Стандартов меньше, но они жестче
В конце года правительство приняло программу социально-экономического развития города на 2008-2011 годы. Это уже второй документ среднесрочного планирования.
Первый был принят в 2005 году и должен был действовать еще в году нынешнем, однако большинство показателей в нем были выполнены значительно раньше. Так, согласно Программе на 2005-2008 годы, доходы бюджета планировалось увеличить в 2008 году до 174,7 млрд рублей, а уже в 2006 году они достигли 215,2 млрд рублей. ВРП в расчете на 1 жителя должен был возрасти в 2007 году до 165,3 тыс. рублей, по предварительной оценке он составит 187,5 тыс. рублей. Более высокими темпами рос и уровень жизни петербуржцев: среднедушевые денежные доходы населения планировались на 2006 год в размере 12,6 тыс. рублей в месяц, фактически они возросли до 13,5 тыс. рублей; доля населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума должна была быть на уровне 15,6 процента, фактически она снизилась до 9,5 процента. Аналогичная ситуация сложилась и по ряду других показателей Программы на 2005-2008 годы. В связи с этим возникла необходимость разработать и принять новый документ.
Доходы подтянут к восточноевропейским
Главная цель программы – повышение качества жизни, дальнейший рост доходов и улучшение жилищных условий петербуржцев. В соответствии с новой планкой средний доход петербуржца к 2011 году достигнет 29 тыс. рублей (19,1 тысячи – в 2008, 22 тысячи – в 2009, 25 тысяч – в 2010 году). Продолжительность жизни увеличится до 71 года. Валовой региональный продукт к 2011 году в расчете на одного жителя должен подрасти в 1,4 раза. Количество коммунальных квартир к этому сроку сократится примерно на 40 процентов. Ввод в эксплуатацию жилья достигнет 3 млн кв. метров в год. За счет бюджета города каждый год будет строиться не менее 1 млн кв. метров жилья, что позволит значительно сократить число аварийных и ветхих домов. Будут благоустроены практически все дворовые территории.
Помимо главной цели проект Программы содержит формулировки иных целей развития Санкт-Петербурга, их целевых ориентиров и значений на 2008-2011 годы применительно к трем основным сферам городской системы: население, экономика, городская среда. Для каждой из трех вышеуказанных сфер определена цель развития: повышение уровня благосостояния, рождаемости и продолжительности жизни населения, повышение уровня конкурентоспособности и динамичный устойчивый рост экономики, улучшение условий жизни населения.
Каждой цели – свои ориентиры
Каждая цель характеризуется системой целевых ориентиров – количественных показателей, описывающих степень достижения цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга. На каждый год планового периода фиксируется целевое значение целевого ориентира. Целевые ориентиры и значения увязаны с параметрами данных государственного и ведомственного статистического учета. Всего целевых ориентиров – 16, показателей – 64, стандартов – 358.
Вместе с программой было принято постановление «О мерах по организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга». Как подчеркнул председатель КЭРППиТ Алексей Сергеев, представляя оба документа, «Санкт-Петербург является признанным лидером России в разработке и реализации системы государственного планирования социально-экономического развития».
Спросят отдельно
Напомним, что в систему государственного планирования Санкт-Петербурга входят следующие правовые акты: Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга (25 лет), Генеральный план (20 лет), Программа социально-экономического развития (от трех до шести лет), городской закон «О бюджете Санкт-Петербурга» (три года), ежегодное послание губернатора города Законодательному собранию Санкт-Петербурга. Представленная правительству программа прошла процедуру общественных обсуждений и была в целом одобрена на заседаниях Санкт-Петербургского научного центра РАН, президиума Общественного Совета Санкт-Петербурга, Совета торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, Президиума Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга.
Подводя итог обсуждению, Валентина Матвиенко отметила, что в городе появилась четко выверенная программа с конкретными целевыми показателями, стандартами и ориентирами. «То есть, это не общие философские рассуждения о том, как нужно развиваться городу, – заключила губернатор, – а ориентиры для каждого руководителя, те показатели, которых мы хотим достичь к 2011 году для того, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики города и повышение благосостояния горожан. Вот этой конкретикой эта программа и ценна». Губернатор предупредила всех руководителей, что «спрос за исполнение программы будет самый жесткий, конкретный и предметный с каждого руководителя за свой участок работы».
Комментарий
Алексей Сергеев, председатель КЭРППиТ:
– Санкт-Петербург – один из немногих регионов Российской Федерации, где существует четкая, продуманная система государственного планирования. Это документы оперативные, среднесрочные и перспективные. Программа, которая утверждена правительством очень важная, потому что составляет костяк этой системы планирования. Это закон с 16 количественными показателями, это задачи, которые необходимо решать в этот среднесрочный период (их 23), и это стандарты проживания. По сравнению с той программой, которая действует, основным новшеством я бы назвал напряженность программы. Мы хотели, чтобы этот документ был и мобилизующим и в то же время реалистичным. Поэтому программа сделана компактной. Если раньше было 790 стандартов, то сегодня действует менее половины – 358. Мне кажется, что она стала более понятна исполнителям. За каждым показателем закреплен конкретный исполнительный орган государственной власти. Это персональная ответственность того или иного комитета и его руководителя. В этом тоже есть определенное «ноу-хау» этой программы. Есть, с кого спросить.
Автор: Лилиана Глазова
Первый был принят в 2005 году и должен был действовать еще в году нынешнем, однако большинство показателей в нем были выполнены значительно раньше. Так, согласно Программе на 2005-2008 годы, доходы бюджета планировалось увеличить в 2008 году до 174,7 млрд рублей, а уже в 2006 году они достигли 215,2 млрд рублей. ВРП в расчете на 1 жителя должен был возрасти в 2007 году до 165,3 тыс. рублей, по предварительной оценке он составит 187,5 тыс. рублей. Более высокими темпами рос и уровень жизни петербуржцев: среднедушевые денежные доходы населения планировались на 2006 год в размере 12,6 тыс. рублей в месяц, фактически они возросли до 13,5 тыс. рублей; доля населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума должна была быть на уровне 15,6 процента, фактически она снизилась до 9,5 процента. Аналогичная ситуация сложилась и по ряду других показателей Программы на 2005-2008 годы. В связи с этим возникла необходимость разработать и принять новый документ.
Доходы подтянут к восточноевропейским
Главная цель программы – повышение качества жизни, дальнейший рост доходов и улучшение жилищных условий петербуржцев. В соответствии с новой планкой средний доход петербуржца к 2011 году достигнет 29 тыс. рублей (19,1 тысячи – в 2008, 22 тысячи – в 2009, 25 тысяч – в 2010 году). Продолжительность жизни увеличится до 71 года. Валовой региональный продукт к 2011 году в расчете на одного жителя должен подрасти в 1,4 раза. Количество коммунальных квартир к этому сроку сократится примерно на 40 процентов. Ввод в эксплуатацию жилья достигнет 3 млн кв. метров в год. За счет бюджета города каждый год будет строиться не менее 1 млн кв. метров жилья, что позволит значительно сократить число аварийных и ветхих домов. Будут благоустроены практически все дворовые территории.
Помимо главной цели проект Программы содержит формулировки иных целей развития Санкт-Петербурга, их целевых ориентиров и значений на 2008-2011 годы применительно к трем основным сферам городской системы: население, экономика, городская среда. Для каждой из трех вышеуказанных сфер определена цель развития: повышение уровня благосостояния, рождаемости и продолжительности жизни населения, повышение уровня конкурентоспособности и динамичный устойчивый рост экономики, улучшение условий жизни населения.
Каждой цели – свои ориентиры
Каждая цель характеризуется системой целевых ориентиров – количественных показателей, описывающих степень достижения цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга. На каждый год планового периода фиксируется целевое значение целевого ориентира. Целевые ориентиры и значения увязаны с параметрами данных государственного и ведомственного статистического учета. Всего целевых ориентиров – 16, показателей – 64, стандартов – 358.
Вместе с программой было принято постановление «О мерах по организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга». Как подчеркнул председатель КЭРППиТ Алексей Сергеев, представляя оба документа, «Санкт-Петербург является признанным лидером России в разработке и реализации системы государственного планирования социально-экономического развития».
Спросят отдельно
Напомним, что в систему государственного планирования Санкт-Петербурга входят следующие правовые акты: Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга (25 лет), Генеральный план (20 лет), Программа социально-экономического развития (от трех до шести лет), городской закон «О бюджете Санкт-Петербурга» (три года), ежегодное послание губернатора города Законодательному собранию Санкт-Петербурга. Представленная правительству программа прошла процедуру общественных обсуждений и была в целом одобрена на заседаниях Санкт-Петербургского научного центра РАН, президиума Общественного Совета Санкт-Петербурга, Совета торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, Президиума Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга.
Подводя итог обсуждению, Валентина Матвиенко отметила, что в городе появилась четко выверенная программа с конкретными целевыми показателями, стандартами и ориентирами. «То есть, это не общие философские рассуждения о том, как нужно развиваться городу, – заключила губернатор, – а ориентиры для каждого руководителя, те показатели, которых мы хотим достичь к 2011 году для того, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики города и повышение благосостояния горожан. Вот этой конкретикой эта программа и ценна». Губернатор предупредила всех руководителей, что «спрос за исполнение программы будет самый жесткий, конкретный и предметный с каждого руководителя за свой участок работы».
Комментарий
Алексей Сергеев, председатель КЭРППиТ:
– Санкт-Петербург – один из немногих регионов Российской Федерации, где существует четкая, продуманная система государственного планирования. Это документы оперативные, среднесрочные и перспективные. Программа, которая утверждена правительством очень важная, потому что составляет костяк этой системы планирования. Это закон с 16 количественными показателями, это задачи, которые необходимо решать в этот среднесрочный период (их 23), и это стандарты проживания. По сравнению с той программой, которая действует, основным новшеством я бы назвал напряженность программы. Мы хотели, чтобы этот документ был и мобилизующим и в то же время реалистичным. Поэтому программа сделана компактной. Если раньше было 790 стандартов, то сегодня действует менее половины – 358. Мне кажется, что она стала более понятна исполнителям. За каждым показателем закреплен конкретный исполнительный орган государственной власти. Это персональная ответственность того или иного комитета и его руководителя. В этом тоже есть определенное «ноу-хау» этой программы. Есть, с кого спросить.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Cобытия и комментарии
