Инвестиционные параметры
В этом году финансисты Санкт-Петербурга вслед за «федералами» разработали трехлетний бюджет – впервые в истории постсоветской России. О новом бюджете рассказывает председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга Александр Никонов.
– Александр Анатольевич, что особенного в этом главном финансовом законе Петербурга?
– В окончательном своем варианте параметры бюджета стали выглядеть еще более внушительно: в 2008 году доходы составят почти 296 млрд рублей, расходы – 342 с небольшим млрд рублей. После второго чтения расходы увеличились примерно на 18 миллиардов. Немного увеличились и параметры 2009-2010 годов. В целом и по доходам, и по расходам бюджет составляет более 1 триллиона рублей в трехлетнем исчислении. Это новая значимая граница, которую мы в своем бюджетном процессе превысили.
Одним из нововведений, которое мы имеем в этом бюджете, является строчка «условно принимаемые обязательства»: на 2009 год они составляют 23 млрд рублей, на 2010 – 72 миллиарда. Мы считаем, что резерв на 2009 год на новые, пока не распределенные по конкретным статьям расходы, остался очень небольшой. Поэтому Комитет финансов будет занимать очень осторожную позицию при рассмотрении и согласовании новых крупных бюджетных программ. Понятно, что жизнь не стоит на месте, и такие программы появятся, например, вероятны они в области транспорта или информатизации бюджетной системы.
– И на что мы будем тратить столь значимую сумму?
– Это как раз вторая особенность документа – резкий рост расходов инвестиционного характера. Мы превысили планку в 100 млрд рублей, на следующий год Адресная Инвестиционная Программа (АИП) составит почти 108 млрд рублей, а в трехлетнем исчислении мы приближаемся к величине в 350 млрд рублей. Если сравнить с 2003 годом, то инвестиционные расходы увеличились более чем в 11 раз за 4 года. Если же сравнивать с 2007 годом, то рост тоже приличный – на 60 процентов. Можно привести и другое интересное сравнение: только инвестиционные расходы 2008 года в 1,4 раза больше всех расходов бюджета 2003 года.
Важнейшим приоритетом трехлетнего бюджета, помимо инвестиционных расходов, являются расходы на решение жилищных проблем граждан. Это я бы хотел отметить отдельно, поскольку в прессе появлялись публикации о совсем незначительных средствах, которые город заложил на строительство жилья. Говорилось о полумиллиарде рублей. Не знаю, откуда наши оппоненты взяли эту цифру, но, видимо, они очень невнимательно читали бюджет. Потому что только на прямое строительство город выделяет в следующем году более 15 млрд рублей. Помимо этого мы увеличили расходы по трем жилищным программам, которые действовали в городе, и приняли две новые программы. Всего по этим пяти программам в следующем году расходы составят 5,5 миллиардов рублей, а к 2010 вырастут до 15 млрд. И это правильно, потому что эти программы направлены на улучшение жилищных условий граждан, которые стоят на очереди много лет и не могут самостоятельно решить свой квартирный вопрос. Это не бесплатное жилье, это жилье, по которому город часть расходов (в некоторых случаях – до 50 процентов) берет на себя. При этом размер субсидии, выделяемой конкретной семье, определяется индивидуально – в зависимости от срока нахождения на очереди, количества детей и иных факторов, предусмотренных программами.
К расходам для решения жилищных проблем я бы отнес еще и расходы, направленные на капитальный ремонт жилого фонда. И хотя по бюджетной классификации эти расходы не относятся к инвестиционным, они близки по экономическому содержанию расходам на реконструкцию и строительство жилья, поскольку за их счет кардинально меняется качество жилья. На капитальный ремонт жилых домов в 2008 году направляется более 10 млрд рублей.
Цели решения жилищных проблем горожан преследуют также расходы, связанные с выделением субсидий членам семей инвалидов. Самим инвалидам выделяет средства федеральный бюджет. Город выделяет дополнительные субсидии таким семьям, поскольку мы понимаем, что без такой поддержки семья переехать в новую квартиру не сможет.
Одним словом, посчитав все отмеченные расходы вместе (бюджетное строительство жилья, капитальный ремонт, жилищные программы и субсидии), можно видеть, что только в 2008 году бюджет города выделяет 32 млрд рублей на решение жилищных проблем.
– Адресная инвестиционная программа – это не только строительство жилья. Во что еще предполагается вкладывать бюджетные средства?
– Продолжением хороших традиций, заложенных в предыдущие годы, на мой взгляд, является выделение достаточно больших средств на развитие инфраструктуры. Мы понимаем, что, кроме городской власти, никто этого делать не станет, потому что эти проекты неокупаемые в коммерческом смысле, но без них невозможно развитие ни жилищного, ни производственного строительства. На развитие объектов инженерной инфраструктуры – тепло-, водо-, энергоснабжения – в 2008 году планируется направить более 32,5 миллиарда. В следующие годы эта сумма еще подрастет. На развитие дорожного хозяйства – 15 миллиардов. Сегодня уже абсолютно ясно, что транспортную проблему города мы не решим без развития метрополитена. Город вкладывает в него все больше и больше. В трехлетнем бюджете заложено на развитие объектов метро примерно по 13 млрд рублей в год. А начинали недавно мы с суммы менее 1 млрд рублей в год, потом стали, как обещали, вкладывать по 3 млрд рублей. Как видите, сейчас эта планка значительно превышена. Надеемся, что со следующего года федеральный бюджет станет выделять больше средств, и финансирование строительства метро пойдет на паритетных началах. К сожалению, сегодня федеральный бюджет выделяет менее 1 миллиарда.
– А сколько средств получают главные распорядители бюджетных средств – районы и комитеты? Ведь их полномочия значительно расширены.
– Объем расходов, проходящих через сметы районных администраций, стабильно растет из года в год. На один район приходится от 2,5 до 6 с лишним миллиарда (в зависимости от величины района). В сметах районов, как правило, нет инвестиционных затрат (инвестиции проходят через профильные комитеты), так что все эти огромные суммы связаны с реализацией задач ремонта жилого фонда, благоустройством, ремонтом и содержанием бюджетных учреждений и других задач текущей городской жизни. Мы, например, планируем в следующем году в основном завершить программу благоустройства дворовых территорий, принятую 4 года назад.
Что касается комитетов, то наиболее бюджетоемкие из них следующие. Прежде всего, это Комитет по строительству – 46 млрд рублей, основные задачи и суммы которого: строительство жилья – 15,5 млрд рублей, коммунальное строительство – более 4 млрд рублей, объекты спорта – почти 7 млрд рублей, здравоохранения – более 5 млрд рублей, образования – более 4 млрд рублей, культура – почти 4 млрд рублей, транспорт – 2 млрд рублей.
Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству получает 39,6 млрд рублей. В том числе по АИП – более 15 млрд рублей, дорожные субсидии федерального бюджета – 6,3 млрд рублей, на текущий ремонт и содержание дорог – более 10 млрд рублей, на ремонт набережных мостов и иных сооружений – почти 2 млрд рублей, капитальный ремонт дорог – 3 млрд рублей, расходы, связанные с развитием или восстановлением озеленения города – 2 млрд рублей.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению – 31,5 миллиарда, основная часть по АИП – более 25 млрд рублей, остальное – расходы текущего характера, связанные с уличным освещением, капремонтом сетей, программой по ремонту систем теплоснабжения в Петроградском, Курортном и Петродворцовом районах.
Жилищный комитет получает немного меньше – 25 млрд рублей. Это связано с тем, что средства на капитальный ремонт домов и благоустройство распределены по районам города. Основные статьи затрат Жилищного комитета – это ремонт лифтов – 1 млрд рублей, приобретение узлов учета тепловой энергии многоквартирных домов – 1,5 млрд рублей, все затраты, связанные с уборкой и переработкой мусора – около 700 млн рублей, а также субсидии на оплату льгот по ЖКУ и покрытие выпадающих доходов организаций – более 10 млрд рублей, плюс, конечно, реализация пяти жилищных городских программ – 5,5 млрд рублей.
– Из года в год Вы критикуете исполнительскую дисциплину главных распорядителей. Как правило, основная нагрузка по исполнению бюджета ложится на IV квартал. Как обстоят дела в этом году?
– На 1 ноября процент исполнения годовых ассигнований составил 66 процентов. Это по оплаченным счетам. Документы в оплату мы принимаем до 24 декабря. За полтора месяца необходимо израсходовать порядка 80 млрд рублей, то есть треть бюджета. Возможно, часть работ уже выполнена, но не подписаны акты по выполненным работам, и, соответственно, не оплачены счета. Особых опасений крупного неисполнения бюджета у меня нет, но, вероятно, картина будет похожа на предыдущие годы – большая нагрузка по проведению платежей придется, к сожалению, на декабрь. Так что в смысле ритмичности освоения бюджетных средств, ситуация практически не изменилась.
– В прессе можно прочитать, что бюджет Петербурга не является трехлетним, он только так называется, а на самом деле картина ясна только по 2008 году, а на 2009-2010 годы даны лишь общие предположительные цифры по доходам и расходам.
– Мне трудно комментировать такие высказывания, потому что они ни на чем не основываются. Если мы посмотрим сам документ под названием «Бюджет», то увидим, что он имеет отдельные приложения, которые расписывают расходы как по 2008 году, так и по 2009-2010 годам. Таблицы одинаковые по тем же самым статьям. Возможно, наши оппоненты просто не заглянули в соответствующие приложения. На 2009-2010 годы не расписана только сумма по строчке «условно принимаемые обязательства». Но это полностью соответствует Бюджетному кодексу. На 2009 год, как я говорил выше, нераспределенными остались 23 млрд рублей. Если брать по отношению к расходам в целом (342 млрд рублей), то это около 6,5 процента. Бюджетным кодексом установлена минимальная планка – 2,5 процента на первый год планового периода. Мы полностью соблюдаем законодательство и находимся в разумных пределах. Более того, я считаю, что эта сумма для города, экономика которого успешно развивается, могла бы быть больше. По 2010 году – порядка 17 процентов (72 млрд рублей) нераспределенных по статьям расходов, и это нормально, потому что нам до него еще жить два года.
– И, наконец, давайте проясним ситуацию с зарплатой чиновников. В СМИ прозвучало, что московские чиновники получают меньше петербургских.
– Зарплата наших чиновников, на мой взгляд, находится в разумных пределах, а, учитывая размер и сложность решаемых задач, могла бы быть и больше. На содержание органов государственной власти в 2007 году выделено всего 3,11 процента от общих расходов, в 2008 году и далее – около 2,7 процента. А если брать только зарплату, то это менее 2 процентов от всех расходов: 2007 – 1,96 процента, 2008 – 1,73 процента, 2009 – 1,8 процента. Это совокупные расходы на содержание органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Если же брать только исполнительную власть, то процент еще меньше: общие расходы – 2,62 процента, заработная плата в нынешнем году – 1,73 процента, в последующие годы – 1,5-1,6 процента. Так что эти расходы очень невелики, и, с моей точки зрения, неправильно говорить о том, что они чрезмерны или не обоснованы. Причем не стоит забывать, что необходимое количество сотрудников в исполнительной власти определяется объемом тех задач, которые приходится решать. На самом деле численность органов исполнительной власти увеличивалась весьма спокойными, скромными темпами. Простая логика подсказывает: если объем средств, которые нужно осваивать, вырос в 4 раза за последние годы, если количество и объем задач, количество строящихся объектов, число контролируемых программ, контрактов, договоров, увеличилось еще сильнее, то и количество людей должно было вырасти. В противном случае, добиться положительного результата невозможно.
Автор: Беседовала Лилиана Глазова
– Александр Анатольевич, что особенного в этом главном финансовом законе Петербурга?
– В окончательном своем варианте параметры бюджета стали выглядеть еще более внушительно: в 2008 году доходы составят почти 296 млрд рублей, расходы – 342 с небольшим млрд рублей. После второго чтения расходы увеличились примерно на 18 миллиардов. Немного увеличились и параметры 2009-2010 годов. В целом и по доходам, и по расходам бюджет составляет более 1 триллиона рублей в трехлетнем исчислении. Это новая значимая граница, которую мы в своем бюджетном процессе превысили.
Одним из нововведений, которое мы имеем в этом бюджете, является строчка «условно принимаемые обязательства»: на 2009 год они составляют 23 млрд рублей, на 2010 – 72 миллиарда. Мы считаем, что резерв на 2009 год на новые, пока не распределенные по конкретным статьям расходы, остался очень небольшой. Поэтому Комитет финансов будет занимать очень осторожную позицию при рассмотрении и согласовании новых крупных бюджетных программ. Понятно, что жизнь не стоит на месте, и такие программы появятся, например, вероятны они в области транспорта или информатизации бюджетной системы.
– И на что мы будем тратить столь значимую сумму?
– Это как раз вторая особенность документа – резкий рост расходов инвестиционного характера. Мы превысили планку в 100 млрд рублей, на следующий год Адресная Инвестиционная Программа (АИП) составит почти 108 млрд рублей, а в трехлетнем исчислении мы приближаемся к величине в 350 млрд рублей. Если сравнить с 2003 годом, то инвестиционные расходы увеличились более чем в 11 раз за 4 года. Если же сравнивать с 2007 годом, то рост тоже приличный – на 60 процентов. Можно привести и другое интересное сравнение: только инвестиционные расходы 2008 года в 1,4 раза больше всех расходов бюджета 2003 года.
Важнейшим приоритетом трехлетнего бюджета, помимо инвестиционных расходов, являются расходы на решение жилищных проблем граждан. Это я бы хотел отметить отдельно, поскольку в прессе появлялись публикации о совсем незначительных средствах, которые город заложил на строительство жилья. Говорилось о полумиллиарде рублей. Не знаю, откуда наши оппоненты взяли эту цифру, но, видимо, они очень невнимательно читали бюджет. Потому что только на прямое строительство город выделяет в следующем году более 15 млрд рублей. Помимо этого мы увеличили расходы по трем жилищным программам, которые действовали в городе, и приняли две новые программы. Всего по этим пяти программам в следующем году расходы составят 5,5 миллиардов рублей, а к 2010 вырастут до 15 млрд. И это правильно, потому что эти программы направлены на улучшение жилищных условий граждан, которые стоят на очереди много лет и не могут самостоятельно решить свой квартирный вопрос. Это не бесплатное жилье, это жилье, по которому город часть расходов (в некоторых случаях – до 50 процентов) берет на себя. При этом размер субсидии, выделяемой конкретной семье, определяется индивидуально – в зависимости от срока нахождения на очереди, количества детей и иных факторов, предусмотренных программами.
К расходам для решения жилищных проблем я бы отнес еще и расходы, направленные на капитальный ремонт жилого фонда. И хотя по бюджетной классификации эти расходы не относятся к инвестиционным, они близки по экономическому содержанию расходам на реконструкцию и строительство жилья, поскольку за их счет кардинально меняется качество жилья. На капитальный ремонт жилых домов в 2008 году направляется более 10 млрд рублей.
Цели решения жилищных проблем горожан преследуют также расходы, связанные с выделением субсидий членам семей инвалидов. Самим инвалидам выделяет средства федеральный бюджет. Город выделяет дополнительные субсидии таким семьям, поскольку мы понимаем, что без такой поддержки семья переехать в новую квартиру не сможет.
Одним словом, посчитав все отмеченные расходы вместе (бюджетное строительство жилья, капитальный ремонт, жилищные программы и субсидии), можно видеть, что только в 2008 году бюджет города выделяет 32 млрд рублей на решение жилищных проблем.
– Адресная инвестиционная программа – это не только строительство жилья. Во что еще предполагается вкладывать бюджетные средства?
– Продолжением хороших традиций, заложенных в предыдущие годы, на мой взгляд, является выделение достаточно больших средств на развитие инфраструктуры. Мы понимаем, что, кроме городской власти, никто этого делать не станет, потому что эти проекты неокупаемые в коммерческом смысле, но без них невозможно развитие ни жилищного, ни производственного строительства. На развитие объектов инженерной инфраструктуры – тепло-, водо-, энергоснабжения – в 2008 году планируется направить более 32,5 миллиарда. В следующие годы эта сумма еще подрастет. На развитие дорожного хозяйства – 15 миллиардов. Сегодня уже абсолютно ясно, что транспортную проблему города мы не решим без развития метрополитена. Город вкладывает в него все больше и больше. В трехлетнем бюджете заложено на развитие объектов метро примерно по 13 млрд рублей в год. А начинали недавно мы с суммы менее 1 млрд рублей в год, потом стали, как обещали, вкладывать по 3 млрд рублей. Как видите, сейчас эта планка значительно превышена. Надеемся, что со следующего года федеральный бюджет станет выделять больше средств, и финансирование строительства метро пойдет на паритетных началах. К сожалению, сегодня федеральный бюджет выделяет менее 1 миллиарда.
– А сколько средств получают главные распорядители бюджетных средств – районы и комитеты? Ведь их полномочия значительно расширены.
– Объем расходов, проходящих через сметы районных администраций, стабильно растет из года в год. На один район приходится от 2,5 до 6 с лишним миллиарда (в зависимости от величины района). В сметах районов, как правило, нет инвестиционных затрат (инвестиции проходят через профильные комитеты), так что все эти огромные суммы связаны с реализацией задач ремонта жилого фонда, благоустройством, ремонтом и содержанием бюджетных учреждений и других задач текущей городской жизни. Мы, например, планируем в следующем году в основном завершить программу благоустройства дворовых территорий, принятую 4 года назад.
Что касается комитетов, то наиболее бюджетоемкие из них следующие. Прежде всего, это Комитет по строительству – 46 млрд рублей, основные задачи и суммы которого: строительство жилья – 15,5 млрд рублей, коммунальное строительство – более 4 млрд рублей, объекты спорта – почти 7 млрд рублей, здравоохранения – более 5 млрд рублей, образования – более 4 млрд рублей, культура – почти 4 млрд рублей, транспорт – 2 млрд рублей.
Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству получает 39,6 млрд рублей. В том числе по АИП – более 15 млрд рублей, дорожные субсидии федерального бюджета – 6,3 млрд рублей, на текущий ремонт и содержание дорог – более 10 млрд рублей, на ремонт набережных мостов и иных сооружений – почти 2 млрд рублей, капитальный ремонт дорог – 3 млрд рублей, расходы, связанные с развитием или восстановлением озеленения города – 2 млрд рублей.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению – 31,5 миллиарда, основная часть по АИП – более 25 млрд рублей, остальное – расходы текущего характера, связанные с уличным освещением, капремонтом сетей, программой по ремонту систем теплоснабжения в Петроградском, Курортном и Петродворцовом районах.
Жилищный комитет получает немного меньше – 25 млрд рублей. Это связано с тем, что средства на капитальный ремонт домов и благоустройство распределены по районам города. Основные статьи затрат Жилищного комитета – это ремонт лифтов – 1 млрд рублей, приобретение узлов учета тепловой энергии многоквартирных домов – 1,5 млрд рублей, все затраты, связанные с уборкой и переработкой мусора – около 700 млн рублей, а также субсидии на оплату льгот по ЖКУ и покрытие выпадающих доходов организаций – более 10 млрд рублей, плюс, конечно, реализация пяти жилищных городских программ – 5,5 млрд рублей.
– Из года в год Вы критикуете исполнительскую дисциплину главных распорядителей. Как правило, основная нагрузка по исполнению бюджета ложится на IV квартал. Как обстоят дела в этом году?
– На 1 ноября процент исполнения годовых ассигнований составил 66 процентов. Это по оплаченным счетам. Документы в оплату мы принимаем до 24 декабря. За полтора месяца необходимо израсходовать порядка 80 млрд рублей, то есть треть бюджета. Возможно, часть работ уже выполнена, но не подписаны акты по выполненным работам, и, соответственно, не оплачены счета. Особых опасений крупного неисполнения бюджета у меня нет, но, вероятно, картина будет похожа на предыдущие годы – большая нагрузка по проведению платежей придется, к сожалению, на декабрь. Так что в смысле ритмичности освоения бюджетных средств, ситуация практически не изменилась.
– В прессе можно прочитать, что бюджет Петербурга не является трехлетним, он только так называется, а на самом деле картина ясна только по 2008 году, а на 2009-2010 годы даны лишь общие предположительные цифры по доходам и расходам.
– Мне трудно комментировать такие высказывания, потому что они ни на чем не основываются. Если мы посмотрим сам документ под названием «Бюджет», то увидим, что он имеет отдельные приложения, которые расписывают расходы как по 2008 году, так и по 2009-2010 годам. Таблицы одинаковые по тем же самым статьям. Возможно, наши оппоненты просто не заглянули в соответствующие приложения. На 2009-2010 годы не расписана только сумма по строчке «условно принимаемые обязательства». Но это полностью соответствует Бюджетному кодексу. На 2009 год, как я говорил выше, нераспределенными остались 23 млрд рублей. Если брать по отношению к расходам в целом (342 млрд рублей), то это около 6,5 процента. Бюджетным кодексом установлена минимальная планка – 2,5 процента на первый год планового периода. Мы полностью соблюдаем законодательство и находимся в разумных пределах. Более того, я считаю, что эта сумма для города, экономика которого успешно развивается, могла бы быть больше. По 2010 году – порядка 17 процентов (72 млрд рублей) нераспределенных по статьям расходов, и это нормально, потому что нам до него еще жить два года.
– И, наконец, давайте проясним ситуацию с зарплатой чиновников. В СМИ прозвучало, что московские чиновники получают меньше петербургских.
– Зарплата наших чиновников, на мой взгляд, находится в разумных пределах, а, учитывая размер и сложность решаемых задач, могла бы быть и больше. На содержание органов государственной власти в 2007 году выделено всего 3,11 процента от общих расходов, в 2008 году и далее – около 2,7 процента. А если брать только зарплату, то это менее 2 процентов от всех расходов: 2007 – 1,96 процента, 2008 – 1,73 процента, 2009 – 1,8 процента. Это совокупные расходы на содержание органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Если же брать только исполнительную власть, то процент еще меньше: общие расходы – 2,62 процента, заработная плата в нынешнем году – 1,73 процента, в последующие годы – 1,5-1,6 процента. Так что эти расходы очень невелики, и, с моей точки зрения, неправильно говорить о том, что они чрезмерны или не обоснованы. Причем не стоит забывать, что необходимое количество сотрудников в исполнительной власти определяется объемом тех задач, которые приходится решать. На самом деле численность органов исполнительной власти увеличивалась весьма спокойными, скромными темпами. Простая логика подсказывает: если объем средств, которые нужно осваивать, вырос в 4 раза за последние годы, если количество и объем задач, количество строящихся объектов, число контролируемых программ, контрактов, договоров, увеличилось еще сильнее, то и количество людей должно было вырасти. В противном случае, добиться положительного результата невозможно.
Автор: Беседовала Лилиана Глазова
рубрика:
Тенденции и перспективы
