Стабильность – главное в экономике
Один из ведущих комитетов в структуре исполнительной власти города отвечает за развитие экономики, за предсказуемость этого развития, его интенсивность и в конечном счете – за благополучную и сытую жизнь каждого петербуржца. Гость редакции – председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексей Сергеев.
– Алексей Иванович, давайте подведем итоги года. Вам есть, чем гордиться?
– Год завершается важным событием, которое произойдет во вторник 25 декабря на последнем заседании правительства. Мы представим свою работу, длившуюся почти год, – Программу социально-экономического развития (СЭР) на 2008-2011 годы. Эта работа шла непросто, были подключены научные силы, собралась большая группа специалистов – представителей всех комитетов, и в спорах, дискуссиях, иногда с откатом назад, возвращением к каким-то позициям, мы сформировали новую, вторую программу на ближайшие четыре года. Программа СЭР – среднесрочная программа развития Петербурга, один из кирпичиков в нашей системе государственного планирования, которым гордится Петербург. В эту систему входят Концепция стратегического развития Санкт-Петербурга до 2025 (принята летом нынешнего года), Генплан, также до 2025 года, программа СЭР, теперь до 2011 года, трехлетний бюджет – новация этого года, и ежегодное Послание губернатора
.
– Какие направления промышленности предполагается развивать в ближайшие годы в Петербурге? В понедельник подписано соглашение о строительстве еще одного автомобильного завода. Это не перебор?
– Нет, не перебор. Но я могу с уверенностью сказать, что мы считаем автомобильный кластер полностью сформированным, – три завода строятся на юге, в промышленной зоне Шушары – Тойота, Дженерал Моторз (по плану 3 ноября 2008 года выпустит первую машину) и Судзуки, и два на севере, в Каменке, – Нисан, а после подписанного в понедельник соглашения – и Хендай. В пятницу в присутствии высоких гостей не только страны, но и мира, с конвейера завода Тойота сошел первый автомобиль, то есть первый из пяти автозаводов начал действовать. В пятницу же произошла закладка камня в основании строительства завода штампованных автокомпонентов и сервисного металлоцентра Магнитогорского металлургического комбината. Этот завод будет построен в соответствии с соглашением, подписанным в октябре губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Ивановной Матвиенко и председателем Совета директоров ММК Виктором Филипповичем Рашниковым. Проект, емкостью 3 млрд руб., который характеризует еще одну ветвь нашего развития, – новый кластер автокомпонентов. Все эти годы городская власть проводит определенную, четкую политику: город был, есть и будет индустриальным центром России. Мы никому это звание отдавать не собираемся. Не так давно мы докладывали на правительстве о развитии промышленного потенциала Петербурга и говорили о том, что нас удовлетворяет, как развиваются традиционные наши предприятия, как они реформируются. В настоящее время мы готовим и закон «О региональной промышленной политике». И я бы хотел, чтобы вы понимали, как будет развиваться Петербург. По традиционным старым производствам – несколько флагманов: Силовые машины, (кстати, основное звено холдинга – Ленинградский Металлический завод отмечает в этом году 150 лет со дня основания). Это Невский завод, это судостроительные предприятия, которые объединяются в корпорацию. И ее штаб будет базироваться в Петербурге. Это Ижорские заводы, в развитие которых в ближайшие годы планируется вложить 11 млрд рублей. Мы открыли в этом году завод по производству холодильников Бош Сименс, в следующем году планируем окрыть еще несколько предприятий, в том числе и Дженерал Моторз. Так что, мне кажется, работу нашего комитета в целом можно оценить положительно только потому, что Петербург сегодня имеет положительную динамику развития.
– В чем эта положительная динамика выражается?
Индекс промышленного производства по итогам 11 месяцев – 109,5. Это хороший показатель, думаю, что за год он не изменится. У нас очень хорошие показатели по инвестициям – они подросли за год более чем на треть, в том числе, по иностранным прирост составил миллиард долларов. Если говорить о других составляющих, которыми занимается Комитет, то потребительский блок растет высокими темпами. У нас 31,5 тыс. объектов потребительского блока, в том числе, 13,5 тыс. магазинов (только стационарных), около 6 тыс. предприятий общественного питания, 6,5 тыс. предприятий бытового обслуживания. Кроме того, наш Комитет отвечает за систему государственного заказа, за то, как тратятся деньги бюджета. Поскольку бюджет растет, мы имеем и рекордные цифры по госзаказу. Я хотел бы сказать, что впервые за историю развития городского заказа в Петербурге более 60 процентов средств (примерно 62-63 процентов) было распределено через открытые конкурсы. И это принесло экономию почти в 10 млрд рублей. В этом году мы получили несколько изменений в 94-й закон, в том числе, аукционный список товаров, начали закупать имущество для города на аукционах. Так что итоги позитивные. 12 декабря губернатор подписала постановление правительства, в соответствии с которым мы наделяем наших государственных заказчиков новыми полномочиями.
– Какое событие уходящего года кажется Вам самым значительным?
Если говорить о событии, которое явилось неким символом года, не имеющим отношения к производственной сфере, я бы назвал очень успешное проведение в новом формате Санкт-Петербургского Международного экономического форума. Это событие стало явлением не только Петербурга, но и России. Впервые форум стал частью Давосского форума, впервые мы почувствовали, как серьезно составлена программа, какие звезды мировой экономики присутствовали на форуме, не только выступали на пленарных заседаниях, но и участвовали в круглых столах, спорили с нашими экономистами о развитии мировых экономических процессов. В таких дискуссиях, на мой взгляд, как раз и закладывается движение страны вперед. Поэтому я бы назвал важнейшим событием года экономический форум.
– Как, на Ваш взгляд, будет выглядеть городская экономика через пять - шесть лет?
– Это будет новое качество, новая структура. И не надо этого бояться. Сегодня мы уже достигли такого уровня развития, когда город выбирает инвестора, выбирает направления, по которым ему следует развиваться. Мы выбрали сегодня – кардинальное улучшение жилищных условий. Что получила в наследство команда Матвиенко в 2003 году? Примерно 650 тыс. людей, стоящих на очереди, треть всего работоспособного населения, 150 тыс. коммунальных квартир. И это была законсервированная ситуация. Вы знаете, что очередь не менялась многие годы. Поэтому сегодня, когда мы говорим, что это приоритет, когда мы выстраиваем объемы не только общего ввода жилья, но и жилья за бюджетные средства, когда мы в нашей программе планируем построить 1 млн кв. метров за средства бюджета в 2011 году, то это действительно кардинальное изменение ситуации. Ясно, что этот приоритет тянет за собой развитие определенных отраслей промышленности – строительства, строительных материалов. И это мы в нашей программе СЭР тоже планируем. Второй приоритет – автомобильный кластер. Сегодня он сформирован. Поставлена точка. Дальше речь идет о формировании кластера производителей автокомпонентов. Мы в этом году создали Ассоциацию производителей автокомпонентов и уже получили очень интересные предложения для организации технопарка. Третье направление – материальная база инновационного движения вперед. Это та отрасль, которую мы начали формировать. Мы привлекли в город двух крупнейших мировых производителей электронных компонентов. Первый – Faxcon, или Hewllet Packard, он начинает строительство первого завода, второй – решения еще нет, но уже высокая степень готовности – Flextron Intell. То есть в ближайшие годы мы построим два крупнейших передовых завода, плюс подтягивается бытовая электроника – БСХ, Элкотек. Кроме того – особые экономические зоны. Мы закончили формирование резидентов южной площадки ОЭЗ – Нойдорф, 12 резидентов, в 2008 году приступят к активной застройке площадки Нойдорф. А мы начнем упаковывать северную площадку – Ново-Орловскую.
– По оценкам некоторых специалистов, город, развивая автомобильный кластер, способствует перетоку специалистов из традиционных отраслей. Не оголяем ли мы таким образом свою промышленность? Как планируете решать проблему дефицита кадров?
– Какой-то переток, естественно, будет. Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Та конкурентная борьба за кадры, которая уже началась (мы ведь ее не искусственно создаем), она подстегнет многие наши традиционные предприятия к тому, к чему мы их подстегиваем и словом, и административными решениями уже не один год. Но пока петух не клюнет, ничего не делается. Поэтому меня сегодня радует, что в программах модернизации предприятия главное внимание уделяют повышению производительности труда. Правильно говорит Сергей Кириенко, глядя в глаза руководству Ижорского завода: «Пока у вас будет работать, условно говоря, 25 тыс. человек, я не буду покупать оборудование, потому что оно стоит слишком дорого, а когда будет работать 7,5 тысяч человек, я стану покупать». Сегодня то же самое мы говорим и судостроителям. Кадровый голод, пока еще в стимулирующем виде, заставил руководство промышленных гигантов увидеть необходимость инвестиций в основной капитал. Кроме того, ни одна программа не разрабатывается без серьезного внимания к разделу о подготовке кадров. У нас есть очень хороший резерв, высвобождение рабочих с действующих предприятий. Кроме этого, мы не скрываем, что будем вести себя агрессивно в трудоизбыточных районах. Вместе с Комитетом по занятости мы будем в регионах проводить свою имиджевую политику, давать информацию о наших возможностях, о нашей заинтересованности, о зарплате. Сегодня, думая о системе реформирования начального профессионального образования, мы считаем, что нельзя учить профессии три года, можно уложиться за один. Мы хотим привлечь молодых людей из других регионов, использовать в полной мере новые возможности миграционного закона. Так что нет худа без добра. Оснащаем ПТУ, ставим туда новое оборудование, субсидируем работу промышленных предприятий по подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей. Кадровый вопрос – в зоне нашего внимания.
– Что делается для развития инженерной инфраструктуры города?
– Среди тех задач, которые пришлось решать в конце 2003 года – развитие инфраструктуры было одним из основных. Город ежегодно увеличивает составляющую бюджета на адресные инвестиционные программы (АИП). В 2003 году объем АИП составлял 8,75 млрд рублей, или 11 процентов бюджета, а в этом году АИП – 67 млрд, это 26 процентов, в 2008 году будет более трети – 105-106 млрд рублей. Сегодня мы развиваем инфраструктуру не только за бюджетные средства, но и привлекаем инвесторов. Мы считаем, что те планы, которые у города есть, переломят ситуацию, и отсутствие инженерных мощностей не будет тормозом развития промышленности и экономики города в целом. В этом году правительство утвердило все Генсхемы – водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения (на последнем заседании правительства 25 декабря). О чем это говорит? Это означает, что зарезервированы площади под подстанции, котельные, сети. Примером может служить развитие промышленной зоны Шушары. Кому эта территория была нужна, когда там были болота и торфяники. Город за бюджетные средства построил дорогу – продолжение Софийской улицы, проложил коммуникации. И теперь инвестор с удовольствием идет туда
– Ожидаются ли структурные изменения в Комитете?
– Структура Комитета на сегодня меня полностью удовлетворяет, потому что она разрабатывалась в течение достаточно длительного периода при моем непосредственном участии и была утверждена летом нынешнего года. В рамках административной реформы мы провели оптимизацию, получили 10 новых ставок, доказав их необходимость. Взяли на себя функции Лицензионной палаты Санкт-Петербурга, то есть у нас появилось еще одно управление. Буду ли я удовлетворен нашей структурой через месяц, не знаю, может, и не буду.
– Отличаются ли по объемам экспорт и импорт продукции? Раньше, насколько известно, главным был импорт.
– По данным государственной статистики, по итогам 11 месяцев экспорт и импорт в Петербурге расходятся незначительно. Экспорт – $298 млн, импорт – $259 млн. И здесь хотелось бы отметить еще одну новацию нашего Комитета. В этом году впервые был учрежден конкурс на звание лучшего экспортера Санкт-Петербурга. Конкурс проводился по пяти номинациям, в каждой три премии: первая 4 млн рублей, вторая – 2 млн, третья – 1 млн. Первые премии, каждый в своей номинации, получили ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Усть-Ижорский фанерный комбинат». ОАО «Климов», ОАО «Морион», ОАО «Северная верфь».
И последний вопрос. Чем еще может похвастаться Комитет? Какими достижениями?
Второй год подряд мы привозим из Москвы награду за лучшую организацию торгов от специального комитета, учрежденного профильным комитетом Государственной Думы, Счетной палатой РФ и Федеральной антимонопольной службой. Итоги подводятся как среди государственных структур, так и среди частных компаний, которые тоже свой бюджет распределяют на конкурсной основе. Мы вновь оказались в тройке лидеров, в которую, кроме нас, вошли Москва и два сибирских региона.
Автор: Беседовала Лилиана Глазова
– Алексей Иванович, давайте подведем итоги года. Вам есть, чем гордиться?
– Год завершается важным событием, которое произойдет во вторник 25 декабря на последнем заседании правительства. Мы представим свою работу, длившуюся почти год, – Программу социально-экономического развития (СЭР) на 2008-2011 годы. Эта работа шла непросто, были подключены научные силы, собралась большая группа специалистов – представителей всех комитетов, и в спорах, дискуссиях, иногда с откатом назад, возвращением к каким-то позициям, мы сформировали новую, вторую программу на ближайшие четыре года. Программа СЭР – среднесрочная программа развития Петербурга, один из кирпичиков в нашей системе государственного планирования, которым гордится Петербург. В эту систему входят Концепция стратегического развития Санкт-Петербурга до 2025 (принята летом нынешнего года), Генплан, также до 2025 года, программа СЭР, теперь до 2011 года, трехлетний бюджет – новация этого года, и ежегодное Послание губернатора
.
– Какие направления промышленности предполагается развивать в ближайшие годы в Петербурге? В понедельник подписано соглашение о строительстве еще одного автомобильного завода. Это не перебор?
– Нет, не перебор. Но я могу с уверенностью сказать, что мы считаем автомобильный кластер полностью сформированным, – три завода строятся на юге, в промышленной зоне Шушары – Тойота, Дженерал Моторз (по плану 3 ноября 2008 года выпустит первую машину) и Судзуки, и два на севере, в Каменке, – Нисан, а после подписанного в понедельник соглашения – и Хендай. В пятницу в присутствии высоких гостей не только страны, но и мира, с конвейера завода Тойота сошел первый автомобиль, то есть первый из пяти автозаводов начал действовать. В пятницу же произошла закладка камня в основании строительства завода штампованных автокомпонентов и сервисного металлоцентра Магнитогорского металлургического комбината. Этот завод будет построен в соответствии с соглашением, подписанным в октябре губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Ивановной Матвиенко и председателем Совета директоров ММК Виктором Филипповичем Рашниковым. Проект, емкостью 3 млрд руб., который характеризует еще одну ветвь нашего развития, – новый кластер автокомпонентов. Все эти годы городская власть проводит определенную, четкую политику: город был, есть и будет индустриальным центром России. Мы никому это звание отдавать не собираемся. Не так давно мы докладывали на правительстве о развитии промышленного потенциала Петербурга и говорили о том, что нас удовлетворяет, как развиваются традиционные наши предприятия, как они реформируются. В настоящее время мы готовим и закон «О региональной промышленной политике». И я бы хотел, чтобы вы понимали, как будет развиваться Петербург. По традиционным старым производствам – несколько флагманов: Силовые машины, (кстати, основное звено холдинга – Ленинградский Металлический завод отмечает в этом году 150 лет со дня основания). Это Невский завод, это судостроительные предприятия, которые объединяются в корпорацию. И ее штаб будет базироваться в Петербурге. Это Ижорские заводы, в развитие которых в ближайшие годы планируется вложить 11 млрд рублей. Мы открыли в этом году завод по производству холодильников Бош Сименс, в следующем году планируем окрыть еще несколько предприятий, в том числе и Дженерал Моторз. Так что, мне кажется, работу нашего комитета в целом можно оценить положительно только потому, что Петербург сегодня имеет положительную динамику развития.
– В чем эта положительная динамика выражается?
Индекс промышленного производства по итогам 11 месяцев – 109,5. Это хороший показатель, думаю, что за год он не изменится. У нас очень хорошие показатели по инвестициям – они подросли за год более чем на треть, в том числе, по иностранным прирост составил миллиард долларов. Если говорить о других составляющих, которыми занимается Комитет, то потребительский блок растет высокими темпами. У нас 31,5 тыс. объектов потребительского блока, в том числе, 13,5 тыс. магазинов (только стационарных), около 6 тыс. предприятий общественного питания, 6,5 тыс. предприятий бытового обслуживания. Кроме того, наш Комитет отвечает за систему государственного заказа, за то, как тратятся деньги бюджета. Поскольку бюджет растет, мы имеем и рекордные цифры по госзаказу. Я хотел бы сказать, что впервые за историю развития городского заказа в Петербурге более 60 процентов средств (примерно 62-63 процентов) было распределено через открытые конкурсы. И это принесло экономию почти в 10 млрд рублей. В этом году мы получили несколько изменений в 94-й закон, в том числе, аукционный список товаров, начали закупать имущество для города на аукционах. Так что итоги позитивные. 12 декабря губернатор подписала постановление правительства, в соответствии с которым мы наделяем наших государственных заказчиков новыми полномочиями.
– Какое событие уходящего года кажется Вам самым значительным?
Если говорить о событии, которое явилось неким символом года, не имеющим отношения к производственной сфере, я бы назвал очень успешное проведение в новом формате Санкт-Петербургского Международного экономического форума. Это событие стало явлением не только Петербурга, но и России. Впервые форум стал частью Давосского форума, впервые мы почувствовали, как серьезно составлена программа, какие звезды мировой экономики присутствовали на форуме, не только выступали на пленарных заседаниях, но и участвовали в круглых столах, спорили с нашими экономистами о развитии мировых экономических процессов. В таких дискуссиях, на мой взгляд, как раз и закладывается движение страны вперед. Поэтому я бы назвал важнейшим событием года экономический форум.
– Как, на Ваш взгляд, будет выглядеть городская экономика через пять - шесть лет?
– Это будет новое качество, новая структура. И не надо этого бояться. Сегодня мы уже достигли такого уровня развития, когда город выбирает инвестора, выбирает направления, по которым ему следует развиваться. Мы выбрали сегодня – кардинальное улучшение жилищных условий. Что получила в наследство команда Матвиенко в 2003 году? Примерно 650 тыс. людей, стоящих на очереди, треть всего работоспособного населения, 150 тыс. коммунальных квартир. И это была законсервированная ситуация. Вы знаете, что очередь не менялась многие годы. Поэтому сегодня, когда мы говорим, что это приоритет, когда мы выстраиваем объемы не только общего ввода жилья, но и жилья за бюджетные средства, когда мы в нашей программе планируем построить 1 млн кв. метров за средства бюджета в 2011 году, то это действительно кардинальное изменение ситуации. Ясно, что этот приоритет тянет за собой развитие определенных отраслей промышленности – строительства, строительных материалов. И это мы в нашей программе СЭР тоже планируем. Второй приоритет – автомобильный кластер. Сегодня он сформирован. Поставлена точка. Дальше речь идет о формировании кластера производителей автокомпонентов. Мы в этом году создали Ассоциацию производителей автокомпонентов и уже получили очень интересные предложения для организации технопарка. Третье направление – материальная база инновационного движения вперед. Это та отрасль, которую мы начали формировать. Мы привлекли в город двух крупнейших мировых производителей электронных компонентов. Первый – Faxcon, или Hewllet Packard, он начинает строительство первого завода, второй – решения еще нет, но уже высокая степень готовности – Flextron Intell. То есть в ближайшие годы мы построим два крупнейших передовых завода, плюс подтягивается бытовая электроника – БСХ, Элкотек. Кроме того – особые экономические зоны. Мы закончили формирование резидентов южной площадки ОЭЗ – Нойдорф, 12 резидентов, в 2008 году приступят к активной застройке площадки Нойдорф. А мы начнем упаковывать северную площадку – Ново-Орловскую.
– По оценкам некоторых специалистов, город, развивая автомобильный кластер, способствует перетоку специалистов из традиционных отраслей. Не оголяем ли мы таким образом свою промышленность? Как планируете решать проблему дефицита кадров?
– Какой-то переток, естественно, будет. Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Та конкурентная борьба за кадры, которая уже началась (мы ведь ее не искусственно создаем), она подстегнет многие наши традиционные предприятия к тому, к чему мы их подстегиваем и словом, и административными решениями уже не один год. Но пока петух не клюнет, ничего не делается. Поэтому меня сегодня радует, что в программах модернизации предприятия главное внимание уделяют повышению производительности труда. Правильно говорит Сергей Кириенко, глядя в глаза руководству Ижорского завода: «Пока у вас будет работать, условно говоря, 25 тыс. человек, я не буду покупать оборудование, потому что оно стоит слишком дорого, а когда будет работать 7,5 тысяч человек, я стану покупать». Сегодня то же самое мы говорим и судостроителям. Кадровый голод, пока еще в стимулирующем виде, заставил руководство промышленных гигантов увидеть необходимость инвестиций в основной капитал. Кроме того, ни одна программа не разрабатывается без серьезного внимания к разделу о подготовке кадров. У нас есть очень хороший резерв, высвобождение рабочих с действующих предприятий. Кроме этого, мы не скрываем, что будем вести себя агрессивно в трудоизбыточных районах. Вместе с Комитетом по занятости мы будем в регионах проводить свою имиджевую политику, давать информацию о наших возможностях, о нашей заинтересованности, о зарплате. Сегодня, думая о системе реформирования начального профессионального образования, мы считаем, что нельзя учить профессии три года, можно уложиться за один. Мы хотим привлечь молодых людей из других регионов, использовать в полной мере новые возможности миграционного закона. Так что нет худа без добра. Оснащаем ПТУ, ставим туда новое оборудование, субсидируем работу промышленных предприятий по подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей. Кадровый вопрос – в зоне нашего внимания.
– Что делается для развития инженерной инфраструктуры города?
– Среди тех задач, которые пришлось решать в конце 2003 года – развитие инфраструктуры было одним из основных. Город ежегодно увеличивает составляющую бюджета на адресные инвестиционные программы (АИП). В 2003 году объем АИП составлял 8,75 млрд рублей, или 11 процентов бюджета, а в этом году АИП – 67 млрд, это 26 процентов, в 2008 году будет более трети – 105-106 млрд рублей. Сегодня мы развиваем инфраструктуру не только за бюджетные средства, но и привлекаем инвесторов. Мы считаем, что те планы, которые у города есть, переломят ситуацию, и отсутствие инженерных мощностей не будет тормозом развития промышленности и экономики города в целом. В этом году правительство утвердило все Генсхемы – водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения (на последнем заседании правительства 25 декабря). О чем это говорит? Это означает, что зарезервированы площади под подстанции, котельные, сети. Примером может служить развитие промышленной зоны Шушары. Кому эта территория была нужна, когда там были болота и торфяники. Город за бюджетные средства построил дорогу – продолжение Софийской улицы, проложил коммуникации. И теперь инвестор с удовольствием идет туда
– Ожидаются ли структурные изменения в Комитете?
– Структура Комитета на сегодня меня полностью удовлетворяет, потому что она разрабатывалась в течение достаточно длительного периода при моем непосредственном участии и была утверждена летом нынешнего года. В рамках административной реформы мы провели оптимизацию, получили 10 новых ставок, доказав их необходимость. Взяли на себя функции Лицензионной палаты Санкт-Петербурга, то есть у нас появилось еще одно управление. Буду ли я удовлетворен нашей структурой через месяц, не знаю, может, и не буду.
– Отличаются ли по объемам экспорт и импорт продукции? Раньше, насколько известно, главным был импорт.
– По данным государственной статистики, по итогам 11 месяцев экспорт и импорт в Петербурге расходятся незначительно. Экспорт – $298 млн, импорт – $259 млн. И здесь хотелось бы отметить еще одну новацию нашего Комитета. В этом году впервые был учрежден конкурс на звание лучшего экспортера Санкт-Петербурга. Конкурс проводился по пяти номинациям, в каждой три премии: первая 4 млн рублей, вторая – 2 млн, третья – 1 млн. Первые премии, каждый в своей номинации, получили ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Усть-Ижорский фанерный комбинат». ОАО «Климов», ОАО «Морион», ОАО «Северная верфь».
И последний вопрос. Чем еще может похвастаться Комитет? Какими достижениями?
Второй год подряд мы привозим из Москвы награду за лучшую организацию торгов от специального комитета, учрежденного профильным комитетом Государственной Думы, Счетной палатой РФ и Федеральной антимонопольной службой. Итоги подводятся как среди государственных структур, так и среди частных компаний, которые тоже свой бюджет распределяют на конкурсной основе. Мы вновь оказались в тройке лидеров, в которую, кроме нас, вошли Москва и два сибирских региона.
Автор: Беседовала Лилиана Глазова
рубрика:
Тенденции и перспективы
