Картографическая основа

Развитие города требует пристального внимания к вопросам топографо-геодезического сопровождения градостроительной деятельности. О новых экспериментальных работах по созданию трехмерной модели фотопланов территорий города рассказывает начальник отдела геолого-геодезической службы Комитета по градостроительству и архитектуре Анатолий Богданов.

– В мире существует много различных способов фотографирования поверхности земли и один из них – так называемое лазерное сканирование. В настоящее время мы запланировали реализовать пилотный проект лазерного сканирования одного из участков города. По результатам аэрозалета будет получен аэрофотоплан этой территории в трехмерном измерении.
Залет будет проводиться над определенной территорией на вертолете, и данная съемка позволит сделать снимки как аэро-, так и лазерного сканирования. Совмещение этих материалов позволит «прочитать» территорию достаточно подробно.

– Какая территория города выбрана в качестве пилотного проекта и почему?
– Объект занимает территорию около 7 кв. километров. Этот участок города начинается от Александро-Невской Лавры, (комплекс Лавры также войдет в перечень объектов), занимает кусочек Обводного канала, дальше – производственная зона до Финляндской железной дороги, сама железная дорога, за Невой – территория у Ладожского вокзала, сам вокзал, Заневский проспект. Получается некий треугольник.

– Чем интересна именно эта территория?
– Мы применяли и старались учитывать комплексный подход. Важно, чтобы на одной и той же территории можно было увидеть несколько объектов инженерной структуры, объектов гражданского и промышленного строительства. Если говорить пообъектно, то на этой территории расположены две набережные, исторический объект Александро-Невская Лавра, два моста, – пешеходный и железнодорожный, три станции метрополитена, а также вокзал. В этом проекте мы соединим как элементы, связанные с поверхностью земли, которая будет сниматься с высоты птичьего полета, с геологическим ее строением, то есть с низким горизонтом. Предполагается, что съемка также будет осуществлена на станциях метрополитена, где будет проходить фотографирование или сканирование, начиная с подземного перехода, затем по эскалатору вниз и, наконец, вестибюля.
Плюс к этому будет показано также геологическое строение данных объектов. И все это в трехмерной модели.
С точки зрения застройки на территории расположены и сталинские дома, и «хрущевки». Такой вариант с разной застройкой интересен для работы над пилотным проектом.
Сейчас происходит паспортизация фасадов, и мы могли бы предложить проектировщикам, или тем, кто занимается подобными вопросами, рассмотреть новые системы, новые способы фотографирования и снятия информации новым способом лазерного сканирования.

– Сколько времени нужно на проведение такой съемки?
– Что касается лазерного сканирования, то если делать работу в двухтысячном масштабе, это займет примерно 5 дней на съемку всего Санкт-Петербурга. За один день можно сделать работы по 300 квадратным километрам территории. Если же потребуются съемки в пятисотом масштабе, то времени потребуется больше, поскольку полеты судна будут гораздо ниже. Но в течение месяца залет могут сделать.

– Чем удобен лазерный вариант аэрофотосъемки территорий?
– Лазерное сканирование обладает большей проницаемостью – листвы, веток деревьев. Во время аэрофотосъемки с лазерным сканированием импульс от приборов, расположенных в самолете, уходит около 10 тысяч импульсов в секунду, и с каждого метра поверхности отражается 15 точек. Такая съемка обеспечивает большую точность, большую информативность по тому объекту, который находится внизу. Тем не менее применять только лазерное сканирование нельзя, потому что этот точечный вариант не расскажет о том, какая цветовая гамма у того или иного объекта. Поэтому сканирование обычно совмещается с цифровой аэрофотосъемкой, и делается это одновременно с одного судна.

– Когда начнутся работы по пилотному проекту?
– В настоящее время создано и подготовлено техническое задание. В конце ноября пройдет конкурс, после чего победители приступят к выполнению этой работы.
Конкурс пройдет среди изыскательских организаций. Отмечу, что намерения принять участие в данном конкурсе выразили не только городские компании, но и зарубежные.
Фактически будет проводиться два конкурса – один по геологии и второй по топографии, поскольку есть компании, которые занимаются только топографией. Я предполагаю, что к 1 марта 2008 года работы по пилотному проекту будут завершены.

Автор:
рубрика: Градостроительство
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.