Прокуратура советует
Прокуратура Санкт-Петербурга считает, что вопросы, связанные с законодательным регулированием развития застроенных территорий, следует решать не в узком нормативном документе, посвященном одному из направлений градостроительной деятельности, которым является закон 382-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга» от 26 мая 2004 года, а в комплексном документе – таком, как закон «Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» 778-116 от 30 декабря 2003 года, поскольку в действующей редакции данного закона нашли отражение в качестве предмета регулирования все установленные Градостроительным кодексом РФ полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, кроме полномочий по принятию решений о развитии территорий.
Такой вывод содержится в письме прокуратуры от 16 ноября 2007 года, которое было обнародовано на заседании комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам 22 ноября, при обсуждении законопроекта о внесении изменений в закон 382-43, которым правительству Санкт-Петербурга предлагается предоставить право на принятие решений развития застроенных территорий и проведение аукционов. По мнению прокурора Санкт-Петербурга Сергея Зайцева, передавая эти полномочия городскому правительству, законодатель должен урегулировать до конца вопросы с проведением аукционов либо предоставить правительству Санкт-Петербурга право устанавливать методику определения начальной цены предмета аукциона, либо оставить за собой это право и, соответственно, оговорить порядок взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти по этому вопросу.
«Кроме того, – считает г-н Зайцев, – федеральное законодательство допускает теоретическую возможность того, что земельный участок, входящий в границы застроенной территории, может находиться в частной собственности, а закон 382-43 подобную ситуацию не рассматривает. Решение земельного вопроса выпадает из его зоны регулирования, так как предмет закона – объекты недвижимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга». Вместе с тем регулирование вопросов градостроительной деятельности на застроенных территориях, обремененных правами третьих лиц, в случае принятия решения о развитии застроенной территории, представляется одним из важнейших вопросов, которые подлежат законодательному регулированию. В том числе следует установить критерии, по которым в отношении конкретной территории, обремененной правами третьих лиц, может быть принято решение о ее развитии. Необходимо определить, на ком будут лежать риски, связанные с несогласием правообладателей недвижимости распорядиться принадлежащим ему правом в пользу третьих лиц.
«Учитывая социальную значимость вопроса, необходимо также определить, имеет ли право лицо, выполнившее свои обязательства по инвестиционному договору, относящиеся к подготовительному этапу и получившее права собственности или аренды на земельные участки, не только самостоятельно завершить реконструкцию, но и продать земельные участки, переуступить права другим застройщикам», – считает г-н Зайцев.
Как сообщил председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей Никешин, позиция прокуратуры в основном совпадает с мнением членов комиссии, которое они уже неоднократно высказывали, как в ходе заседаний комиссии при обсуждении этого вопроса, так и во время общественных и депутатских слушаний. В настоящее время комиссией подготовлена новая редакция проекта закона «О развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге», в котором определены полномочия органов государственной власти (исполнительной и законодательной), указанные в статьях 46.1-46.3 Градостроительного кодекса РФ, и основания для включения в адресный перечень зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Законопроект будет внесен в Законодательное собрание сразу после получения юридического заключения.
Автор: Евгений Герасимов
Такой вывод содержится в письме прокуратуры от 16 ноября 2007 года, которое было обнародовано на заседании комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам 22 ноября, при обсуждении законопроекта о внесении изменений в закон 382-43, которым правительству Санкт-Петербурга предлагается предоставить право на принятие решений развития застроенных территорий и проведение аукционов. По мнению прокурора Санкт-Петербурга Сергея Зайцева, передавая эти полномочия городскому правительству, законодатель должен урегулировать до конца вопросы с проведением аукционов либо предоставить правительству Санкт-Петербурга право устанавливать методику определения начальной цены предмета аукциона, либо оставить за собой это право и, соответственно, оговорить порядок взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти по этому вопросу.
«Кроме того, – считает г-н Зайцев, – федеральное законодательство допускает теоретическую возможность того, что земельный участок, входящий в границы застроенной территории, может находиться в частной собственности, а закон 382-43 подобную ситуацию не рассматривает. Решение земельного вопроса выпадает из его зоны регулирования, так как предмет закона – объекты недвижимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга». Вместе с тем регулирование вопросов градостроительной деятельности на застроенных территориях, обремененных правами третьих лиц, в случае принятия решения о развитии застроенной территории, представляется одним из важнейших вопросов, которые подлежат законодательному регулированию. В том числе следует установить критерии, по которым в отношении конкретной территории, обремененной правами третьих лиц, может быть принято решение о ее развитии. Необходимо определить, на ком будут лежать риски, связанные с несогласием правообладателей недвижимости распорядиться принадлежащим ему правом в пользу третьих лиц.
«Учитывая социальную значимость вопроса, необходимо также определить, имеет ли право лицо, выполнившее свои обязательства по инвестиционному договору, относящиеся к подготовительному этапу и получившее права собственности или аренды на земельные участки, не только самостоятельно завершить реконструкцию, но и продать земельные участки, переуступить права другим застройщикам», – считает г-н Зайцев.
Как сообщил председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей Никешин, позиция прокуратуры в основном совпадает с мнением членов комиссии, которое они уже неоднократно высказывали, как в ходе заседаний комиссии при обсуждении этого вопроса, так и во время общественных и депутатских слушаний. В настоящее время комиссией подготовлена новая редакция проекта закона «О развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге», в котором определены полномочия органов государственной власти (исполнительной и законодательной), указанные в статьях 46.1-46.3 Градостроительного кодекса РФ, и основания для включения в адресный перечень зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Законопроект будет внесен в Законодательное собрание сразу после получения юридического заключения.
Автор: Евгений Герасимов
рубрика:
Коридоры власти
