Порядок на дорогах

Состояние дорог Ленинградской области вызывает серьезные претензии. Об этом на совещании по итогам работы дорожного комплекса за 2007 и перспективам его развития на 2008-2010 годы говорил губернатор области Валерий Сердюков.
Если в 2000 году в области насчитывалось около 70 тыс. автомобилей, то к настоящему времени их число по данным ГИБДД перевалило за 500 тысяч.
Многие жители области, как показывают социологические опросы, ставят дорожную проблему перед уровнем заработной платы, жилищным строительством, здравоохранением, работой медицинских учреждений и т.д.
Кроме удобства и быстроты сообщения между населенными пунктами, качество дорог играет огромную роль в развитии экономики региона.

Транспортный узел
Северо-запада
Выгодное географическое положение Ленинградской области, находящейся на перекрестке транспортных путей между Скандинавией, Балтией, северными, центральными и южными регионами России, наличие границы со странами ЕС создает предпосылки для роста международных и межобластных автоперевозок по ее территории.
Рост автомобилизации и повышение деловой активности населения в последние годы привели к увеличению интенсивности движения на дорогах, которая в 2007 году, по сравнению с 2001 годом, увеличилась в среднем почти на 50 процентов. За 2001-2007 годы средние темпы ежегодного роста интенсивности движения составили 7-10 процентов.
Из общего объема грузоперевозок, осуществляемых автотранспортом по Ленинградской области, свыше 60 процентов связано с обеспечением межрегиональных связей.
Областное правительство отмечает большую работу, проделанную в этом году Федеральным дорожным агентством. Впервые на дорожное строительство, содержание и реконструкцию дорог в Ленинградской области было направлено из федерального бюджета более двух млрд рублей. Впервые на федеральном уровне было принято решение об оказании помощи муниципальным образованиям в наведении порядка на дорогах в городах и других населенных пунктах. Раньше действовал запрет на выделение средств для этих работ. В результате асфальтированная дорога доходила до поселка, а дальше жителям приходилось месить грязь в резиновых сапогах.
«Говоря о реализации приоритетных национальных программ, будь то образование, здравоохранение или жилищное строительство, мы подразумеваем, в первую очередь, повышение качества жизни россиян, – отмечает Валерий Сердюков. – То же самое в полной мере относится и к дорогам. Сейчас есть необходимое финансирование, разработаны взвешенные программы, и мы рассчитываем, что в ближайшие 2-3 года асфальтобетонные дороги будут доведены до каждого населенного пункта области и проложены в их границах».
Валерий Сердюков выразил недоумение тем фактом, что значительное число дорожно-ремонтных и строительных организаций являются убыточными. Он объясняет это плохим управлением и безмерно раздутыми управленческими кадрами, которые доходят до 28-30 процентов от общего числа работающих, при том, что максимальная критическая их численность не должна превышать 12 процентов.

Дороги
требуют реконструкции
Многие дороги области были построены давно и не рассчитаны на современные нагрузки, потому требуется реконструкция.
«Мы достаточно часто встречаемся и о положении дел в Ленинградской области осведомлены, – отметил руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров. – Действительно, область долгое время была обделена. Еще в прошлом году субсидии в регион были направлены в объеме около 600 млн рублей и их расходование было существенно ограничено. В этом году сумма выросла до 1,7 млрд и есть поручение президента направлять в регион на дорожное строительство ежегодно не менее 1,5 млрд рублей. Принято решение о передаче ряда трасс в федеральное подчинение, что также должно иметь положительные последствия».
До недавнего времени в РФ не существовало закона о дорогах. Около года назад президентом было дано поручение дорожникам, и в прошлом месяце был подписан закон об автомобильных дорогах.
Олег Белозеров высказал надежду, что, благодаря в том числе и принятому закону, дорожная сеть к 2013 году если и не будет расширена, то ее приведут в нормативное состояние.
2004 год Федеральное дорожное агентство начинало с бюджетом в 80 млрд рублей. В этом году бюджет агентства составил 250 млрд, а в будущем году с учетом концессионных соглашений – более 330 млрд. Это позволит больше внимания уделять не только увеличению работ, но, главное, повышению их качества. Отечественные дорожники научились строить с высоким качеством, и по ряду показателей наши дороги зачастую превосходят европейские. Остается проблема проектирования качественных магистралей. Проектные организации испытывают кадровый голод. На обсуждении, прошедшем недавно на заседании президиума Госсовета, на рассмотрение была предложена программа, предусматривающая выделение в 2010-2015 годах в транспортную инфраструктуру 19 трлн рублей. Ленинградской области планируется выделить на этот период около 40 млн рублей.
На территории области, по словам председателя Комитета по дорожному хозяйству и транспорту областного правительства Михаила Козьминых, пролегает 9818 км дорог, расположено 570 мостов и путепроводов общей протяженностью 21,9 км, около 12 тыс. водопропускных труб общей длиной более 185 км.
По протяженности региональных автомобильных дорог Ленинградская область занимает второе место из десяти регионов СЗФО.
Дорог с твердым покрытием – 9300 км, без покрытия – 449 км.

Эх, прокатимсЯ!…
Приоритетным направлением деятельности дорожной отрасли признан принцип максимального сохранения существующей сети региональных автомобильных дорог. Ежегодные затраты на капитальный ремонт и содержание существующей сети предусматривают 70 процентов бюджета Ленинградской области. Реализация целевых программ развития сельских дорог обеспечена гарантированным финансированием в объеме 160-200 млн рублей ежегодно. От 80 до 130 млн рублей предусматривается направлять на проектирование объектов перспективного развития автодорожной сети. Это реконструкция и капитальный ремонт мостов, освещение дорог в населенных пунктах.
С начала декабря нынешнего года была запущена линия уличного освещения по дороге Санкт-Петербург-Сортавала в населенных пунктах Дранишники, Лупполово, Вартемяги, Касимово и Агалатово. Это позволит существенно снизить уровень аварийности на этой дороге.
«Мы считаем, возможно принимать сети линейного освещения дорог на баланс области, включать расходы на их эксплуатацию в бюджет, потому что без этого решить задачу освещения дорог не получится, – замечает Михаил Козьминых. – Для этого была принята соответствующая программа, которую мы и реализуем».
За последнее время построены объездные дороги вокруг ряда городов области: Кингисеппа, Гатчины, Тосно, Лодейного Поля, Подпорожья и Пикалева. В прошлом году ввели в строй дорогу в обход Выборга. Ведутся работы по завершению строительства дороги в обход Луги на трассе Петербург-Псков. Необходимо завершение обхода Волхова с выходом на федеральную дорогу Вологда-Новая Ладога. Комитетом по дорожному хозяйству и транспорту области ведется проектирование объездных дорог вокруг Лесогорского и Святогорска, рассматриваются проекты аналогичных обходов Сортавола, Кировска и Всеволожска. По двум последним рассматривается возможность проведения работ в рамках частно-государственного партнерства. Реализация этих планов позволила бы значительно снизить нагрузку на территории, создаваемую транзитным транспортом, оздоровить экологическую ситуацию, сократить аварийность в городских поселениях.
Средств бюджета не достаточно для решения всех проблем. В связи с этим достигнута, например, договоренность с ОАО «Газпром» о направлении в 2008-2009 годах 401 млн рублей в качестве компенсации за нарушение, ремонт и восстановление дорожных сетей в зоне прокладки Северо-Европейского газопровода. Компенсация ущерба, по инициативе комитета, заложена в сметы строительства ЛАЭС-2, БТС-2. В сумме они составляют около 300 млн рублей.
Исполнительные и законодательные власти области поддержали инициативу Комитета по дорожному хозяйству и транспорту о займе в размере 3 млрд рублей под поручительство бюджета Ленинградской области на покрытие дефицита.
По мнению председателя комитета, эти средства не только вернутся, но и принесут доход, при четком контроле со стороны властей.
С участием органов ГИБДД усилен контроль за провозом групногабаритных и тяжеловесных грузов, что существенно увеличило поступления в областной бюджет. В 2007 году собираемость этих средств увеличилась почти в шесть раз.
Много, зачастую неразрешимых, проблем создает ситуация «субъект в субъекте». Из Петербурга на областную дорожную сеть, не считая федеральных дорог, выходит 27 так называемых выходов из города, по которым сотни тысяч петербуржцев и жителей области перемещаются на работу и обратно. Финансовую нагрузку при этом несет, главным образом, бюджет Ленинградской области.
В соответствии с региональной целевой программой «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Ленинградской области до 2010 года» в 2008-2010 годах планируется построить и реконструировать 41,1 км дорог, отремонтировать – 686,9 км дорог.
Впервые за последние годы на ремонт улично-дорожной сети Ленинградской области дополнительно к муниципальным бюджетам направлено 209,2 млн рублей федеральных субсидий. Это позволит отремонтировать 92 объекта в 38 городских поселениях. Дополнительно к этим средствам из областного бюджета в бюджеты МО направлено 15 процентов транспортного налога.
Разработана программа по строительству дорог, соединяющих населенные пункты с численностью жителей более 100 человек, по дорогам с твердым покрытием с региональной автодорожной сетью. Следующим этапом должны стать населенные пункты с численностью постоянно проживающих от 50 человек.

Автор: Александр БЕЛИКОВ
рубрика: Среда обитания
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.