Алексей Львов: «Необходимо определить приоритеты»
Одной из государственных программ Ленинградской области, анонсированных вице-губернатором по экономическому развитию и инвестиционной деятельности Дмитрием Яловым, будет госпрограмма развития регионального дорожного хозяйства на период до 2025 года. О сути программы, перспективах ремонта и содержания региональных дорог рассказал Алексей Львов, новый председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти.
– Алексей Владимирович, какими видите свои первоочередные задачи?
– Дорожная сеть в Ленинградской области достаточно разветвленная: общая протяженность региональных дорог – почти 9,7 тыс. км. Соответственно, хозяйство большое, а необходимые для такого масштаба средства в него не вкладывались уже давно. Поэтому проблем достаточно: это и капитальный ремонт, и текущий, и содержание дорог, и развитие дорожной инфраструктуры. В последнем случае имею в виду и неудовлетворительное состояние автобусных остановок, и недостаток дорожного освещения. В 2 тыс. населенных пунктов Ленобласти отсутствует постоянное освещение. 870 населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием.
Нельзя сказать, что региональные власти не уделяют должного внимания этим вопросам: дорожный фонд на 2013 год составляет 8,2 млрд рублей. Но этих средств явно недостаточно, поэтому мы должны локализовать проблемы и определить приоритеты. Это возможно осуществить с помощью принятия базового документа, который бы детально раскрывал суть нашей деятельности и алгоритм достижения целей. Таким документом я вижу стратегию развития дорожного хозяйства до 2025 года, реализация которой и предполагается в рамках госпрограммы.
– В чем принципиальное отличие нового документа от предыдущего, разработанного в 2008 году?
– Действительно, пять лет назад была разработана концепция совершенствования и развития дорожного хозяйства на период до 2020 года. Но, во-первых, документ не был утвержден правительством Ленинградской области. А во-вторых, в нем не были определены приоритеты. В результате для реализации всех подпрограмм потребовалось бы более 400 млрд рублей. За 12 лет таких денег, разумеется, не найти.
Разрабатывая новую программу, мы одновременно думаем о механизмах пополнения территориального дорожного фонда. Это могут быть неналоговые поступления, связанные с движением по региональным дорогам транспорта с нагрузкой на ось выше допустимой: при перевозках нерудных материалов и леса, обслуживании крупных инвестиционных проектов. Губернатором дано соответствующее поручение, и в рамках стратегии разрабатывается план, каким образом контролировать процесс, рассчитывать ущерб и взыскивать его с компаний-перевозчиков.
Следующим направлением я вижу развитие системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
В 2013 году мы заложили в бюджет 50 млн рублей на строительство опор для рубежей фотовидеофиксации. Мы действуем в этом направлении совместно с Комитетом по информатизации и связи, ГИБДД и Комитетом по транспорту. Наша задача – установить необходимое количество опор в местах, согласованных с ГИБДД. Мы благодарны налоговой инспекции, которая в 2012 году перевыполнила план по поступлениям налоговых источников в дорожный фонд. Но есть проблемы и по собираемости транспортного налога, и по расчету акцизных платежей. Планируем найти пути их решения совместно с Комитетом финансов и налоговыми органами.
– А какие объекты дорожной инфраструктуры планируется строить в 2013 году?
– Скорее всего, из-за недостатка ресурсов мы будем вынуждены обращаться в федеральный бюджет за помощью в строительстве и реконструкции крупных объектов: мостов, капиталоемких путепроводов по направлениям Санкт-Петербург – Бусловская, Выборг – Каменногорск, Лосево – Каменногорск. Минтранс и РЖД идут нам навстречу. Железная дорога взяла на себя проектирование 3 путепроводов на участке Выборг – Каменногорск и путепровода в Гатчине. На ветке Лосево – Каменногорск все путепроводы проектируются и строятся за счет РЖД. Мы взяли на себя направление Санкт-Петербург – Бусловская, решив начать с двух путепроводов: в Выборге и пос. Гаврилово Выборгского района.
Особый вопрос для нас – передача отдельных региональных дорог, выполняющих федеральные функции, в собственность РФ. Речь идет о подъездах к портам, региональных дорогах, проходящих через несколько районов, трассах, соединяющих федеральные магистрали. и т. д. Это дорога Выборг – Светогорск, северное полукольцо «бетонки» – А120, дорога Новая Ладога – Зуево, связывающая трассу «Кола» и Московское шоссе.
Помимо этого, мы взаимодействуем и с Европейским союзом в рамках программы приграничного сотрудничества. За счет гранта уже реализуется проект реконструкции моста через реку Сторожевая в Выборгском районе.
Второй большой проект, начиная который, мы рассчитываем на понимание с финской стороны, – это обход Светогорска с выходом на существующую трассу Выборг – Светогорск.
– Как будет строиться работа с муниципальными образованиями?
– В 2012 году критерием при определении размера субсидии муниципальному образованию была численность населения, причем подавать соответствующий пакет документов могло каждое из 211 МО Ленинградской области. Таким образом, общая сумма – примерно 840 млн рублей – делилась между всеми поселениями, и некоторые получали средства, абсолютно не позволяющие выполнить необходимые работы. В этом году сводную заявку будет подавать муниципальный район, предварительно обсудив планы с поселениями, определив приоритеты и сформировав перечень первоочередных объектов. Критерием для распределения субсидий на ремонт дорог выбрана их протяженность, на ремонт дворовых территорий – количество многоквартирных домов.
– Новая схема, на Ваш взгляд, позволит исключить ситуацию прошлого года, когда предоставление пакетов документов муниципалитетами первого уровня затягивалось?
– Да, ранее муниципалы не всегда в нужном объеме и качестве предоставляли документацию, но все мы учились. Сейчас накоплен определенный опыт. В этом году с использованием возможностей муниципальных районов подход будет более взвешенным и концентрированным.
Кроме того, совместно с Комитетом финансов мы намерены соотносить усилия, которые предпринимает муниципальное образование в ремонте дороги или дворовой территории за счет субсидии, с тем, насколько они будут решать свои задачи, обозначенные в местной целевой программой с учетом объемов собственных средств, направляемых на эти цели. Будет налажена система контроля и оценки вложений.
– Когда, по Вашему мнению, мы увидим первые результаты значительного увеличения регионального норматива на содержание дорог?
– В этом году мы должны сформулировать новую систему управления содержанием дорог, прописав ее в стратегии развития дорожного хозяйства Ленинградской области. Приложим все усилия к тому, чтобы система вступила в силу уже в 2014 году. Однако для этого предстоит проделать большой объем аналитической и организационной работы.
Частично перемены уже происходят. По текущим ремонтам раньше формировалась так называемая укрупненная расценка, сейчас мы переходим к сметам по каждому виду работ с определением объемов. А впоследствии будем формировать проекты текущих ремонтов, чтобы иметь более четкое представление, в какой части дороги и что именно требуется сделать, оставаясь в рамках этого ремонта.
– Какие приоритетные транспортные проекты будут в ближайшие годы реализовываться в рамках Координационного совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области?
– Ленобласть предлагает к реализации ряд дорожных проектов: КАД – Колтуши, обход Колтушей в сторону Всеволожска, Петродворец – Кейкино. Плюс строительство транспортного пересадочного узла в Новодевяткино, в том числе строительство автодороги от Новодевяткино, съезда с кольцевой дороги и самого автовокзала с комплексом сопутствующих зданий.
– Алексей Владимирович, какими видите свои первоочередные задачи?
– Дорожная сеть в Ленинградской области достаточно разветвленная: общая протяженность региональных дорог – почти 9,7 тыс. км. Соответственно, хозяйство большое, а необходимые для такого масштаба средства в него не вкладывались уже давно. Поэтому проблем достаточно: это и капитальный ремонт, и текущий, и содержание дорог, и развитие дорожной инфраструктуры. В последнем случае имею в виду и неудовлетворительное состояние автобусных остановок, и недостаток дорожного освещения. В 2 тыс. населенных пунктов Ленобласти отсутствует постоянное освещение. 870 населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием.
Нельзя сказать, что региональные власти не уделяют должного внимания этим вопросам: дорожный фонд на 2013 год составляет 8,2 млрд рублей. Но этих средств явно недостаточно, поэтому мы должны локализовать проблемы и определить приоритеты. Это возможно осуществить с помощью принятия базового документа, который бы детально раскрывал суть нашей деятельности и алгоритм достижения целей. Таким документом я вижу стратегию развития дорожного хозяйства до 2025 года, реализация которой и предполагается в рамках госпрограммы.
– В чем принципиальное отличие нового документа от предыдущего, разработанного в 2008 году?
– Действительно, пять лет назад была разработана концепция совершенствования и развития дорожного хозяйства на период до 2020 года. Но, во-первых, документ не был утвержден правительством Ленинградской области. А во-вторых, в нем не были определены приоритеты. В результате для реализации всех подпрограмм потребовалось бы более 400 млрд рублей. За 12 лет таких денег, разумеется, не найти.
Разрабатывая новую программу, мы одновременно думаем о механизмах пополнения территориального дорожного фонда. Это могут быть неналоговые поступления, связанные с движением по региональным дорогам транспорта с нагрузкой на ось выше допустимой: при перевозках нерудных материалов и леса, обслуживании крупных инвестиционных проектов. Губернатором дано соответствующее поручение, и в рамках стратегии разрабатывается план, каким образом контролировать процесс, рассчитывать ущерб и взыскивать его с компаний-перевозчиков.
Следующим направлением я вижу развитие системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
В 2013 году мы заложили в бюджет 50 млн рублей на строительство опор для рубежей фотовидеофиксации. Мы действуем в этом направлении совместно с Комитетом по информатизации и связи, ГИБДД и Комитетом по транспорту. Наша задача – установить необходимое количество опор в местах, согласованных с ГИБДД. Мы благодарны налоговой инспекции, которая в 2012 году перевыполнила план по поступлениям налоговых источников в дорожный фонд. Но есть проблемы и по собираемости транспортного налога, и по расчету акцизных платежей. Планируем найти пути их решения совместно с Комитетом финансов и налоговыми органами.
– А какие объекты дорожной инфраструктуры планируется строить в 2013 году?
– Скорее всего, из-за недостатка ресурсов мы будем вынуждены обращаться в федеральный бюджет за помощью в строительстве и реконструкции крупных объектов: мостов, капиталоемких путепроводов по направлениям Санкт-Петербург – Бусловская, Выборг – Каменногорск, Лосево – Каменногорск. Минтранс и РЖД идут нам навстречу. Железная дорога взяла на себя проектирование 3 путепроводов на участке Выборг – Каменногорск и путепровода в Гатчине. На ветке Лосево – Каменногорск все путепроводы проектируются и строятся за счет РЖД. Мы взяли на себя направление Санкт-Петербург – Бусловская, решив начать с двух путепроводов: в Выборге и пос. Гаврилово Выборгского района.
Особый вопрос для нас – передача отдельных региональных дорог, выполняющих федеральные функции, в собственность РФ. Речь идет о подъездах к портам, региональных дорогах, проходящих через несколько районов, трассах, соединяющих федеральные магистрали. и т. д. Это дорога Выборг – Светогорск, северное полукольцо «бетонки» – А120, дорога Новая Ладога – Зуево, связывающая трассу «Кола» и Московское шоссе.
Помимо этого, мы взаимодействуем и с Европейским союзом в рамках программы приграничного сотрудничества. За счет гранта уже реализуется проект реконструкции моста через реку Сторожевая в Выборгском районе.
Второй большой проект, начиная который, мы рассчитываем на понимание с финской стороны, – это обход Светогорска с выходом на существующую трассу Выборг – Светогорск.
– Как будет строиться работа с муниципальными образованиями?
– В 2012 году критерием при определении размера субсидии муниципальному образованию была численность населения, причем подавать соответствующий пакет документов могло каждое из 211 МО Ленинградской области. Таким образом, общая сумма – примерно 840 млн рублей – делилась между всеми поселениями, и некоторые получали средства, абсолютно не позволяющие выполнить необходимые работы. В этом году сводную заявку будет подавать муниципальный район, предварительно обсудив планы с поселениями, определив приоритеты и сформировав перечень первоочередных объектов. Критерием для распределения субсидий на ремонт дорог выбрана их протяженность, на ремонт дворовых территорий – количество многоквартирных домов.
– Новая схема, на Ваш взгляд, позволит исключить ситуацию прошлого года, когда предоставление пакетов документов муниципалитетами первого уровня затягивалось?
– Да, ранее муниципалы не всегда в нужном объеме и качестве предоставляли документацию, но все мы учились. Сейчас накоплен определенный опыт. В этом году с использованием возможностей муниципальных районов подход будет более взвешенным и концентрированным.
Кроме того, совместно с Комитетом финансов мы намерены соотносить усилия, которые предпринимает муниципальное образование в ремонте дороги или дворовой территории за счет субсидии, с тем, насколько они будут решать свои задачи, обозначенные в местной целевой программой с учетом объемов собственных средств, направляемых на эти цели. Будет налажена система контроля и оценки вложений.
– Когда, по Вашему мнению, мы увидим первые результаты значительного увеличения регионального норматива на содержание дорог?
– В этом году мы должны сформулировать новую систему управления содержанием дорог, прописав ее в стратегии развития дорожного хозяйства Ленинградской области. Приложим все усилия к тому, чтобы система вступила в силу уже в 2014 году. Однако для этого предстоит проделать большой объем аналитической и организационной работы.
Частично перемены уже происходят. По текущим ремонтам раньше формировалась так называемая укрупненная расценка, сейчас мы переходим к сметам по каждому виду работ с определением объемов. А впоследствии будем формировать проекты текущих ремонтов, чтобы иметь более четкое представление, в какой части дороги и что именно требуется сделать, оставаясь в рамках этого ремонта.
– Какие приоритетные транспортные проекты будут в ближайшие годы реализовываться в рамках Координационного совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области?
– Ленобласть предлагает к реализации ряд дорожных проектов: КАД – Колтуши, обход Колтушей в сторону Всеволожска, Петродворец – Кейкино. Плюс строительство транспортного пересадочного узла в Новодевяткино, в том числе строительство автодороги от Новодевяткино, съезда с кольцевой дороги и самого автовокзала с комплексом сопутствующих зданий.
рубрика:
Интервью
автор:
Татьяна Крамарева