Комплексная программа инновационной политики
Состоялась презентация «Комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008–2011 годы».
Это один из программных документов общей стратегии социально-экономического развития города, направленной на повышение его конкурентоспособности и превращение в центр инноваций общенационального и международного масштаба. Принятие документа создаст нормативную основу для формирования в городе действенного механизма поддержки инновационной деятельности на всех стадиях жизненного цикла инноваций.
По мнению заместителя председателя КЭРППиТ Сергея Фивейского, в Петербурге уже сегодня есть предпосылки для инновационного развития. «Наш город – ведущий научный и образовательный центр России, обладающий 10 процентами интеллектуального потенциала страны, элементами инновационной инфраструктуры, рядом конкурентоспособных отраслей. Здесь создано 11 инновационно-технологических центров, особая экономическая зона технико-внедренческого типа, реализуется проект Наукограда, начал прием заявок от малых предпринимателей инновационной сферы Венчурный фонд, в апреле текущего года был открыт первый бизнес-инкубатор, создается IT-парк, – перечислил чиновник. – В Петербурге расположены 252 научных института, работают 172 тысячи научных сотрудников, в том числе более 5 тысяч докторов наук и свыше 18 тысяч кандидатов наук. На предприятиях, связанных с научными разработками и их обслуживанием, занято около 300 тысяч человек. 8 процентов всех российских студентов (443 тысячи) и 15 процентов аспирантов и докторантов учатся в нашем городе, в котором насчитывается почти 100 вузов. Петербург занимает удачное геополитическое и геоэкономическое положение. Все это предпосылки развития Петербурга, как инновационного центра».
Предполагается, что представленная программа будет способствовать дальнейшему развитию инновационной промышленности в городе и росту его конкурентоспособности. Тем более что она содержит полный перечень проектов и мероприятий по развитию инновационной политики в городе, источники, сроки и объемы финансирования, в ней определены ответственные органы государственной власти, а также целевые показатели развития. Программа рассчитана на 4 года и обойдется городу более чем в 10 млрд рублей.
В результате планируется к 2011 году довести долю инновационной продукции до 12 процентов, зафиксировать объем затрат на технологические инновации на уровне 22 717 млн рублей, число созданных передовых производственных технологий довести до 120 единиц, а число использованных передовых технологий – до 13 620. Патентные заявки, согласно плану, составят в 2011 году 4000 единиц, а численность работников, выполнявших исследования и разработки – 111 тысяч человек. «Выполнение Программы позволит повысить инвестиционную привлекательность Санкт-Петербурга в наукоемких отраслях промышленности, создать рабочие места для высококвалифицированных специалистов, развить инновационную систему города, интегрировав ее с отечественными и зарубежными аналогами», – подчеркнул Сергей Фивейский.
Ведущий заседание вице-губернатор Михаил Осеевский отметил, что концепция обсуждалась и с руководителями вузов, и в Союзе промышленников, и в Ассоциации промышленных предприятий, и в федеральных органах исполнительной власти. «Пока занимались развитием инновационной политики, мы увидели, что есть в городе предприятия, которые работают на самом высоком уровне, – подчеркнул Михаил Осеевский. – Есть очень интересные идеи, не просто существующие в абстрактном виде, но и трансформирующиеся в товары, в продукты, в заработную плату, в прибыль. Поэтому это не абстрактные разговоры, а попытки найти свою нишу на столь конкурентном, но очень важном для нас направлении. Задача сегодняшнего собрания – высказать замечания к проекту программы, чтобы его доработать и внести на правительство».
Сергей Бодрунов, генеральный директор ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» заметил, что «из 10 млрд рублей непосредственно на поддержку инновационных предприятий будет направлено всего 670 млн рублей, то есть никаких средств именно на развитие инновационной сферы, на создание новых субъектов и новых элементов не выделяется». По его мнению, в городе развивается немало серьезных инновационных направлений, которые нужно поддерживать, в том числе и по инновационной линии. «Ведь наша инновационная система существует не сама по себе, а лишь является одной из частей сложного городского организма. Однако мы не нашли в программе никаких намеков на финансирование поддержки таких инновационных отраслей, как судостроение и приборостроение, создание кластера автокомпонентов, активно развивающиеся направления радиоэлектроники, интернет-технологий», – заявил Сергей Бодрунов. Более того, он полагает, что предложенный график финансирования по годам слишком общий и расплывчатый, не содержит никаких конкретных мероприятий, не говоря уже о поддержке конкретных предприятий, что влечет за собой нечеткость определения понятий, снижает ответственность исполнителей, позволяет им самостоятельно распределять средства, как им вздумается. Поэтому необходимо составить план-график мероприятий со сроками и ответственными исполнителями.
Он также покритиковал критерии оценки результатов исполнения программы. «Сам факт наличия критериев я оцениваю сугубо положительно, – сказал г-н Бодрунов. – Однако критерии нашей оценки серьезно отличаются от тех целевых показателей, которые содержатся в федеральном документе и которые объявлены государством, как приоритетные и важнейшие. Критерии в основном относятся к оценке глобальных результатов, а не оценивают конкретные мероприятия программы. По таким критериям мы сможем в лучшем случае оценить «среднюю температуру по больнице» и не сможем понять, кто из субъектов инновационной деятельности уже добился результатов и его не нужно поддерживать, а кто не смог и почему: то ли от отсутствия способностей, то ли от недостатка финансирования».
Вице-президент Союза промышленников Михаил Логинов отметил, что промышленность города всегда развивалась, как наукоемкая и мелкосерийная. Инновации, по его мнению, активно развиваются в основном за счет бюджетного финансирования. Поэтому надо определить приоритеты конкретно по целевой поддержке отдельных отраслей. С ним не согласился Михаил Осеевский: «Задача государства – софинансирование в той части, где риск будет минимальным. Чиновник никогда не сможет объективно и адекватно оценить риски. Это может сделать только частный инвестор».
Защитником представленного проекта программы выступил руководитель компании «Механобр-Техника» Леонид Вайсберг. «Предмет обсуждения – программа поддержки городским правительством инновационного развития экономики Петербурга, после трех чтений вне всякого сомнения становится цельным и понятным документом, – высказал он свое мнение. – С моей точки зрения, она сегодня требует косметической доработки, но не радикальной». Единственное, с чем он оказался не согласен, что процесс инноваций в нашей стране запущен, и мы можем говорить о каких-то европейских рейтингах.
Автор: Лилиана Глазова
Это один из программных документов общей стратегии социально-экономического развития города, направленной на повышение его конкурентоспособности и превращение в центр инноваций общенационального и международного масштаба. Принятие документа создаст нормативную основу для формирования в городе действенного механизма поддержки инновационной деятельности на всех стадиях жизненного цикла инноваций.
По мнению заместителя председателя КЭРППиТ Сергея Фивейского, в Петербурге уже сегодня есть предпосылки для инновационного развития. «Наш город – ведущий научный и образовательный центр России, обладающий 10 процентами интеллектуального потенциала страны, элементами инновационной инфраструктуры, рядом конкурентоспособных отраслей. Здесь создано 11 инновационно-технологических центров, особая экономическая зона технико-внедренческого типа, реализуется проект Наукограда, начал прием заявок от малых предпринимателей инновационной сферы Венчурный фонд, в апреле текущего года был открыт первый бизнес-инкубатор, создается IT-парк, – перечислил чиновник. – В Петербурге расположены 252 научных института, работают 172 тысячи научных сотрудников, в том числе более 5 тысяч докторов наук и свыше 18 тысяч кандидатов наук. На предприятиях, связанных с научными разработками и их обслуживанием, занято около 300 тысяч человек. 8 процентов всех российских студентов (443 тысячи) и 15 процентов аспирантов и докторантов учатся в нашем городе, в котором насчитывается почти 100 вузов. Петербург занимает удачное геополитическое и геоэкономическое положение. Все это предпосылки развития Петербурга, как инновационного центра».
Предполагается, что представленная программа будет способствовать дальнейшему развитию инновационной промышленности в городе и росту его конкурентоспособности. Тем более что она содержит полный перечень проектов и мероприятий по развитию инновационной политики в городе, источники, сроки и объемы финансирования, в ней определены ответственные органы государственной власти, а также целевые показатели развития. Программа рассчитана на 4 года и обойдется городу более чем в 10 млрд рублей.
В результате планируется к 2011 году довести долю инновационной продукции до 12 процентов, зафиксировать объем затрат на технологические инновации на уровне 22 717 млн рублей, число созданных передовых производственных технологий довести до 120 единиц, а число использованных передовых технологий – до 13 620. Патентные заявки, согласно плану, составят в 2011 году 4000 единиц, а численность работников, выполнявших исследования и разработки – 111 тысяч человек. «Выполнение Программы позволит повысить инвестиционную привлекательность Санкт-Петербурга в наукоемких отраслях промышленности, создать рабочие места для высококвалифицированных специалистов, развить инновационную систему города, интегрировав ее с отечественными и зарубежными аналогами», – подчеркнул Сергей Фивейский.
Ведущий заседание вице-губернатор Михаил Осеевский отметил, что концепция обсуждалась и с руководителями вузов, и в Союзе промышленников, и в Ассоциации промышленных предприятий, и в федеральных органах исполнительной власти. «Пока занимались развитием инновационной политики, мы увидели, что есть в городе предприятия, которые работают на самом высоком уровне, – подчеркнул Михаил Осеевский. – Есть очень интересные идеи, не просто существующие в абстрактном виде, но и трансформирующиеся в товары, в продукты, в заработную плату, в прибыль. Поэтому это не абстрактные разговоры, а попытки найти свою нишу на столь конкурентном, но очень важном для нас направлении. Задача сегодняшнего собрания – высказать замечания к проекту программы, чтобы его доработать и внести на правительство».
Сергей Бодрунов, генеральный директор ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» заметил, что «из 10 млрд рублей непосредственно на поддержку инновационных предприятий будет направлено всего 670 млн рублей, то есть никаких средств именно на развитие инновационной сферы, на создание новых субъектов и новых элементов не выделяется». По его мнению, в городе развивается немало серьезных инновационных направлений, которые нужно поддерживать, в том числе и по инновационной линии. «Ведь наша инновационная система существует не сама по себе, а лишь является одной из частей сложного городского организма. Однако мы не нашли в программе никаких намеков на финансирование поддержки таких инновационных отраслей, как судостроение и приборостроение, создание кластера автокомпонентов, активно развивающиеся направления радиоэлектроники, интернет-технологий», – заявил Сергей Бодрунов. Более того, он полагает, что предложенный график финансирования по годам слишком общий и расплывчатый, не содержит никаких конкретных мероприятий, не говоря уже о поддержке конкретных предприятий, что влечет за собой нечеткость определения понятий, снижает ответственность исполнителей, позволяет им самостоятельно распределять средства, как им вздумается. Поэтому необходимо составить план-график мероприятий со сроками и ответственными исполнителями.
Он также покритиковал критерии оценки результатов исполнения программы. «Сам факт наличия критериев я оцениваю сугубо положительно, – сказал г-н Бодрунов. – Однако критерии нашей оценки серьезно отличаются от тех целевых показателей, которые содержатся в федеральном документе и которые объявлены государством, как приоритетные и важнейшие. Критерии в основном относятся к оценке глобальных результатов, а не оценивают конкретные мероприятия программы. По таким критериям мы сможем в лучшем случае оценить «среднюю температуру по больнице» и не сможем понять, кто из субъектов инновационной деятельности уже добился результатов и его не нужно поддерживать, а кто не смог и почему: то ли от отсутствия способностей, то ли от недостатка финансирования».
Вице-президент Союза промышленников Михаил Логинов отметил, что промышленность города всегда развивалась, как наукоемкая и мелкосерийная. Инновации, по его мнению, активно развиваются в основном за счет бюджетного финансирования. Поэтому надо определить приоритеты конкретно по целевой поддержке отдельных отраслей. С ним не согласился Михаил Осеевский: «Задача государства – софинансирование в той части, где риск будет минимальным. Чиновник никогда не сможет объективно и адекватно оценить риски. Это может сделать только частный инвестор».
Защитником представленного проекта программы выступил руководитель компании «Механобр-Техника» Леонид Вайсберг. «Предмет обсуждения – программа поддержки городским правительством инновационного развития экономики Петербурга, после трех чтений вне всякого сомнения становится цельным и понятным документом, – высказал он свое мнение. – С моей точки зрения, она сегодня требует косметической доработки, но не радикальной». Единственное, с чем он оказался не согласен, что процесс инноваций в нашей стране запущен, и мы можем говорить о каких-то европейских рейтингах.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Городская среда
