Развивать промышленные зоны
Ведущей отраслью экономики Санкт-Петербурга является промышленность: на ее долю приходится более четверти валового регионального продукта и почти четверть работающего населения города.
Вместе с тем промышленные предприятия, расположенные в центральной части города, уже сегодня мешают его дальнейшему развитию. Именно поэтому еще 4 года назад пришедшее к власти правительство Валентины Матвиенко решительно взялось за создание промышленных зон на окраинах города и перебазирование туда основной части предприятий. О том, каким образом это происходит, рассказывает первый заместитель председателя КЭРППиТ Сергей Фивейский.
– Сергей Андреевич, сегодня большая часть городских предприятий – частная собственность. Как можно заставить частника из престижного центра перебраться на окраины?
– Сразу стоит сказать, что правительство города не собирается переводить промышленные предприятия без согласия собственников. Только в том случае, когда собственники принимают решение о более оптимальном использовании принадлежащих им участков, город помогает осуществить перебазирование, то есть в свою очередь берет на себя обязательства по предоставлению подготовленных территорий в промышленных зонах.
Сокращение общей площади территорий, занимаемых объектами производственного назначения, а также объектами инженерной инфраструктуры и железнодорожного транспорта, не соответствующих экономическим, социальным, экологическим и градостроительным условиям их развития, будет происходить в соответствии с генпланом. Сегодня промышленные предприятия в центре города расположены хаотично, преимущественно вдоль водных артерий, ограничены узкими улицами и окружены зоной проживания. Производства не соответствуют современным санитарным нормам, а инженерно-транспортная инфраструктура нуждается в значительном ремонте и модернизации, так как большая часть коммуникаций изношена. То есть перебазирование может стать стратегически оправданным шагом для предприятий. Заодно можно будет решить и основную проблему, которая сдерживает развитие промышленного комплекса в целом – изношенность основных фондов, технологическая отсталость. Развертывание производства на новой площадке с использованием современного оборудования потребует больших организационных и финансовых усилий, но, несомненно, в дальнейшем повысит конкурентоспособность предприятий. И это та цель, за которую стоит побороться.
– Вы уже сказали, что перенос предприятий на окраины будет происходить обязательно, так как Генеральный план города не предусматривает их нахождения в центральной части. Но как убедить собственника, что переезд ему выгоден?
– В Петербурге существует положительная динамика в процессе перебазирования промышленных предприятий из исторического центра города. Ряд крупных предприятий уже завершает переезд в ближайшей перспективе.
Среди наиболее крупных можно отметить завод по производству молочной продукции ОАО «Петмол» (нежилая зона «Парнас»), ОАО «Красное Знамя» (нежилая зона «Восточная»), перебазирование и вывод терминально-логистического комплекса с территории Варшавского вокзала ООО «Модуль» (нежилая зона «Предпортовая»), а также ОАО «НПП «Буревестник» (нежилая зона «Рыбацкое») и ЗАО «Первая мебельная фабрика» (нежилая зона «Северо-Западная»).
В перспективе проекты: ОАО «Сестрорецкий инструментальный завод» из города Сестрорецка переедет в нежилую зону «Конная Лахта», ЗАО «Спейс-Мотор» из района «Северная Долина» туда же, ОАО «Ленполиграфмаш» из Петроградского района в нежилую зону «Северо-Западная». Большую роль в данном процессе играет административная поддержка правительства Санкт-Петербурга проектам перебазирования: инженерная подготовка промышленных территорий за счет средств городского бюджета, налоговые льготы, кадровое обеспечение и ряд других мероприятий.
В то же время влияние правительства носит исключительно поддерживающий характер, основным стимулом для перебазирования являются экономические факторы, что соответствует идее развития рыночных механизмов на рынке недвижимости. Факторами, стимулирующими процесс перебазирования, являются значительное различие цены земли в центре города и в промышленной зоне, разница в арендной плате и земельном налоге, а также менее жесткие экологические ограничения в промышленных зонах, а также высокая транспортная доступность.
– Расскажите, пожалуйста, сколько промышленных зон предполагается организовать в городе и какие из них уже сегодня готовы к размещению предприятий?
– Всего в структуре городской застройки выделяется около 50 промышленных районов и узлов, не считая отдельных объектов за их пределами. Они сгруппированы по трем уровням. К первой группе отнесены зоны, фактически сформированные и расположенные в центральной части города. По генеральному плану данные территории подлежат градостроительному преобразованию с целью повышения эффективности использования земель. Ко второй группе зон отнесены крупные промышленные узлы, зачастую имеющие площадь свыше 200 гектаров, которые подлежат дальнейшему развитию, в том числе путем инженерного обеспечения. Именно сюда предполагается перебазирование промышленных предприятий, расположенных в настоящее время в центральной части. Таких зон насчитывается свыше 25. К третьей группе отнесены зоны первоочередного развития промышленных территорий. Всего их девять – «Шушары», «Металлострой-2», «Конная Лахта», «Нойдорф», «Красносельская», «Рыбацкое», «Ручьи», «Территория севернее лесопарка «Ново-Орловский» и «Каменка». На указанные зоны должна быть в первую очередь разработана градостроительная документация и осуществлена комплексная инженерная подготовка. Сегодня эти зоны уже активно осваиваются. В «Нойдорфе» размещена особая экономическая зона (18,9 га), построен завод BSH по производству холодильников (50 млн EURO), строится BSH по производству стиральных машин (40 млн EURO). В «Шушарах» ведется строительство автомобильных концернов «Тойота» ($100 млн), «Дженерал Моторз» ($300 млн), «Сузуки Мотор Корпорейшн» ($100 млн). В «Каменке» – строит автозавод компания «Ниссан» ($200 млн). В «Металлострое» – завод по производству автомобильного и листового архитектурного стекла возводит «Русская Содовая Компания». В «Красносельской» – близко к завершению строительство завода по производству упаковки для табачной продукции «Алкан».
– Какие работы ведутся по остальным промышленным зонам?
– Прежде всего проводится инвентаризация территорий. С 2004 по 2006 годы провели инвентаризацию 15 зон, в этом году к ним прибавились территории производственных зон «Нева», «Северо-Западная», «Предпортовая-1», «Ломоносовкая-Мартышкино». До конца 2007 года будет проведена инвентаризация производственных зон «Бронка», «Полюстрово», «Ломоносовская». Далее наступает стадия разработки проектов планировки. В прошлом году Комитетом одновременно проводилась разработка проектов планировки 12 производственных зон. По заказу нашего Комитета в настоящее время выполняются проекты планировки и проекты межевания следующих территорий: «Металлострой-2», «Конная Лахта», «Предпортовая-3», «Рыбацкое», «Ручьи», «Красносельская», часть территории «Юго-Западная», «Белоостров», «Обухово», «Парнас». Кроме того, в 2007 году начата работа по разработке проектов планировки и проектов межевания производственных зон «Ржевка», «Пушкинская», «Коломяги», «Предпортовая-2», «Военная Гавань и Янтарь», территория IT-парка, в ближайшее время предполагается приступить к разработке проектов планировки и проектов межевания территорий «Предпортовая-1», «Ижорские заводы», «Нева», «Ломоносовская-Мартышкино», «Марьино», «Северо-Западная», «Понтонная», «Саперная». Одновременно ведется работа по созданию топографических планов.
– Больной вопрос – инженерная подготовка территорий…
– Действительно, до недавнего времени в городе практически отсутствовали инженерно подготовленные территории, в связи с чем правительством было принято решение о реализации проектов комплексной инженерной подготовки территории производственных зон за счет средств городского бюджета. Пилотный проект строительства инженерно-транспортной инфраструктуры вновь создаваемой производственной зоны «Нойдорф» за счет средств бюджета Санкт-Петербурга был начат Комитетом в 2004 году. За три года пустующая территория была инженерно подготовлена, что и стало решающим фактором победы Санкт-Петербурга в конкурсе на создание особой экономической зоны, проведенном в конце 2005 года Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. На инженерную подготовку индустриальной зоны «Нойдорф» (в пос. Стрельна) за 3 года было выделено из городского бюджета порядка 302 млн рублей.
В качестве примера можно также назвать промышленную зону «Шушары», которая расположена на 1500 га. Еще три года назад она не представляла интереса для потенциальных инвесторов, а сегодня, после того как городским правительством было принято решение о ее полной инженерной подготовке, которая обойдется городскому бюджету в 4 млрд рублей (2005 – 2008 годы), «Шушары» – одна из самых привлекательных и востребованных промышленных зон. Именно ее выбрали для своих проектов такие крупные компании, как «Тойота», «Дженерал Моторз», «Магна», «Сузуки» и другие. В рамках инженерной подготовки производственной зоны «Шушары» выполнен проект рекультивации земельного участка, предназначенного для размещения завода по производству автомобилей компании «Дженерал Моторз». Мы считаем, что инженерная подготовка территорий – это рациональное расходование бюджетных средств в интересах города. В 2008-2010 годах на подготовку документации по планировке территорий и инвентаризации производственных зон, а также на инженерную подготовку территорий будет выделено свыше 1,6 млрд рублей. Таким образом, одной из ключевых задач политики города является осуществление мероприятий по плановому освоению и увеличению инвестиционной привлекательности всех производственных зон Санкт-Петербурга.
Более того, настало время осмыслить проблему специализации промышленных территорий. И у города появились на это финансовые и организационные возможности. Сегодня мы наблюдаем, что на промышленной территории могут соседствовать совершенно разные по специфике предприятия. Например, пищевое производство расположено рядом с площадкой, где производится бетон или металлоконструкции. Мы уже договорились с Комитетом по градостроительству и архитектуре о разработке Концепции развития промышленных территорий, что подразумевает решение комплекса вопросов, связанных со специализацией, формированием нескольких зон с определенной отраслевой направленностью. Сегодня их создание уже идет. В «Шушарах» складывается автомобильный кластер, на эту же территорию устремляется бизнес, нацеленный на производство автокомплектующих. Транспортно-логистический кластер формируется в районе Пулково – Предпортовая –1-2. Пищевая промышленность концентрируется на «Парнасе». Так что сегодня речь идет уже о формировании специализированных промышленных зон.
Автор: Беседовала Лилиана Глазова
Вместе с тем промышленные предприятия, расположенные в центральной части города, уже сегодня мешают его дальнейшему развитию. Именно поэтому еще 4 года назад пришедшее к власти правительство Валентины Матвиенко решительно взялось за создание промышленных зон на окраинах города и перебазирование туда основной части предприятий. О том, каким образом это происходит, рассказывает первый заместитель председателя КЭРППиТ Сергей Фивейский.
– Сергей Андреевич, сегодня большая часть городских предприятий – частная собственность. Как можно заставить частника из престижного центра перебраться на окраины?
– Сразу стоит сказать, что правительство города не собирается переводить промышленные предприятия без согласия собственников. Только в том случае, когда собственники принимают решение о более оптимальном использовании принадлежащих им участков, город помогает осуществить перебазирование, то есть в свою очередь берет на себя обязательства по предоставлению подготовленных территорий в промышленных зонах.
Сокращение общей площади территорий, занимаемых объектами производственного назначения, а также объектами инженерной инфраструктуры и железнодорожного транспорта, не соответствующих экономическим, социальным, экологическим и градостроительным условиям их развития, будет происходить в соответствии с генпланом. Сегодня промышленные предприятия в центре города расположены хаотично, преимущественно вдоль водных артерий, ограничены узкими улицами и окружены зоной проживания. Производства не соответствуют современным санитарным нормам, а инженерно-транспортная инфраструктура нуждается в значительном ремонте и модернизации, так как большая часть коммуникаций изношена. То есть перебазирование может стать стратегически оправданным шагом для предприятий. Заодно можно будет решить и основную проблему, которая сдерживает развитие промышленного комплекса в целом – изношенность основных фондов, технологическая отсталость. Развертывание производства на новой площадке с использованием современного оборудования потребует больших организационных и финансовых усилий, но, несомненно, в дальнейшем повысит конкурентоспособность предприятий. И это та цель, за которую стоит побороться.
– Вы уже сказали, что перенос предприятий на окраины будет происходить обязательно, так как Генеральный план города не предусматривает их нахождения в центральной части. Но как убедить собственника, что переезд ему выгоден?
– В Петербурге существует положительная динамика в процессе перебазирования промышленных предприятий из исторического центра города. Ряд крупных предприятий уже завершает переезд в ближайшей перспективе.
Среди наиболее крупных можно отметить завод по производству молочной продукции ОАО «Петмол» (нежилая зона «Парнас»), ОАО «Красное Знамя» (нежилая зона «Восточная»), перебазирование и вывод терминально-логистического комплекса с территории Варшавского вокзала ООО «Модуль» (нежилая зона «Предпортовая»), а также ОАО «НПП «Буревестник» (нежилая зона «Рыбацкое») и ЗАО «Первая мебельная фабрика» (нежилая зона «Северо-Западная»).
В перспективе проекты: ОАО «Сестрорецкий инструментальный завод» из города Сестрорецка переедет в нежилую зону «Конная Лахта», ЗАО «Спейс-Мотор» из района «Северная Долина» туда же, ОАО «Ленполиграфмаш» из Петроградского района в нежилую зону «Северо-Западная». Большую роль в данном процессе играет административная поддержка правительства Санкт-Петербурга проектам перебазирования: инженерная подготовка промышленных территорий за счет средств городского бюджета, налоговые льготы, кадровое обеспечение и ряд других мероприятий.
В то же время влияние правительства носит исключительно поддерживающий характер, основным стимулом для перебазирования являются экономические факторы, что соответствует идее развития рыночных механизмов на рынке недвижимости. Факторами, стимулирующими процесс перебазирования, являются значительное различие цены земли в центре города и в промышленной зоне, разница в арендной плате и земельном налоге, а также менее жесткие экологические ограничения в промышленных зонах, а также высокая транспортная доступность.
– Расскажите, пожалуйста, сколько промышленных зон предполагается организовать в городе и какие из них уже сегодня готовы к размещению предприятий?
– Всего в структуре городской застройки выделяется около 50 промышленных районов и узлов, не считая отдельных объектов за их пределами. Они сгруппированы по трем уровням. К первой группе отнесены зоны, фактически сформированные и расположенные в центральной части города. По генеральному плану данные территории подлежат градостроительному преобразованию с целью повышения эффективности использования земель. Ко второй группе зон отнесены крупные промышленные узлы, зачастую имеющие площадь свыше 200 гектаров, которые подлежат дальнейшему развитию, в том числе путем инженерного обеспечения. Именно сюда предполагается перебазирование промышленных предприятий, расположенных в настоящее время в центральной части. Таких зон насчитывается свыше 25. К третьей группе отнесены зоны первоочередного развития промышленных территорий. Всего их девять – «Шушары», «Металлострой-2», «Конная Лахта», «Нойдорф», «Красносельская», «Рыбацкое», «Ручьи», «Территория севернее лесопарка «Ново-Орловский» и «Каменка». На указанные зоны должна быть в первую очередь разработана градостроительная документация и осуществлена комплексная инженерная подготовка. Сегодня эти зоны уже активно осваиваются. В «Нойдорфе» размещена особая экономическая зона (18,9 га), построен завод BSH по производству холодильников (50 млн EURO), строится BSH по производству стиральных машин (40 млн EURO). В «Шушарах» ведется строительство автомобильных концернов «Тойота» ($100 млн), «Дженерал Моторз» ($300 млн), «Сузуки Мотор Корпорейшн» ($100 млн). В «Каменке» – строит автозавод компания «Ниссан» ($200 млн). В «Металлострое» – завод по производству автомобильного и листового архитектурного стекла возводит «Русская Содовая Компания». В «Красносельской» – близко к завершению строительство завода по производству упаковки для табачной продукции «Алкан».
– Какие работы ведутся по остальным промышленным зонам?
– Прежде всего проводится инвентаризация территорий. С 2004 по 2006 годы провели инвентаризацию 15 зон, в этом году к ним прибавились территории производственных зон «Нева», «Северо-Западная», «Предпортовая-1», «Ломоносовкая-Мартышкино». До конца 2007 года будет проведена инвентаризация производственных зон «Бронка», «Полюстрово», «Ломоносовская». Далее наступает стадия разработки проектов планировки. В прошлом году Комитетом одновременно проводилась разработка проектов планировки 12 производственных зон. По заказу нашего Комитета в настоящее время выполняются проекты планировки и проекты межевания следующих территорий: «Металлострой-2», «Конная Лахта», «Предпортовая-3», «Рыбацкое», «Ручьи», «Красносельская», часть территории «Юго-Западная», «Белоостров», «Обухово», «Парнас». Кроме того, в 2007 году начата работа по разработке проектов планировки и проектов межевания производственных зон «Ржевка», «Пушкинская», «Коломяги», «Предпортовая-2», «Военная Гавань и Янтарь», территория IT-парка, в ближайшее время предполагается приступить к разработке проектов планировки и проектов межевания территорий «Предпортовая-1», «Ижорские заводы», «Нева», «Ломоносовская-Мартышкино», «Марьино», «Северо-Западная», «Понтонная», «Саперная». Одновременно ведется работа по созданию топографических планов.
– Больной вопрос – инженерная подготовка территорий…
– Действительно, до недавнего времени в городе практически отсутствовали инженерно подготовленные территории, в связи с чем правительством было принято решение о реализации проектов комплексной инженерной подготовки территории производственных зон за счет средств городского бюджета. Пилотный проект строительства инженерно-транспортной инфраструктуры вновь создаваемой производственной зоны «Нойдорф» за счет средств бюджета Санкт-Петербурга был начат Комитетом в 2004 году. За три года пустующая территория была инженерно подготовлена, что и стало решающим фактором победы Санкт-Петербурга в конкурсе на создание особой экономической зоны, проведенном в конце 2005 года Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. На инженерную подготовку индустриальной зоны «Нойдорф» (в пос. Стрельна) за 3 года было выделено из городского бюджета порядка 302 млн рублей.
В качестве примера можно также назвать промышленную зону «Шушары», которая расположена на 1500 га. Еще три года назад она не представляла интереса для потенциальных инвесторов, а сегодня, после того как городским правительством было принято решение о ее полной инженерной подготовке, которая обойдется городскому бюджету в 4 млрд рублей (2005 – 2008 годы), «Шушары» – одна из самых привлекательных и востребованных промышленных зон. Именно ее выбрали для своих проектов такие крупные компании, как «Тойота», «Дженерал Моторз», «Магна», «Сузуки» и другие. В рамках инженерной подготовки производственной зоны «Шушары» выполнен проект рекультивации земельного участка, предназначенного для размещения завода по производству автомобилей компании «Дженерал Моторз». Мы считаем, что инженерная подготовка территорий – это рациональное расходование бюджетных средств в интересах города. В 2008-2010 годах на подготовку документации по планировке территорий и инвентаризации производственных зон, а также на инженерную подготовку территорий будет выделено свыше 1,6 млрд рублей. Таким образом, одной из ключевых задач политики города является осуществление мероприятий по плановому освоению и увеличению инвестиционной привлекательности всех производственных зон Санкт-Петербурга.
Более того, настало время осмыслить проблему специализации промышленных территорий. И у города появились на это финансовые и организационные возможности. Сегодня мы наблюдаем, что на промышленной территории могут соседствовать совершенно разные по специфике предприятия. Например, пищевое производство расположено рядом с площадкой, где производится бетон или металлоконструкции. Мы уже договорились с Комитетом по градостроительству и архитектуре о разработке Концепции развития промышленных территорий, что подразумевает решение комплекса вопросов, связанных со специализацией, формированием нескольких зон с определенной отраслевой направленностью. Сегодня их создание уже идет. В «Шушарах» складывается автомобильный кластер, на эту же территорию устремляется бизнес, нацеленный на производство автокомплектующих. Транспортно-логистический кластер формируется в районе Пулково – Предпортовая –1-2. Пищевая промышленность концентрируется на «Парнасе». Так что сегодня речь идет уже о формировании специализированных промышленных зон.
Автор: Беседовала Лилиана Глазова
рубрика:
Тенденции и перспективы
