующихся для прогулок по Белому озеру. Это было большое деревянное здание на двенадцати столбах. После войны оно служило площадкой для проведения культурных мероприятий города. Сегодня на месте Адмиралтейства сиротливо стоят несколько столбов, расписанных граффити и «огражденных» растоптанной сеткой.
Дворцово-парковый ансамбль, являвшийся несколько столетий назад роскошной резиденцией императорской семьи, сегодня напоминает заброшенный сад. Все павильоны, расположенные на территории музейного комплекса, остро нуждаются в реставрации. Парк все чаще посещают «ценители» искусства, которые пытаются оставить после себя страшные следы. Охрана территории музея-заповедника и восстановление парка – еще одна больная тема. На зарплату охранника ГМЗ «Гатчина», по словам Никиты Батенина, согласны только пенсионеры. Более того, проблема заключается еще и в том, что сейчас юридически отсутствует понятие «музей-заповедник». Нет специального закона, в котором были бы прописаны правила охраны территории музея-заповедника. В результате парк, сильно пострадавший во время и сразу после войны, сегодня продолжает испытывать тяготы уже другого характера. По словам Никиты Батенина, он постоянно страдает от действий вандалов.
Сдвиг с мертвой тоЧки
Глава ГМЗ «Гатчина» отмечает, что на восстановление дворца и реконструкцию парка в целом требуется около 5-7 млрд рублей. Сравнительно ощутимое финансирование стало поступать только сейчас. Однако это деньги только из городского бюджета. В этом году город выделил 50 млн рублей. Государство, по словам Никиты Батенина, не выделило ни копейки. На существующие средства руководство ГМЗ «Гатчина» намерено завершить все работы по реставрации центрального корпуса Гатчинского дворца. Так, сотрудники музея планируют восстановить мраморную лестницу и ведущий к ней восточный полуциркуль. Таким образом, будет восстановлен выход к Арсенальному каре, действовавшему во времена русских императоров. В следующем году руководство музея-заповедника планирует начать восстановление павильона Венеры на острове Любви.
Будут ли выделены средства из государственного бюджета в следующем году – неизвестно. ГМЗ «Гатчина» по каким-то причинам не попадает в федеральную целевую программу «Культура России», хотя речь об этом периодически ведется. О Гатчине то ли по каким-то роковым стечениям обстоятельств, то ли намеренно ежегодно забывают. Заместитель директора по реставрации ГМЗ «Гатчина» Галина Танаевская утверждает, что причиной тому порой могут являться длительные согласования проектной документации.
Атмосфера беззакониЯ
У Гатчины нет таких дополнительных источников финансирования, как, например, Фонд поддержки Ораниенбаума или Клуб друзей Царского Села. «Мы попытались создать своеобразный фонд поддержки Гатчины, – говорит Никита Батенин. – Оказалось, что мы сами юридически не можем выступать учредителями такого фонда, потому что ГМЗ «Гатчина» – государственное учреждение. Такой фонд может создавать кто-то со стороны. Мы не имеем права заключать какие-либо финансовые отношения с фондом. Фонд в результате должен финансировать нас не напрямую, а через казначейство».
Как оказалось, казначейство отпугивает и другие финансовые источники: потенциальных меценатов. Далеко не каждый желающий помочь готов вкладывать деньги, зная о том, что средства поступают в музей не напрямую. Между тем руководство музея признает, что, несмотря на это препятствие, все же есть меценаты, которые оказывают существенную поддержку Гатчине.
Главная проблема, которая мешает потенциальным меценатам проявить себя в благотворительности, – это отсутствие действенного закона о меценатстве. Желающих много, но вкладывать деньги неизвестно куда, без закона, никто не хочет.
Сколько времени потребуется на разработку двух законов, необходимых не только Гатчине, но и другим музеям-заповедникам, неизвестно. Закон о меценатстве обсуждается постоянно, но существенных сдвигов пока не произошло. Как охраняются без специального закона территории иных музеев-заповедников – отдельная тема. Факт, что Гатчина в нем остро нуждается.
Автор: Марина Голокова
Государственный музей-заповедник «Гатчина» до 1941 года представлял собой уникальный дворцово-парковый ансамбль, особо ценный неповторимым архитектурным решением. Ни один музейный парк России не может сравниться с Гатчиной в части ландшафтного искусства. Цепочка озер с оригинальными береговыми линиями, мосты, насыпные террасы, усложняющие рельеф, павильоны, скульптура русских и итальянских мастеров прошлых веков делают Гатчинский ансамбль истинным шедевром. Вся эта пейзажная красота в довершение ко всему окутана особым, мистическим духом истории императорской семьи.
Гатчинский дворец не случайно называли «пригородным Эрмитажем». Его богатство заключается в уникальных интерьерах. Это был единственный дворец, в котором располагались не только парадные помещения, но и личные комнаты членов царской семьи.
Дворец без гламура
Гатчинский дворец возведен в 1766–1781 годах по проекту известного итальянского архитектора Антонио Ринальди. Изначально он был построен для фаворита императрицы Екатерины II графа Григория Орлова. В 1783 году Гатчина становится резиденцией Павла I. В середине XIX века – резиденцией Николая I. В 1881–1994 годах большую часть своего времени в Гатчинском дворце проводил Александр III. Эпоха каждого из императоров отразилась в дворцовых интерьерах. Сегодня Гатчинский дворец является едва ли не единственным архитектурным памятником столь крупного масштаба, в котором преобладает атмосфера будней великих царей. Здесь сохранены царские покои. Как говорит директор ГМЗ «Гатчина» Никита Батенин, здесь представлена «не праздничная жизнь, не та позолота, шик и блеск балов», которые отражены, например, в Царском Селе или Петергофе. В Гатчине, в отличие от других дворцовых комплексов, сохранилась атмосфера быта императорской семьи.
Царские покои и залы дворца остались практически неизменными даже после Великой Отечественной войны. Гатчинский музей-заповедник в целом от войны пострадал меньше, чем ансамбли Петергофа или Павловска. В результате ГМЗ «Гатчина» вместе с ГМЗ «Ораниенбаум», как два наиболее сохранившихся дворцово-парковых ансамбля, в послевоенный период остались без особого внимания государственной власти. В середине прошлого века все силы были брошены на восстановление Петергофа, Павловска, Царского Села. Уцелевшие после войны Гатчина и Ораниенбаум долгое время существовали на мизерные суммы, периодически выделяемые государством. Роскошные некогда архитектурные сооружения обоих ансамблей медленно, но верно разрушались.
Военные спасители
Если жизнь Ораниенбаума два года назад все же изменилась в лучшую сторону, то Гатчина еще остается самостоятельно выживать в весьма непростых условиях. ГМЗ «Гатчина» – памятник федерального значения, находящийся в ведомстве Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Логично, что средства на реставрацию музейного комплекса должны выделяться из государственного бюджета. Государственные деньги на восстановление ГМЗ «Гатчина», по словам Никиты Батенина, стали поступать только в 1976 году. До этого времени, с 1945 года, «реставрация» выражалась только в письмах сотрудников музея к вышестоящим лицам с просьбой выделить финансирование. Причем письма эти, по словам директора ГМЗ «Гатчина», не имели никаких, даже малейших, результатов. Никита Батенин говорит, что руководство музея даже радовалось, когда в 1950-е годы Гатчинский дворец заняло военное ведомство, а затем – закрытый военный институт «Электронстандарт». Тогда, при полном отсутствии денег, это был один из способов хоть как-то сохранить архитектурный памятник. Несмотря на то что военный институт переделал значительную часть дворцовых помещений под собственные нужды, музейные сотрудники отзываются о нем только положительно. Говорят, что в большей мере именно благодаря этим весьма непростым арендаторам Гатчинский дворец выстоял долгий период ожидания реставрации.
Ноль на реставрацию
То, что в 1976 году все-таки были выделены деньги на реставрацию дворцово-паркового ансамбля, музейные работники до сих пор считают счастливой случайностью. ГМЗ «Гатчина», по словам Никиты Батенина, просто «попал в какую-то струю». В результате, спустя 9 лет, в 1985 году, после реставрации открываются Белый зал, столовая и аванзал. С тех пор реставрация ведется по сей день. «Правда, то стихает, то активизируется», – уточняет Никита Батенин. Паузы в работе возникают только по одной причине – нестабильное финансирование. «У нас цифры постоянно скакали, – говорит Никита Батенин. – Выделяли и 18 млн рублей, и 2 млн рублей, и вообще ноль. Говорить о том, что Гатчина хотя бы кого-то интересовала и была во внимании каких-то властей, было бы, наверное, опрометчиво. Когда я вижу в отчетах Русского музея или Царского Села такие цифры, как 300–500 млн, то называть наши данные мне становится не смешно, но неудобно. Нам, например, в 2003 году выделили 2 млн рублей, но для нас и это хорошо».
Несмотря на такую нестабильность, руководство ГМЗ «Гатчина» все же добилось реставрации Приоратского дворца, малой анфилады императрицы Марии Федоровны, комнат Александра III, шлюза на Белом озере. Был отреставрирован также Березовый домик, который, по словам Никиты Батенина, на следующий же год после открытия подожгли. В результате домик реставраторы восстанавливали дважды.
Запущенный сад
Березовый домик – не единственный объект ГМЗ «Гатчина», который пострадал от пожара. Летом 1993 года огонь уничтожил один из уникальных памятников ансамбля – Адмиралтейство. Его здание гармонично вписывалось в парковый пейзаж. Адмиралтейство было построено в XVIII веке для хранения парусных и гребных судов, использующихся для прогулок по Белому озеру. Это было большое деревянное здание на двенадцати столбах. После войны оно служило площадкой для проведения культурных мероприятий города. Сегодня на месте Адмиралтейства сиротливо стоят несколько столбов, расписанных граффити и «огражденных» растоптанной сеткой.
Дворцово-парковый ансамбль, являвшийся несколько столетий назад роскошной резиденцией императорской семьи, сегодня напоминает заброшенный сад. Все павильоны, расположенные на территории музейного комплекса, остро нуждаются в реставрации. Парк все чаще посещают «ценители» искусства, которые пытаются оставить после себя страшные следы. Охрана территории музея-заповедника и восстановление парка – еще одна больная тема. На зарплату охранника ГМЗ «Гатчина», по словам Никиты Батенина, согласны только пенсионеры. Более того, проблема заключается еще и в том, что сейчас юридически отсутствует понятие «музей-заповедник». Нет специального закона, в котором были бы прописаны правила охраны территории музея-заповедника. В результате парк, сильно пострадавший во время и сразу после войны, сегодня продолжает испытывать тяготы уже другого характера. По словам Никиты Батенина, он постоянно страдает от действий вандалов.
Сдвиг с мертвой тоЧки
Глава ГМЗ «Гатчина» отмечает, что на восстановление дворца и реконструкцию парка в целом требуется около 5-7 млрд рублей. Сравнительно ощутимое финансирование стало поступать только сейчас. Однако это деньги только из городского бюджета. В этом году город выделил 50 млн рублей. Государство, по словам Никиты Батенина, не выделило ни копейки. На существующие средства руководство ГМЗ «Гатчина» намерено завершить все работы по реставрации центрального корпуса Гатчинского дворца. Так, сотрудники музея планируют восстановить мраморную лестницу и ведущий к ней восточный полуциркуль. Таким образом, будет восстановлен выход к Арсенальному каре, действовавшему во времена русских императоров. В следующем году руководство музея-заповедника планирует начать восстановление павильона Венеры на острове Любви.
Будут ли выделены средства из государственного бюджета в следующем году – неизвестно. ГМЗ «Гатчина» по каким-то причинам не попадает в федеральную целевую программу «Культура России», хотя речь об этом периодически ведется. О Гатчине то ли по каким-то роковым стечениям обстоятельств, то ли намеренно ежегодно забывают. Заместитель директора по реставрации ГМЗ «Гатчина» Галина Танаевская утверждает, что причиной тому порой могут являться длительные согласования проектной документации.
Атмосфера беззакониЯ
У Гатчины нет таких дополнительных источников финансирования, как, например, Фонд поддержки Ораниенбаума или Клуб друзей Царского Села. «Мы попытались создать своеобразный фонд поддержки Гатчины, – говорит Никита Батенин. – Оказалось, что мы сами юридически не можем выступать учредителями такого фонда, потому что ГМЗ «Гатчина» – государственное учреждение. Такой фонд может создавать кто-то со стороны. Мы не имеем права заключать какие-либо финансовые отношения с фондом. Фонд в результате должен финансировать нас не напрямую, а через казначейство».
Как оказалось, казначейство отпугивает и другие финансовые источники: потенциальных меценатов. Далеко не каждый желающий помочь готов вкладывать деньги, зная о том, что средства поступают в музей не напрямую. Между тем руководство музея признает, что, несмотря на это препятствие, все же есть меценаты, которые оказывают существенную поддержку Гатчине.
Главная проблема, которая мешает потенциальным меценатам проявить себя в благотворительности, – это отсутствие действенного закона о меценатстве. Желающих много, но вкладывать деньги неизвестно куда, без закона, никто не хочет.
Сколько времени потребуется на разработку двух законов, необходимых не только Гатчине, но и другим музеям-заповедникам, неизвестно. Закон о меценатстве обсуждается постоянно, но существенных сдвигов пока не произошло. Как охраняются без специального закона территории иных музеев-заповедников – отдельная тема. Факт, что Гатчина в нем остро нуждается.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Архитектура и реставрация
