Для светлого будущего Усть-Луги требуется новый закон

В ОАО «Компания Усть-Луга» надеются на положительное решение федеральных властей по законопроекту о государственно-частном партнерстве. Ход законопроекту может быть дан уже в апреле нынешнего года.

По словам генерального директора ОАО «Компания Усть-Луга» Светланы Макаровой, от принятия или непринятия закона о контрактно обусловленном государственно-частном партнерстве напрямую зависит реализация проекта комплексного развития территории, структурирование которого вышло на завершающий этап.
Деятельность «Компании Усть-Луга» уже давно не ограничивается только одноименным портом, хотя, разумеется, его значение невозможно переоценить. На момент начала строительства объекта транспортировка грузов из России обеспечивала 20% доходной части бюджета Эстонии. Сейчас же, как прозвучало на недавнем совещании в Министерстве транспорта РФ, порт Усть-Луга полностью удовлетворяет дефицит по перевалке российских грузов на Балтике.
«Несмотря на принятие 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», сегодня в нашей стране государственно-частного партнерства нет», – утверждает Светлана Макарова. Прописанный в 39‑ФЗ тезис о том, что инвестор приоритетного (важного, значимого для государства) проекта может рассчитывать на неизменность внешних условий, не работает. «Отсутствие гарантий «неухудшаемости» условий реализации проекта (сохранения действующих ставок налогов, пошлин и т. д.) инвесторам со стороны государства – основная причина, сдерживающая приток инвестиций в страну», – добавила генеральный директора ОАО «Компания Усть-Луга».
За последние несколько лет, по данным аналитиков компании, ощутимое увеличение объемов частных инвестиций имеет место в Калужской области, где активная инвестиционная политика реализуется с подачи главы региона, и в Татарстане, где сейчас реконструируются нефтехимические производства. Есть, кроме того, отдельные крупные игроки («Газпром», «Сибур»), реализующие собственные проекты, но и их инвестиционная политика очень осторожна. «Ни один частник не рискнет вступить в крупную игру, если государство не гарантирует ему стабильные условия. При всей очевидности бизнеса в нашей зоне мы должны показать инфраструктуру, стоящую миллиарды. Без этого не придет инвестор. С другой стороны, никто не даст деньги на инфраструктуру, пока не увидит инвестора», – прокомментировала ситуацию Светлана Макарова.
Между тем законодатель опасается, что, прописав в законе о ГЧП «неухудшаемость» внешних условий для приоритетных проектов, он инициирует вал требований таких льгот со стороны потенциальных инвесторов. Следовательно, должен существовать отбор. Однако критерии приоритетности до сих пор не разработаны.
В 2012 году президент РФ утвердил перечень приоритетных проектов, представленных руководством субъектов Федерации. Но в этот перечень попали проекты, которые невозможно оценить по единым критериям. Например, от СЗФО в перечне фигурируют и проект «Комплексное развитие Морского торгового порта Усть-Луга и прилегающих территорий», и «Детская олимпийская деревня Деда Мороза». По словам Светланы Макаровой, сейчас законопроект о контрактно обусловленном ГЧП, разработанный в «Компании Усть-Луга», находится на рассмотрении в ряде министерств. Параллельно законопроект о ГЧП разрабатывает Минэкономразвития, Минфин.
Сегодня в России не действует практически ни один из предлагавшихся ранее механизмов ГЧП, утверждает Светлана Макарова, – ни инвестфонд, ни концессии, которых в России единицы. Особые экономические зоны (ОЭЗ) также развиваются очень скромно. «Первоначально мы хотели создать ОЭЗ в порту Усть-Луга, но, изучив законодательство, от этой идеи отказались. Мы подготовили 38 поправок, большая часть из них была принята. Тем временем экономическое положение в стране изменилось настолько ощутимо, что уже и этих новшеств в законах недостаточно для реального развития таких зон», – прокомментировала Светлана Макарова.
Контрактно обусловленное ГЧП видится как единственный вариант успешного сотрудничества частного капитала и государства в реализации действительно крупных, комплексных проектов. «Не только частник, но и государство должно нести ответственность. Необходимо предусмотреть взаимные обязательства, ответственность, штрафные санкции. Об этом много говорят, но на самом деле ничего этого нет», – утверждает генеральный директор ОАО «Компания Усть-Луга». Она также уточнила, что этот механизм потребует внесения поправок в Гражданский кодекс РФ, поскольку сейчас понятие «инвестиционный договор» не определено.
Проект порта Усть-Луга, тем не менее, был реализован именно на принципах ГЧП. Но не благодаря возможностям, предусмотренным законодателем, а исходя из реалий деятельности. «У нашей компании нет жестких прав, позволяющих комплексно развивать территорию. И ни у кого нет полномочий подписать с нами соответствующий договор», – констатировала госпожа Макарова.
Возможно, шагом государства в направлении контрактно обусловленного ГЧП станет изменение подхода к формированию федерального бюджета. Обсуждается переход от федеральных целевых программ к инвестиционным проектам с участием государства.
рубрика: Инвестиции
автор: Татьяна Крамарева
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.