Впереди Европы всей
В настоящее время Петербург можно назвать одним из самых реставрируемых городов мира. На реставрации находится более 500 объектов культурного наследия. Если существующие темпы реализации реставрационных проектов сохранятся, через 3-4 года в Северной столице не останется «проблемных» объектов. Однако в отрасли наблюдается серьезный кадровый голод.
На сегодняшний день объем финансирования в сфере реставрации, включающий в себя федеральное и местное бюджетное финансирование, а также внебюджетные источники, достигает 9,8 млрд рублей, что превышает весь реставрационный бюджет такой страны, как Франция. Председатель КГИОП Вера Дементьева отмечает, что финансирование реставрационных работ со стороны бюджета Санкт-Петербурга и федерального центра в прошлом году осуществлялось примерно в равных долях: Петербург на эти цели выделил более 4,5 млрд рублей, федеральный бюджет – более 5,3 млрд рублей, внебюджетное финансирование составило 218,7 млн рублей.
С 1 января 2008 года субъектам Федерации, в том числе и Санкт-Петербургу, переданы полномочия по контролю за всеми объектами федерального значения, что позволит более эффективно осуществлять охрану памятников, вести реставрационные работы, заниматься согласованиями проектов и приемкой выполненных работ.
По прогнозам руководителя КГИОП, при существующих темпах ведения реставрационных работ и объемах финансирования через 3-4 года в Петербурге не останется аварийных объектов. Однако запрашивать увеличения финансирования в рамках бюджета 2008 года КГИОП не собирается. Это обусловлено острейшим кадровым дефицитом в отрасли. «Мы на пределе существующих реставрационных мощностей подрядных организаций, на пределе в сфере проектирования, и острота сложившейся ситуации ощущалась уже в прошлом году, – заявляет Вера Дементьева. – Были очень серьезные срывы именно потому, что подрядчики не смогли верно оценить свои мощности. В 2007 году при воссоздании теразитовой, каменной штукатурки в рамках фасадной программы, подрядчики на всех четырех объектах не справились. Проблемой стало и отставание от графика подготовки проектной документации, что серьезно сдерживает работы».
Решать кадровый вопрос предполагается двумя путями. Во-первых, Комитет по охране памятников совместно с Комитетом по образованию готовит предложения по переориентации программ обучения в трех реставрационных лицеях Петербурга непосредственно на нужды города. «Они впрямую будут связаны с теми реставрационными программами, которые реализуются в Санкт-Петербурге, – отмечает Вера Дементьева. – И здесь будут практиковаться все методы стимулирования: и стипендии со стороны Союза реставраторов, и финансирование обучения и практики из средств бюджета. Так что молодые люди придут к нам, но не в этом году и пока не в том количестве, которое необходимо. Темпы реставрационных работ должны ускоряться, но не в ущерб качеству, потому что реставрация – сфера, где не все можно сделать быстро, как бы нам этого ни хотелось. К сожалению, многие наши памятники ждать не могут, поэтому необходимо использовать все ресурсы для нормальной ритмичной работы».
Одним из подобных ресурсов станет привлечение подрядных организаций извне. Как сообщила Вера Дементьева, предполагается тесное сотрудничество с реставрационными компаниями из Республики Беларусь. Белорусские специалисты уже получили петербургскую программу реставрации объектов культурного наследия и начали ее серьезное изучение. Вероятно, расширится сотрудничество российских реставраторов с их итальянскими коллегами и представителями реставрационных школ других стран Европы. «Я думаю, что от этого петербургская школа реставрации не изменит свое лицо», – подчеркнула председатель КГИОП.
Комитет по государственному контролю использования и охране памятников в настоящее время выступает в роли заказчика на 264 объектах культурного наследия. В остальных случаях заказчиками выступает Федерация, или реставрация ведется за счет средств инвесторов. Наиболее показательный пример – Михайловский театр.
В 2007 году продолжилась реализация фасадной программы. По заказу правительства Санкт-Петербурга в этом году отреставрировано 117 фасадов зданий. В целом же за прошедший год преобразилось более 465 зданий. В большинстве случаев работа принималась заказчиками без существенных нареканий. Хотя не обошлось и без исключений.
«В целом мы удовлетворены тем, что в настоящее время рынок реставрационных услуг Петербурга представляет собой высокоорганизованное профессиональное сообщество, халтурщики с этого рынка ушли, – отмечает Вера Дементьева. – Если в выполнении работ допущены ошибки, на то были объяснимые причины. Но те, кто допустил нарушения, за свой счет устраняют огрехи. По счастью, все это обратимо».
Впервые в прошлом году КГИОП начал практику привлечения нарушителей к административному наказанию. Выиграно 27 дел об административном судопроизводстве. «Несмотря на то что штрафы многим кажутся смехотворными и в целом составляют 515 тысяч рублей, для руководителя привлечение к административной ответственности очень существенно – человек целый год будет вынужден везде указывать, что он привлекался. Так что это совсем не пустая процедура», – уверена Вера Дементьева.
С начала текущего года КГИОП утратил право согласования проектной документации в зонах охраны, однако в Комитете подобные изменения находят вполне справедливыми. У КГИОП остались другие важные рычаги воздействия, главный из которых – согласование регламентов и градостроительных планов. Впереди принятие Правил землепользования и застройки. «Теперь наши согласования становятся избыточными, тем более что формы регулирования уже разработаны и четко обозначены», – резюмировала Вера Дементьева.
Автор: Вероника Шеменева
На сегодняшний день объем финансирования в сфере реставрации, включающий в себя федеральное и местное бюджетное финансирование, а также внебюджетные источники, достигает 9,8 млрд рублей, что превышает весь реставрационный бюджет такой страны, как Франция. Председатель КГИОП Вера Дементьева отмечает, что финансирование реставрационных работ со стороны бюджета Санкт-Петербурга и федерального центра в прошлом году осуществлялось примерно в равных долях: Петербург на эти цели выделил более 4,5 млрд рублей, федеральный бюджет – более 5,3 млрд рублей, внебюджетное финансирование составило 218,7 млн рублей.
С 1 января 2008 года субъектам Федерации, в том числе и Санкт-Петербургу, переданы полномочия по контролю за всеми объектами федерального значения, что позволит более эффективно осуществлять охрану памятников, вести реставрационные работы, заниматься согласованиями проектов и приемкой выполненных работ.
По прогнозам руководителя КГИОП, при существующих темпах ведения реставрационных работ и объемах финансирования через 3-4 года в Петербурге не останется аварийных объектов. Однако запрашивать увеличения финансирования в рамках бюджета 2008 года КГИОП не собирается. Это обусловлено острейшим кадровым дефицитом в отрасли. «Мы на пределе существующих реставрационных мощностей подрядных организаций, на пределе в сфере проектирования, и острота сложившейся ситуации ощущалась уже в прошлом году, – заявляет Вера Дементьева. – Были очень серьезные срывы именно потому, что подрядчики не смогли верно оценить свои мощности. В 2007 году при воссоздании теразитовой, каменной штукатурки в рамках фасадной программы, подрядчики на всех четырех объектах не справились. Проблемой стало и отставание от графика подготовки проектной документации, что серьезно сдерживает работы».
Решать кадровый вопрос предполагается двумя путями. Во-первых, Комитет по охране памятников совместно с Комитетом по образованию готовит предложения по переориентации программ обучения в трех реставрационных лицеях Петербурга непосредственно на нужды города. «Они впрямую будут связаны с теми реставрационными программами, которые реализуются в Санкт-Петербурге, – отмечает Вера Дементьева. – И здесь будут практиковаться все методы стимулирования: и стипендии со стороны Союза реставраторов, и финансирование обучения и практики из средств бюджета. Так что молодые люди придут к нам, но не в этом году и пока не в том количестве, которое необходимо. Темпы реставрационных работ должны ускоряться, но не в ущерб качеству, потому что реставрация – сфера, где не все можно сделать быстро, как бы нам этого ни хотелось. К сожалению, многие наши памятники ждать не могут, поэтому необходимо использовать все ресурсы для нормальной ритмичной работы».
Одним из подобных ресурсов станет привлечение подрядных организаций извне. Как сообщила Вера Дементьева, предполагается тесное сотрудничество с реставрационными компаниями из Республики Беларусь. Белорусские специалисты уже получили петербургскую программу реставрации объектов культурного наследия и начали ее серьезное изучение. Вероятно, расширится сотрудничество российских реставраторов с их итальянскими коллегами и представителями реставрационных школ других стран Европы. «Я думаю, что от этого петербургская школа реставрации не изменит свое лицо», – подчеркнула председатель КГИОП.
Комитет по государственному контролю использования и охране памятников в настоящее время выступает в роли заказчика на 264 объектах культурного наследия. В остальных случаях заказчиками выступает Федерация, или реставрация ведется за счет средств инвесторов. Наиболее показательный пример – Михайловский театр.
В 2007 году продолжилась реализация фасадной программы. По заказу правительства Санкт-Петербурга в этом году отреставрировано 117 фасадов зданий. В целом же за прошедший год преобразилось более 465 зданий. В большинстве случаев работа принималась заказчиками без существенных нареканий. Хотя не обошлось и без исключений.
«В целом мы удовлетворены тем, что в настоящее время рынок реставрационных услуг Петербурга представляет собой высокоорганизованное профессиональное сообщество, халтурщики с этого рынка ушли, – отмечает Вера Дементьева. – Если в выполнении работ допущены ошибки, на то были объяснимые причины. Но те, кто допустил нарушения, за свой счет устраняют огрехи. По счастью, все это обратимо».
Впервые в прошлом году КГИОП начал практику привлечения нарушителей к административному наказанию. Выиграно 27 дел об административном судопроизводстве. «Несмотря на то что штрафы многим кажутся смехотворными и в целом составляют 515 тысяч рублей, для руководителя привлечение к административной ответственности очень существенно – человек целый год будет вынужден везде указывать, что он привлекался. Так что это совсем не пустая процедура», – уверена Вера Дементьева.
С начала текущего года КГИОП утратил право согласования проектной документации в зонах охраны, однако в Комитете подобные изменения находят вполне справедливыми. У КГИОП остались другие важные рычаги воздействия, главный из которых – согласование регламентов и градостроительных планов. Впереди принятие Правил землепользования и застройки. «Теперь наши согласования становятся избыточными, тем более что формы регулирования уже разработаны и четко обозначены», – резюмировала Вера Дементьева.
Автор: Вероника Шеменева
рубрика:
Актуальная тема
