Сергей Бебенин: «Одно из направлений новой инвестиционной политики – это выравнивание бюджетной обеспеченности»
Председатель Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин в беседе с корреспондентом газеты «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» Лидией Горборуковой рассказал о приоритетах в развитии Ленинградской области, а также выразил свою точку зрения на муниципальную реформу.
– Сергей Михайлович, как-то Вы сказали, что отраслевой принцип развития экономики Ленобласти себя исчерпал и пора переходить на территориальный принцип. Что для этого надо сделать в первую очередь?
– За последние 10 лет расходы бюджета Ленобласти существенно возросли – с 3 до 70 млрд рублей. Это произошло благодаря тому, что командой Валерия Сердюкова была выстроена инвестиционная политика, которая дала возможность привлечь инвесторов. Да, приходилось идти на многие жертвы, была сильнейшая критика в адрес этой политики, но именно благодаря этим действиям увеличились поступления в доходную часть бюджета. Однако эта политика привела к тому, что все было отдано на откуп инвесторам. В результате самая развитая территория региона сформировалась только около Санкт-Петербурга. А, например, весь северо-восток области нищий. Сегодня должна быть сформирована такая инвестиционная политика, которая даст возможность развиваться каждой территории, каждому муниципальному образованию. Главная наша задача – сделать так, чтобы у муниципалов были деньги на исполнение своих полномочий. Поэтому одно из направлений работы новой инвестиционной политики – это выравнивание бюджетной обеспеченности.
– Каким образом можно осуществить это на практике?
– Мы решили идти двумя путями. Во-первых, снизить долю софинансирования при строительстве социальных объектов со стороны муниципальных образований первого уровня, например, с 30 до 3%. Во-вторых, увеличить поступление денег в бюджеты муниципальных образований (МО). Чтобы это реализовать, мы меняем налоговую политику. Все инвесторы, которые к нам приходят, платят 13,5% налога на прибыль и 0% – на имущество.
Земли вокруг Санкт-Петербурга привлекательны. Но мы обнаружили, что наравне с активным жилищным строительством здесь существуют проблемы с социальной инфраструктурой. В результате родилась программа, которую условно называют «Социальные объекты в обмен на налоги». Компании, которые регистрируют свой бизнес на территории региона и строят в составе своих жилых комплексов социальные объекты, получают гарантированный выкуп этих объектов государством. Получается, что на развитие социалки правительство пускает их налоги, поступающие в региональный бюджет. Это дополнительный бонус для строителей и покупателей.
– Сергей Михайлович, новая градостроительная политика властей понятна. Но есть большой камень преткновения, который трудно убрать, – это муниципалы. Возможно, ли на законодательном уровне улучшить работу этой системы?
– Сегодня нужно формировать такую структуру административного управления, которая будет максимально понятной как для населения, так и для инвестора, а также позволит эффективно сотрудничать различным уровням власти на одной территории. Пока этого нет.
Губернатор Александр Дрозденко пошел по пути сокращения уровней муниципальной власти. И главная задача, которую мы преследуем, создавая условия для перемещения строителей в Ленобласть, направлена на то, чтобы мы могли увеличить доходную часть бюджета и перераспределить ее так, чтобы поддержать муниципалитеты, отстающие в развитии.
– Недавно парламент Ленобласти принял изменения в региональный закон № 105 «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области». В чем принципиальность данных поправок?
– Изменения касаются многодетных семей. Главная корректировка касалась введения «ценза оседлости» и установления предельных размеров земельных участков. Теперь этим правом может воспользоваться многодетная семья при условии проживания родителей или одного из родителей в Ленобласти не менее 5 лет. Сегодня в очереди на получение бесплатной земли стоит почти 2 тыс. многодетных семей. Все граждане, вставшие на учет до введения «ценза оседлости», сохранят свое право. А вот уже после принятия этого закона это ограничение сократит количество будущих очередников. Но все равно на муниципальные образования ложится колоссальная нагрузка в плане предоставления большого количества земельных участков. Все участки должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой, чего муниципалитеты сделать не могут из-за отсутствия финансовых возможностей. Принимая закон, мы рекомендовали правительству Ленобласти при корректировке регионального бюджета предусмотреть средства на решение вопросов, связанных с обеспечением инженерной и транспортной инфраструктурой этих земельных участков.
– Депутаты недовольны исполнением государственных целевых программ. Можно ли ввести депутатский контроль над их исполнением и таким образом контролировать расходование бюджетных средств?
– Дело в том, что раньше все целевые и долгосрочные программы на территории региона принимались только через Законодательное собрание. Эту схему, к сожалению, изменил федеральный закон, и мы, депутаты, теперь лишь слушаем отчет профильных комитетов об их исполнении. В конце января этого года мы приняли изменения в Закон «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области», в соответствии с которыми до конца этого года все действующие в Ленобласти долгосрочные и ведомственные целевые программы (их 41) войдут в состав новых 15 госпрограмм, направленных на реализацию основных направлений социально-экономического развития региона. Предполагается, что они охватят свыше 90% бюджетных расходов. Утверждать порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм будет правительство Ленобласти.
Существенным преимуществом госпрограмм станет то, что они будут обсуждаться широким кругом общественности и до утверждения представляться на рассмотрение в Контрольно-счетную палату региона.
Еще на стадии обсуждения этого закона мы интересовались, каков механизм участия депутатского корпуса в контроле за выполнением этих программ. Был получен ответ, что итоги рассмотрения госпрограмм в КСП еще до их утверждения могут быть представлены в Законодательное собрание. Прямого механизма их внесения в парламент для рассмотрения пока нет ни на региональном, ни на федеральном уровне. Вот и получается, что мы узнаем уже об итогах реализации программ. Поэтому неудивительно, что мы недовольны результатами исполнения целевых программ, которые с нами не согласовывали. В цепочке – деньги, конкурсы, реализация проекта – все время возникают проблемы на этапе проведения конкурсов. Ведь закон о госзакупках не гарантирует нам того, что мы дадим победителю конкурса деньги, а он выполнит свои обязательства. Такое происходит постоянно при ремонте дорог, строительстве социального жилья.
– Принятие закона о федеральной контрактной системе может помочь в этой ситуации?
– Я считаю, что пока не будет дано право региональной или муниципальной власти выбирать подрядчика, я не готов сказать, по какой форме, коренного перелома не будет. Я понимаю, что нельзя ограничивать рынок, но, с другой стороны, нельзя ставить бюджетные средства под прямой удар, не имея никакой защиты в будущем. Одно я знаю точно: если не будет введена какая-то понятная всем ответственность подрядчика за исполнение своих работ, вплоть до уголовной, то у нас все так и будут изыскивать лазейки, как украсть бюджетные деньги и не выполнить обязательства госконтракта.
– Сергей Михайлович, насколько активным будет 2013 год с законотворческой точки зрения? Какие законы будут рассмотрены Законодательным собранием региона?
– Есть послание Президента РФ к Федеральному собранию, а также конкретные указы, которые сформировали достаточно понятные направления работы и Федерации, и регионов. Это демография, культура, духовность, оборона, инфраструктура, муниципальное обустройство. Мы в соответствии с этим разрабатываем свою региональную стратегию.
В этом году мы должны то, о чем мы договариваемся со строителями, облечь в какой-то конкретный понятный документ, где будут прописаны обязательства всех участников процесса.
У нас накопилась огромное количество проблем в системе ЖКХ. Бесспорно, на первое место выходят вопросы демографии. Задача, чтобы в каждой семье было по трое детей, вполне выполнима. Главное – решить проблемы с жильем, социальной инфраструктурой, обеспечить инвестиционную привлекательность территорий. Тогда и вопросы культуры, духовно-нравственного и патриотического воспитания решать будет проще. Тем более что этот год – Год духовной культуры в Ленинградской области.
– Сергей Михайлович, как-то Вы сказали, что отраслевой принцип развития экономики Ленобласти себя исчерпал и пора переходить на территориальный принцип. Что для этого надо сделать в первую очередь?
– За последние 10 лет расходы бюджета Ленобласти существенно возросли – с 3 до 70 млрд рублей. Это произошло благодаря тому, что командой Валерия Сердюкова была выстроена инвестиционная политика, которая дала возможность привлечь инвесторов. Да, приходилось идти на многие жертвы, была сильнейшая критика в адрес этой политики, но именно благодаря этим действиям увеличились поступления в доходную часть бюджета. Однако эта политика привела к тому, что все было отдано на откуп инвесторам. В результате самая развитая территория региона сформировалась только около Санкт-Петербурга. А, например, весь северо-восток области нищий. Сегодня должна быть сформирована такая инвестиционная политика, которая даст возможность развиваться каждой территории, каждому муниципальному образованию. Главная наша задача – сделать так, чтобы у муниципалов были деньги на исполнение своих полномочий. Поэтому одно из направлений работы новой инвестиционной политики – это выравнивание бюджетной обеспеченности.
– Каким образом можно осуществить это на практике?
– Мы решили идти двумя путями. Во-первых, снизить долю софинансирования при строительстве социальных объектов со стороны муниципальных образований первого уровня, например, с 30 до 3%. Во-вторых, увеличить поступление денег в бюджеты муниципальных образований (МО). Чтобы это реализовать, мы меняем налоговую политику. Все инвесторы, которые к нам приходят, платят 13,5% налога на прибыль и 0% – на имущество.
Земли вокруг Санкт-Петербурга привлекательны. Но мы обнаружили, что наравне с активным жилищным строительством здесь существуют проблемы с социальной инфраструктурой. В результате родилась программа, которую условно называют «Социальные объекты в обмен на налоги». Компании, которые регистрируют свой бизнес на территории региона и строят в составе своих жилых комплексов социальные объекты, получают гарантированный выкуп этих объектов государством. Получается, что на развитие социалки правительство пускает их налоги, поступающие в региональный бюджет. Это дополнительный бонус для строителей и покупателей.
– Сергей Михайлович, новая градостроительная политика властей понятна. Но есть большой камень преткновения, который трудно убрать, – это муниципалы. Возможно, ли на законодательном уровне улучшить работу этой системы?
– Сегодня нужно формировать такую структуру административного управления, которая будет максимально понятной как для населения, так и для инвестора, а также позволит эффективно сотрудничать различным уровням власти на одной территории. Пока этого нет.
Губернатор Александр Дрозденко пошел по пути сокращения уровней муниципальной власти. И главная задача, которую мы преследуем, создавая условия для перемещения строителей в Ленобласть, направлена на то, чтобы мы могли увеличить доходную часть бюджета и перераспределить ее так, чтобы поддержать муниципалитеты, отстающие в развитии.
– Недавно парламент Ленобласти принял изменения в региональный закон № 105 «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области». В чем принципиальность данных поправок?
– Изменения касаются многодетных семей. Главная корректировка касалась введения «ценза оседлости» и установления предельных размеров земельных участков. Теперь этим правом может воспользоваться многодетная семья при условии проживания родителей или одного из родителей в Ленобласти не менее 5 лет. Сегодня в очереди на получение бесплатной земли стоит почти 2 тыс. многодетных семей. Все граждане, вставшие на учет до введения «ценза оседлости», сохранят свое право. А вот уже после принятия этого закона это ограничение сократит количество будущих очередников. Но все равно на муниципальные образования ложится колоссальная нагрузка в плане предоставления большого количества земельных участков. Все участки должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой, чего муниципалитеты сделать не могут из-за отсутствия финансовых возможностей. Принимая закон, мы рекомендовали правительству Ленобласти при корректировке регионального бюджета предусмотреть средства на решение вопросов, связанных с обеспечением инженерной и транспортной инфраструктурой этих земельных участков.
– Депутаты недовольны исполнением государственных целевых программ. Можно ли ввести депутатский контроль над их исполнением и таким образом контролировать расходование бюджетных средств?
– Дело в том, что раньше все целевые и долгосрочные программы на территории региона принимались только через Законодательное собрание. Эту схему, к сожалению, изменил федеральный закон, и мы, депутаты, теперь лишь слушаем отчет профильных комитетов об их исполнении. В конце января этого года мы приняли изменения в Закон «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области», в соответствии с которыми до конца этого года все действующие в Ленобласти долгосрочные и ведомственные целевые программы (их 41) войдут в состав новых 15 госпрограмм, направленных на реализацию основных направлений социально-экономического развития региона. Предполагается, что они охватят свыше 90% бюджетных расходов. Утверждать порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм будет правительство Ленобласти.
Существенным преимуществом госпрограмм станет то, что они будут обсуждаться широким кругом общественности и до утверждения представляться на рассмотрение в Контрольно-счетную палату региона.
Еще на стадии обсуждения этого закона мы интересовались, каков механизм участия депутатского корпуса в контроле за выполнением этих программ. Был получен ответ, что итоги рассмотрения госпрограмм в КСП еще до их утверждения могут быть представлены в Законодательное собрание. Прямого механизма их внесения в парламент для рассмотрения пока нет ни на региональном, ни на федеральном уровне. Вот и получается, что мы узнаем уже об итогах реализации программ. Поэтому неудивительно, что мы недовольны результатами исполнения целевых программ, которые с нами не согласовывали. В цепочке – деньги, конкурсы, реализация проекта – все время возникают проблемы на этапе проведения конкурсов. Ведь закон о госзакупках не гарантирует нам того, что мы дадим победителю конкурса деньги, а он выполнит свои обязательства. Такое происходит постоянно при ремонте дорог, строительстве социального жилья.
– Принятие закона о федеральной контрактной системе может помочь в этой ситуации?
– Я считаю, что пока не будет дано право региональной или муниципальной власти выбирать подрядчика, я не готов сказать, по какой форме, коренного перелома не будет. Я понимаю, что нельзя ограничивать рынок, но, с другой стороны, нельзя ставить бюджетные средства под прямой удар, не имея никакой защиты в будущем. Одно я знаю точно: если не будет введена какая-то понятная всем ответственность подрядчика за исполнение своих работ, вплоть до уголовной, то у нас все так и будут изыскивать лазейки, как украсть бюджетные деньги и не выполнить обязательства госконтракта.
– Сергей Михайлович, насколько активным будет 2013 год с законотворческой точки зрения? Какие законы будут рассмотрены Законодательным собранием региона?
– Есть послание Президента РФ к Федеральному собранию, а также конкретные указы, которые сформировали достаточно понятные направления работы и Федерации, и регионов. Это демография, культура, духовность, оборона, инфраструктура, муниципальное обустройство. Мы в соответствии с этим разрабатываем свою региональную стратегию.
В этом году мы должны то, о чем мы договариваемся со строителями, облечь в какой-то конкретный понятный документ, где будут прописаны обязательства всех участников процесса.
У нас накопилась огромное количество проблем в системе ЖКХ. Бесспорно, на первое место выходят вопросы демографии. Задача, чтобы в каждой семье было по трое детей, вполне выполнима. Главное – решить проблемы с жильем, социальной инфраструктурой, обеспечить инвестиционную привлекательность территорий. Тогда и вопросы культуры, духовно-нравственного и патриотического воспитания решать будет проще. Тем более что этот год – Год духовной культуры в Ленинградской области.
рубрика:
Законодательство
автор:
Лидия Горборукова