Сохранение культурного наследия
Развитие реставрации и сферы охраны культурного наследия в Санкт-Петербурге во многом зависит от Петербургской стратегии сохранения культурного наследия. Аналогов этому документу нет во всем мире.
Стратегия представляет собой своего рода декларацию самосознания уникального города. Сегодня этот документ особенно актуален. Реставрационная отрасль и сфера охраны культурного наследия в Санкт-Петербурге находятся на пороге крупных изменений. Работа в этом направлении по своему качеству сегодня уже вышла на международный уровень.
В стратегии представлены основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Санкт-Петербурга. В документе раскрываются проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах Санкт-Петербурга.
Ценность – в подлинности
Среди мировых мегаполисов Санкт-Петербург – уникальный по масштабу памятник, сохранивший в основных чертах грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных ансамблей. Образ города создают не только шедевры архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда. Высокая степень сохранности и подлинности исторических территорий послужила основанием для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО исторического центра Санкт-Петербурга вместе с группами памятников пригородов.
Большинство исторических столиц формировалось в течение столетий, видоизменяя свою структуру. Санкт-Петербург создавался динамично, с широчайшим размахом на огромном пространстве природного амфитеатра древнего моря. Рождение новой столицы на Балтике стало уникальным градостроительным экспериментом, основанным на синтезе общеевропейских культурных традиций, творческом освоении новых для России стилей, планировочных решений и типов зданий. Новые архитектурные принципы органично сочетались с природными условиями, особенностями дельты Невы. При этом Санкт-Петербург – «Второй Амстердам, Северная Венеция, Новый Рим и Версаль» – обретал черты неповторимого своеобразия. На его территории сформировались структурные части: Петербургская сторона – первоначальное ядро с элементами дорегулярной планировки, Васильевский остров – строгая прямоугольная система, Адмиралтейская сторона – многолучевая структура с радиально-дуговыми направлениями, а также слободы на Московской и Выборгской сторонах, соединенные с городским ядром перспективными магистралями.
Рациональная, геометрически правильная планировка сочеталась со свободными очертаниями водных протоков и включала систему доминант, организующих видовые панорамы и перспективы. Полноводная Нева изначально служила центральным городским пространством, предопределившим величественный масштаб и широту городских площадей и ансамблей. Со строительством столицы неразрывно связаны загородные резиденции и город-крепость Кронштадт, образовавшие единую агломерацию. Исключительная ценность Петербурга заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния.
Разные концепции сохранения культурного наследия
Традиционная «охрана от +», основанная на мерах запретительного характера, действует и в современных условиях. При наличии многих хозяйствующих субъектов требования охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального, культурного и экономического развития городских территорий. В этом случае охрана культурного наследия отчуждается от местного сообщества, горожане лишаются мотивации участия в этой деятельности.
Иная концепция – «охрана для +». При такой политике управления она выгодна населению. Некоторые, связанные с охранными ограничениями, неудобства проживания на особой территории компенсируются определенными льготами. Целостность культурной и природной среды становится качеством, которое может обеспечить развитие городского сообщества (через доходы от туризма, реставрационно-восстановительные работы, повышение социального статуса и т.д.).
Новая стратегия строится на основе сбалансированных и гармоничных отношений между требованиями общественности, экономической деятельности и охраны исторической среды. Она должна привести к признанию общей ответственности за сохранение наследия.
Охранные практики
В течение долгого времени охранялись отдельные памятники без учета их окружения. Специфика культурного наследия Санкт-Петербурга диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик. Предметы охраны культурного наследия – это ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности. Наряду с отдельными объектами культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы. Наивысшую ценность представляют объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация центральных водных пространств, общегородской силуэт, панорамы рек, ансамбли главных площадей, перспективы основных улиц. В Санкт-Петербурге с его широким простором важны архитектурно организованные открытые пространства и видовые каналы восприятия доминант, ансамблей и средовой застройки. Предметами охраны культурного наследия являются характер среды, включающий планировочный модуль кварталов и участков, масштаб, высотность и членение застройки. В пригородах и отдаленных от центральной части Санкт-Петербурга районах иной масштаб застройки, особая значимость ландшафтов. Градостроительная охрана предусматривает режим археологических исследований для наиболее ранних и ценных участков культурного слоя, поисковые и мониторинговые мероприятия.
Понятия «объединенные охранные зоны», «предметы охраны» впервые появились в теории и практике охранной деятельности в Петербурге.
Зоны охраны – это территория защиты, где устанавливается режим градостроительной и хозяйственной деятельности, обеспечивающий физическую сохранность объекта культурного наследия и его исторического окружения. Особенность охранного зонирования в Петербурге – объединенные зоны охраны исторического центра. Кроме них действуют зоны охраны памятников истории и культуры Петродворцового, Пушкинского, Красносельского районов Санкт-Петербурга, Кронштадта и поселков Курортного района Санкт-Петербурга.
В целях идентификации Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия выделены наиболее значимые по своей историко-культурной ценности территории, их объектный состав и режимы использования.
Предметами охраны территорий Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия являются: историческая застройка, панорамы и виды, воспринимаемые с набережных Большой Невы, видовые точки, с которых наилучшим образом раскрываются наиболее ценные ансамбли; соотношение фоновой застройки с системой доминант (силуэт города); композиционные оси и направления восприятия доминант. Охраняются от застройки основные направления, с которых воспринимаются архитектурные высотные доминанты.
На этих территориях устанавливаются: запрет нового строительства (за исключением мер, направленных на регенерацию исторической среды и приспособление объектов культурного наследия для современного использования); запрет на изменение исторической планировочной структуры улиц и лицевых линий кварталов; ограничения на реконструкцию объектов, представляющих историко-культурную ценность (зданий, лицевых фасадов, скверов и т.д.).
На остальной части объединенных зон охраны устанавливаются дифференцированные режимы ограничений, допускающие реконструкцию без изменения планировочной структуры (сеть проездов, разбивка кварталов), основных средовых характеристик, отдельных объектов культурного наследия, в том числе археологии, обеспечивающие сохранность исторической застройки. Охранные режимы должны войти в Правила застройки и землепользования Санкт-Петербурга в качестве основы градостроительной и проектной документации.
Ныне в Санкт-Петербурге под государственной охраной состоит 7783 объекта культурного наследия. Это архитектурные ансамбли, здания и инженерные сооружения, сады и парки, пруды и каналы, монументальная и садово-парковая скульптура, исторические захоронения и археологические объекты. В перечнях памятников отражены периоды развития архитектуры до середины ХХ века.
Предметы охраны объектов отражают ценные особенности архитектурного облика фасадов, конфигурацию и габариты корпусов, исторические интерьеры, конструкции, ценные и устойчивые элементы планировочной структуры и зонирование городской территории. Предметы охраны могут распространяться на структуру зданий, включая интерьеры, или же ограничиваться фасадом. Таким образом, на объектном уровне, так же как на градостроительном, определяются меры допустимых преобразований.
Угрозы и риски физической утраты
Угрозы физической утраты (разрушения) объектов наследия связаны с процессами естественного старения, которые ускоряют: неблагоприятные климатические условия; стихийные бедствия; геологические и гидрологические особенности дельты Невы (структурно неустойчивые грунты); атмосферные загрязнения; неконтролируемая урбанизация и движение автотранспорта; неуместное новое строительство в исторической среде; неправильный режим эксплуатации зданий; пожары; вандализм и другие агрессивные действия.
Для сохранности объектов культурного наследия представляет опасность также интенсивный туризм, приводящий к излишней нагрузке на объекты. Пагубны «тотальные» реставрации, наносящие ущерб подлинности памятника.
Из-за воздействия экологических и антропогенных факторов за последнее пятилетие утрачено девять объектов культурного наследия. Это деревянные здания, пострадавшие от пожаров: жилой дом (Еленинская ул., 8), начальная школа (Иликовский пр., 2), главный дом усадьбы Ратьковых-Рожновых (г. Ломоносов, ул. Черникова, 3), дача конца XIX в. (г. Петергоф, Приморская ул., 8), дом, в котором В.И. Ленин скрывался от Временного правительства (Ярославский пр., 11) и дача Ю.Ю. Бенуа (Тихорецкий пр., 17); самовольно снесены: дача страхового общества «Саламандра» (пос. Лисий Нос, Высокая ул., 9), дача Н.В. Граве (Шувалово-Озерки, Софийская ул., 11) и главное здание (часть) Еленинской женской раковой больницы имени А.Г. и Е.И. Елисеевых (Политехническая ул., 32). Методов вечного сохранения не существует. Главная задача – приостановить процессы естественного старения и износа, минимизировать факторы их ускорения. Сейчас в активной фазе разрушения находятся 1317 памятников.
Реставрация, консервация, воссоздание
Качественный уход и надлежащая эксплуатация – наиболее эффективный, единственно щадящий метод сохранения наследия. Своевременные профилактические и консервационные работы увеличивают сроки межреставрационных периодов. В определенном смысле консервация (различные способы защиты уязвимых конструкций, частей сооружения и декора) может быть альтернативой дорогостоящей реставрации.
Реставрация – мера вынужденная, чрезвычайная, она предусматривает глубокое вмешательство в подлинную ткань памятника, влечет за собой элементы воссоздания и уносит частицу подлинности.
Методы воссоздания и комплексной научной реставрации определили специфику реставрационной школы Ленинграда. Она была обусловлена разрушениями Великой Отечественной войны. В послевоенный период эта уникальная строительно-реставрационная деятельность проводилась с применением традиционных технологий, тщательным изучением подлинных фрагментов памятников, иконографических и архивных материалов. Послевоенные реставрации называют подвигом возрождения, исключительным по масштабу и сложности, высочайшему мастерству, глубине научных исследований. Работы выдающихся мастеров реставрации сегодня представляют самостоятельную историко-культурную и художественную ценность.
Историзм современного мировоззрения устанавливает принципиально иное требование к реставрации – максимальное сохранение подлинности. По этой причине воссоздание утраченного объекта может быть оправдано в исключительных случаях – как средство градостроительной реставрации или восстановления цельности ансамбля. Принципиально не допускается возведение частей строений, не осуществленных в свое время, но входивших в авторский исторический замысел. Реставрируемый объект не должен обновляться до такой степени, чтобы восприниматься как новодел. Реставрационная практика в Санкт-Петербурге основана на принципе археологической реставрации (то есть тщательное, методическое изучение памятника в натуре подобно изучению объекта археологии).
В реальных условиях сегодняшнего Санкт-Петербурга, где более 7 тысяч памятников нуждаются в срочном реставрационном вмешательстве (с объемами затрат не менее 60 млрд рублей), комплексная научно обоснованная реставрация по-прежнему остается приоритетом среди других методов сохранения.
Реставрационная школа Санкт-Петербурга обладает исключительно высокими профессиональными технологиями и мастерством. Она внесла свой вклад в международный опыт. Секреты мастерства, навыки и умения обеспечивают ее конкурентоспособность.
Реставрационную деятельность в Санкт-Петербурге осуществляют 399 лицензированных организаций с общей численностью свыше 12 тысяч человек.
Автор:
Стратегия представляет собой своего рода декларацию самосознания уникального города. Сегодня этот документ особенно актуален. Реставрационная отрасль и сфера охраны культурного наследия в Санкт-Петербурге находятся на пороге крупных изменений. Работа в этом направлении по своему качеству сегодня уже вышла на международный уровень.
В стратегии представлены основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Санкт-Петербурга. В документе раскрываются проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах Санкт-Петербурга.
Ценность – в подлинности
Среди мировых мегаполисов Санкт-Петербург – уникальный по масштабу памятник, сохранивший в основных чертах грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных ансамблей. Образ города создают не только шедевры архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда. Высокая степень сохранности и подлинности исторических территорий послужила основанием для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО исторического центра Санкт-Петербурга вместе с группами памятников пригородов.
Большинство исторических столиц формировалось в течение столетий, видоизменяя свою структуру. Санкт-Петербург создавался динамично, с широчайшим размахом на огромном пространстве природного амфитеатра древнего моря. Рождение новой столицы на Балтике стало уникальным градостроительным экспериментом, основанным на синтезе общеевропейских культурных традиций, творческом освоении новых для России стилей, планировочных решений и типов зданий. Новые архитектурные принципы органично сочетались с природными условиями, особенностями дельты Невы. При этом Санкт-Петербург – «Второй Амстердам, Северная Венеция, Новый Рим и Версаль» – обретал черты неповторимого своеобразия. На его территории сформировались структурные части: Петербургская сторона – первоначальное ядро с элементами дорегулярной планировки, Васильевский остров – строгая прямоугольная система, Адмиралтейская сторона – многолучевая структура с радиально-дуговыми направлениями, а также слободы на Московской и Выборгской сторонах, соединенные с городским ядром перспективными магистралями.
Рациональная, геометрически правильная планировка сочеталась со свободными очертаниями водных протоков и включала систему доминант, организующих видовые панорамы и перспективы. Полноводная Нева изначально служила центральным городским пространством, предопределившим величественный масштаб и широту городских площадей и ансамблей. Со строительством столицы неразрывно связаны загородные резиденции и город-крепость Кронштадт, образовавшие единую агломерацию. Исключительная ценность Петербурга заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния.
Разные концепции сохранения культурного наследия
Традиционная «охрана от +», основанная на мерах запретительного характера, действует и в современных условиях. При наличии многих хозяйствующих субъектов требования охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального, культурного и экономического развития городских территорий. В этом случае охрана культурного наследия отчуждается от местного сообщества, горожане лишаются мотивации участия в этой деятельности.
Иная концепция – «охрана для +». При такой политике управления она выгодна населению. Некоторые, связанные с охранными ограничениями, неудобства проживания на особой территории компенсируются определенными льготами. Целостность культурной и природной среды становится качеством, которое может обеспечить развитие городского сообщества (через доходы от туризма, реставрационно-восстановительные работы, повышение социального статуса и т.д.).
Новая стратегия строится на основе сбалансированных и гармоничных отношений между требованиями общественности, экономической деятельности и охраны исторической среды. Она должна привести к признанию общей ответственности за сохранение наследия.
Охранные практики
В течение долгого времени охранялись отдельные памятники без учета их окружения. Специфика культурного наследия Санкт-Петербурга диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик. Предметы охраны культурного наследия – это ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности. Наряду с отдельными объектами культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы. Наивысшую ценность представляют объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация центральных водных пространств, общегородской силуэт, панорамы рек, ансамбли главных площадей, перспективы основных улиц. В Санкт-Петербурге с его широким простором важны архитектурно организованные открытые пространства и видовые каналы восприятия доминант, ансамблей и средовой застройки. Предметами охраны культурного наследия являются характер среды, включающий планировочный модуль кварталов и участков, масштаб, высотность и членение застройки. В пригородах и отдаленных от центральной части Санкт-Петербурга районах иной масштаб застройки, особая значимость ландшафтов. Градостроительная охрана предусматривает режим археологических исследований для наиболее ранних и ценных участков культурного слоя, поисковые и мониторинговые мероприятия.
Понятия «объединенные охранные зоны», «предметы охраны» впервые появились в теории и практике охранной деятельности в Петербурге.
Зоны охраны – это территория защиты, где устанавливается режим градостроительной и хозяйственной деятельности, обеспечивающий физическую сохранность объекта культурного наследия и его исторического окружения. Особенность охранного зонирования в Петербурге – объединенные зоны охраны исторического центра. Кроме них действуют зоны охраны памятников истории и культуры Петродворцового, Пушкинского, Красносельского районов Санкт-Петербурга, Кронштадта и поселков Курортного района Санкт-Петербурга.
В целях идентификации Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия выделены наиболее значимые по своей историко-культурной ценности территории, их объектный состав и режимы использования.
Предметами охраны территорий Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия являются: историческая застройка, панорамы и виды, воспринимаемые с набережных Большой Невы, видовые точки, с которых наилучшим образом раскрываются наиболее ценные ансамбли; соотношение фоновой застройки с системой доминант (силуэт города); композиционные оси и направления восприятия доминант. Охраняются от застройки основные направления, с которых воспринимаются архитектурные высотные доминанты.
На этих территориях устанавливаются: запрет нового строительства (за исключением мер, направленных на регенерацию исторической среды и приспособление объектов культурного наследия для современного использования); запрет на изменение исторической планировочной структуры улиц и лицевых линий кварталов; ограничения на реконструкцию объектов, представляющих историко-культурную ценность (зданий, лицевых фасадов, скверов и т.д.).
На остальной части объединенных зон охраны устанавливаются дифференцированные режимы ограничений, допускающие реконструкцию без изменения планировочной структуры (сеть проездов, разбивка кварталов), основных средовых характеристик, отдельных объектов культурного наследия, в том числе археологии, обеспечивающие сохранность исторической застройки. Охранные режимы должны войти в Правила застройки и землепользования Санкт-Петербурга в качестве основы градостроительной и проектной документации.
Ныне в Санкт-Петербурге под государственной охраной состоит 7783 объекта культурного наследия. Это архитектурные ансамбли, здания и инженерные сооружения, сады и парки, пруды и каналы, монументальная и садово-парковая скульптура, исторические захоронения и археологические объекты. В перечнях памятников отражены периоды развития архитектуры до середины ХХ века.
Предметы охраны объектов отражают ценные особенности архитектурного облика фасадов, конфигурацию и габариты корпусов, исторические интерьеры, конструкции, ценные и устойчивые элементы планировочной структуры и зонирование городской территории. Предметы охраны могут распространяться на структуру зданий, включая интерьеры, или же ограничиваться фасадом. Таким образом, на объектном уровне, так же как на градостроительном, определяются меры допустимых преобразований.
Угрозы и риски физической утраты
Угрозы физической утраты (разрушения) объектов наследия связаны с процессами естественного старения, которые ускоряют: неблагоприятные климатические условия; стихийные бедствия; геологические и гидрологические особенности дельты Невы (структурно неустойчивые грунты); атмосферные загрязнения; неконтролируемая урбанизация и движение автотранспорта; неуместное новое строительство в исторической среде; неправильный режим эксплуатации зданий; пожары; вандализм и другие агрессивные действия.
Для сохранности объектов культурного наследия представляет опасность также интенсивный туризм, приводящий к излишней нагрузке на объекты. Пагубны «тотальные» реставрации, наносящие ущерб подлинности памятника.
Из-за воздействия экологических и антропогенных факторов за последнее пятилетие утрачено девять объектов культурного наследия. Это деревянные здания, пострадавшие от пожаров: жилой дом (Еленинская ул., 8), начальная школа (Иликовский пр., 2), главный дом усадьбы Ратьковых-Рожновых (г. Ломоносов, ул. Черникова, 3), дача конца XIX в. (г. Петергоф, Приморская ул., 8), дом, в котором В.И. Ленин скрывался от Временного правительства (Ярославский пр., 11) и дача Ю.Ю. Бенуа (Тихорецкий пр., 17); самовольно снесены: дача страхового общества «Саламандра» (пос. Лисий Нос, Высокая ул., 9), дача Н.В. Граве (Шувалово-Озерки, Софийская ул., 11) и главное здание (часть) Еленинской женской раковой больницы имени А.Г. и Е.И. Елисеевых (Политехническая ул., 32). Методов вечного сохранения не существует. Главная задача – приостановить процессы естественного старения и износа, минимизировать факторы их ускорения. Сейчас в активной фазе разрушения находятся 1317 памятников.
Реставрация, консервация, воссоздание
Качественный уход и надлежащая эксплуатация – наиболее эффективный, единственно щадящий метод сохранения наследия. Своевременные профилактические и консервационные работы увеличивают сроки межреставрационных периодов. В определенном смысле консервация (различные способы защиты уязвимых конструкций, частей сооружения и декора) может быть альтернативой дорогостоящей реставрации.
Реставрация – мера вынужденная, чрезвычайная, она предусматривает глубокое вмешательство в подлинную ткань памятника, влечет за собой элементы воссоздания и уносит частицу подлинности.
Методы воссоздания и комплексной научной реставрации определили специфику реставрационной школы Ленинграда. Она была обусловлена разрушениями Великой Отечественной войны. В послевоенный период эта уникальная строительно-реставрационная деятельность проводилась с применением традиционных технологий, тщательным изучением подлинных фрагментов памятников, иконографических и архивных материалов. Послевоенные реставрации называют подвигом возрождения, исключительным по масштабу и сложности, высочайшему мастерству, глубине научных исследований. Работы выдающихся мастеров реставрации сегодня представляют самостоятельную историко-культурную и художественную ценность.
Историзм современного мировоззрения устанавливает принципиально иное требование к реставрации – максимальное сохранение подлинности. По этой причине воссоздание утраченного объекта может быть оправдано в исключительных случаях – как средство градостроительной реставрации или восстановления цельности ансамбля. Принципиально не допускается возведение частей строений, не осуществленных в свое время, но входивших в авторский исторический замысел. Реставрируемый объект не должен обновляться до такой степени, чтобы восприниматься как новодел. Реставрационная практика в Санкт-Петербурге основана на принципе археологической реставрации (то есть тщательное, методическое изучение памятника в натуре подобно изучению объекта археологии).
В реальных условиях сегодняшнего Санкт-Петербурга, где более 7 тысяч памятников нуждаются в срочном реставрационном вмешательстве (с объемами затрат не менее 60 млрд рублей), комплексная научно обоснованная реставрация по-прежнему остается приоритетом среди других методов сохранения.
Реставрационная школа Санкт-Петербурга обладает исключительно высокими профессиональными технологиями и мастерством. Она внесла свой вклад в международный опыт. Секреты мастерства, навыки и умения обеспечивают ее конкурентоспособность.
Реставрационную деятельность в Санкт-Петербурге осуществляют 399 лицензированных организаций с общей численностью свыше 12 тысяч человек.
Автор:
рубрика:
Архитектура и реставрация
