Хрущевкам осталось жить недолго
Комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам 24 января рассмотрела вопрос подготовки ко второму чтению законопроекта «Об адресной программе «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге», принятого Законодательным собранием за основу 12 декабря 2007 года.
Председатель комиссии Сергей Никешин (фракция «Единая Россия») сообщил, что на прошлой неделе по данной проблеме у него состоялась встреча с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко, которая согласилась с тем, что некоторые важные моменты не нашли отражения во внесенном ею законопроекте, и это вызвало много вопросов у горожан. Она признала необходимость внесения поправок в проект закона о развитии застроенных территорий и намерена лично провести в начале февраля 2008 года рабочее совещание по обсуждению всех поправок, поступивших ко второму чтению документа, до их обсуждения на заседании Законодательного собрания.
Депутат отметил, что «в настоящее время у комиссии есть четкое и ясное понимание, каким путем идти при реализации этого масштабного проекта». Он подчеркнул, что опыта реализации таких программ нет ни в одном субъекте РФ, хотя схожие программы реализовывались в ряде регионов, но это касалось в основном вопросов расселения аварийного жилья. Опыт Москвы применим лишь для расселения домов первых массовых серий на основе прямых договоров жителей с инвестором, очень сомнительных с правовой точки зрения и вызывающих постоянные скандалы и судебные иски с участием властей Москвы. План Санкт-Петербурга – это полное, комплексное развитие территорий, включенных в адресный перечень (квартал, его часть или группа домов). «Целью развития территорий в Санкт-Петербурге является приведение территорий и находящихся на них зданий, строений, сооружений в соответствие с действующими федеральными и региональными нормами, улучшение стандартов проживания, определенных жилищным, земельным и градостроительным законодательством», – подчеркнул депутат.
На основе анализа существующих в других регионах программ реновации территорий специалисты комиссии подготовили пакет поправок ко второму чтению законопроекта «Об адресной программе «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге», – сообщил г-н Никешин.
В статье 1 законопроекта предлагается дать определение адресной программе, которая «является основанием для проведения мероприятий по обследованию данных территорий и по их результатам принятия правительством Санкт-Петербурга решений об их развитии». Здесь же дается определение, что понимается под развитием застроенных территорий. Это «комплекс градостроительных, планировочных, архитектурно-строительных и технических мероприятий, осуществляемых в установленных градостроительной документацией границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), и включающий в себя проведение работ по сносу, реконструкции находящихся на указанных территориях зданий, строений, сооружений, объектов благоустройства, транспортных и инженерных систем и коммуникаций, иных объектов капитального строительства».
Статья 2 разграничивает полномочия Законодательного собрания и правительства Санкт-Петербурга в данной сфере. В частности, к полномочиям Законодательного собрания предлагается отнести утверждение адресной программы развития территорий; установление оснований для включения зданий и сооружений, подлежащих сносу; установление порядка организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при реализации адресных программ; установление методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории. Все остальные полномочия, указанные в статьях 46.1-46.3 Градостроительного кодекса РФ, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, включая принятие решений по развитию территорий, предлагается передать правительству Санкт-Петербурга.
Г-н Никешин сообщил, что основаниями для включения домов в адресный перечень программы предлагается обозначить шесть критериев: признание дома аварийным и требующим сноса или реконструкции; несоответствие вида разрешенного использования и (или) предельных параметров зданий градостроительным регламентам; принадлежность дома к типовым проектам 1958–1970 годов; наличие степени физического износа (ветхости) несущих конструкций свыше 60 процентов вне зависимости от года постройки здания; невозможность реконструкции здания с целью изменения его параметров без расселения граждан и принятие решения о реконструкции собственником или общим собранием собственников помещений.
По мнению депутата, план мероприятий работ по развитию территорий должен утверждаться комиссией по развитию застроенных территорий, имеющей такой же статус, как, например, комиссия по землепользованию и застройке (в законопроекте губернатора указан общественный статус такой комиссии). В связи с чем предлагается записать в законе, что положение о комиссии по развитию застроенных территорий, ее правовой статус, состав и порядок работы определяется правительством Санкт-Петербурга.
В статье 5 предлагается, кроме существенных условий договора о развитии застроенных территорий, предписанных статьей 46.2 Градостроительного кодекса, записать иные условия договора с инвестором (застройщиком): последовательность и сроки сноса, реконструкции зданий на застроенной территории; условия и объем участия Санкт-Петербурга в развитии территории; переселение граждан в дома на той же территории, кроме лиц, выразивших письменно согласие на переселение в жилые помещения на иной территории Санкт-Петербурга или на получение денежной компенсации, эквивалентной выкупной цене жилого помещения.
Комиссия одобрила предложенные поправки, а также решила внести на рассмотрение Законодательного собрания новую редакцию проекта закона «О развитии застроенных территорий», где вышеуказанные поправки сведены в единый документ. Как пояснил г-н Никешин, это сделано в качестве страховки на случай, если часть предложенных поправок не будет принята или в результате принятия многочисленных несогласованных между собой поправок, которые еще внесут депутаты, закон выйдет неработающим. Тогда комиссия будет настаивать на рассмотрении этой новой редакции законопроекта. Практически все поправки комиссии получили положительное заключение Юридического управления Законодательного собрания, отметил депутат.
Он сообщил также, что комиссия не предлагает конкретных поправок в адресный перечень территорий. Предложения по исключению отдельных позиций Перечня планируемых к развитию застроенных территорий в Санкт-Петербурге или внесению в него новых адресов должны сделать депутаты на основе мнения жителей своих округов.
Комиссия также решила внести на рассмотрение Законодательного собрания проект закона «О внесении дополнений в закон «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». Данный законопроект устанавливает особый порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при реализации проектов развития застроенных территорий в Санкт-Петербурге. Согласно документу, результатом публичных слушаний, проводимых в форме общего собрания собственников помещений многоквартирного дома или в форме заочного голосования, который будет служить основанием для включения дома в принимаемое правительством города решение о развитии застроенной территории, является согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на данное решение. Эта норма законопроекта не распространяется на здания, признанные аварийными, а также на здания, не соответствующие виду разрешенного использования или параметрам градостроительных регламентов.
В получении стопроцентного согласия собственников помещений на переселение депутаты видят главное препятствие, которое может возникнуть на пути реализации программы. В процессе обсуждения высказывались предложения об инициативе по внесению изменений в Жилищный кодекс РФ в части снятия этого требования для решения вопросов развития территорий.
Депутат Владимир Гольман (фракция «Справедливая Россия»), не являющийся членом комиссии, высоко оценил предложенные поправки, но предупредил о технических и организационных трудностях, которые могут возникнуть при реализации программы. По его словам, кварталы, предлагаемые к развитию, используют в основном газовое хозяйство, устаревшие схемы тепло- и водоснабжения, не позволяющие провести отключение части домов от инженерных коммуникаций. Кроме того, необходимость разработки множества подзаконных актов может привести к значительным срокам подготовительных работ. Депутат предложил реализовать пилотный проект развития территории в 128 квартале Щемиловки (Невский район), где и отработать все конкретные мероприятия для реализации таких проектов. Как сообщил г-н Никешин, из 45 адресов, обозначенных в Перечне планируемых к развитию застроенных территорий, для шести территорий уже есть положительные технико-экономические обоснования, позволяющие приступить к выполнению мероприятий по развитию этих территорий. Члены комиссии решили внести на рассмотрение Законодательного собрания и проект закона «Об установлении методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории». Предлагаемая методика основана на «принципе замещения», как одном из основных принципов оценки недвижимости и может осуществляться с применением расчетного метода, основанного на стоимостных показателях или на основании отчета сертифицированного независимого оценщика. Решение об использовании одного из двух вариантов определения начальной цены предмета аукциона принимается правительством Санкт-Петербурга.
Г-н Никешин напомнил, что срок подачи поправок ко второму чтению законопроекта уже истекает, и на следующем заседании комиссии 31 января будет рассмотрен весь пакет поправок к данному законопроекту, которые подготовлены другими постоянными органами Законодательного собрания и отдельными депутатами.
Автор: Евгений Герасимов
Председатель комиссии Сергей Никешин (фракция «Единая Россия») сообщил, что на прошлой неделе по данной проблеме у него состоялась встреча с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко, которая согласилась с тем, что некоторые важные моменты не нашли отражения во внесенном ею законопроекте, и это вызвало много вопросов у горожан. Она признала необходимость внесения поправок в проект закона о развитии застроенных территорий и намерена лично провести в начале февраля 2008 года рабочее совещание по обсуждению всех поправок, поступивших ко второму чтению документа, до их обсуждения на заседании Законодательного собрания.
Депутат отметил, что «в настоящее время у комиссии есть четкое и ясное понимание, каким путем идти при реализации этого масштабного проекта». Он подчеркнул, что опыта реализации таких программ нет ни в одном субъекте РФ, хотя схожие программы реализовывались в ряде регионов, но это касалось в основном вопросов расселения аварийного жилья. Опыт Москвы применим лишь для расселения домов первых массовых серий на основе прямых договоров жителей с инвестором, очень сомнительных с правовой точки зрения и вызывающих постоянные скандалы и судебные иски с участием властей Москвы. План Санкт-Петербурга – это полное, комплексное развитие территорий, включенных в адресный перечень (квартал, его часть или группа домов). «Целью развития территорий в Санкт-Петербурге является приведение территорий и находящихся на них зданий, строений, сооружений в соответствие с действующими федеральными и региональными нормами, улучшение стандартов проживания, определенных жилищным, земельным и градостроительным законодательством», – подчеркнул депутат.
На основе анализа существующих в других регионах программ реновации территорий специалисты комиссии подготовили пакет поправок ко второму чтению законопроекта «Об адресной программе «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге», – сообщил г-н Никешин.
В статье 1 законопроекта предлагается дать определение адресной программе, которая «является основанием для проведения мероприятий по обследованию данных территорий и по их результатам принятия правительством Санкт-Петербурга решений об их развитии». Здесь же дается определение, что понимается под развитием застроенных территорий. Это «комплекс градостроительных, планировочных, архитектурно-строительных и технических мероприятий, осуществляемых в установленных градостроительной документацией границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), и включающий в себя проведение работ по сносу, реконструкции находящихся на указанных территориях зданий, строений, сооружений, объектов благоустройства, транспортных и инженерных систем и коммуникаций, иных объектов капитального строительства».
Статья 2 разграничивает полномочия Законодательного собрания и правительства Санкт-Петербурга в данной сфере. В частности, к полномочиям Законодательного собрания предлагается отнести утверждение адресной программы развития территорий; установление оснований для включения зданий и сооружений, подлежащих сносу; установление порядка организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при реализации адресных программ; установление методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории. Все остальные полномочия, указанные в статьях 46.1-46.3 Градостроительного кодекса РФ, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, включая принятие решений по развитию территорий, предлагается передать правительству Санкт-Петербурга.
Г-н Никешин сообщил, что основаниями для включения домов в адресный перечень программы предлагается обозначить шесть критериев: признание дома аварийным и требующим сноса или реконструкции; несоответствие вида разрешенного использования и (или) предельных параметров зданий градостроительным регламентам; принадлежность дома к типовым проектам 1958–1970 годов; наличие степени физического износа (ветхости) несущих конструкций свыше 60 процентов вне зависимости от года постройки здания; невозможность реконструкции здания с целью изменения его параметров без расселения граждан и принятие решения о реконструкции собственником или общим собранием собственников помещений.
По мнению депутата, план мероприятий работ по развитию территорий должен утверждаться комиссией по развитию застроенных территорий, имеющей такой же статус, как, например, комиссия по землепользованию и застройке (в законопроекте губернатора указан общественный статус такой комиссии). В связи с чем предлагается записать в законе, что положение о комиссии по развитию застроенных территорий, ее правовой статус, состав и порядок работы определяется правительством Санкт-Петербурга.
В статье 5 предлагается, кроме существенных условий договора о развитии застроенных территорий, предписанных статьей 46.2 Градостроительного кодекса, записать иные условия договора с инвестором (застройщиком): последовательность и сроки сноса, реконструкции зданий на застроенной территории; условия и объем участия Санкт-Петербурга в развитии территории; переселение граждан в дома на той же территории, кроме лиц, выразивших письменно согласие на переселение в жилые помещения на иной территории Санкт-Петербурга или на получение денежной компенсации, эквивалентной выкупной цене жилого помещения.
Комиссия одобрила предложенные поправки, а также решила внести на рассмотрение Законодательного собрания новую редакцию проекта закона «О развитии застроенных территорий», где вышеуказанные поправки сведены в единый документ. Как пояснил г-н Никешин, это сделано в качестве страховки на случай, если часть предложенных поправок не будет принята или в результате принятия многочисленных несогласованных между собой поправок, которые еще внесут депутаты, закон выйдет неработающим. Тогда комиссия будет настаивать на рассмотрении этой новой редакции законопроекта. Практически все поправки комиссии получили положительное заключение Юридического управления Законодательного собрания, отметил депутат.
Он сообщил также, что комиссия не предлагает конкретных поправок в адресный перечень территорий. Предложения по исключению отдельных позиций Перечня планируемых к развитию застроенных территорий в Санкт-Петербурге или внесению в него новых адресов должны сделать депутаты на основе мнения жителей своих округов.
Комиссия также решила внести на рассмотрение Законодательного собрания проект закона «О внесении дополнений в закон «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». Данный законопроект устанавливает особый порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при реализации проектов развития застроенных территорий в Санкт-Петербурге. Согласно документу, результатом публичных слушаний, проводимых в форме общего собрания собственников помещений многоквартирного дома или в форме заочного голосования, который будет служить основанием для включения дома в принимаемое правительством города решение о развитии застроенной территории, является согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на данное решение. Эта норма законопроекта не распространяется на здания, признанные аварийными, а также на здания, не соответствующие виду разрешенного использования или параметрам градостроительных регламентов.
В получении стопроцентного согласия собственников помещений на переселение депутаты видят главное препятствие, которое может возникнуть на пути реализации программы. В процессе обсуждения высказывались предложения об инициативе по внесению изменений в Жилищный кодекс РФ в части снятия этого требования для решения вопросов развития территорий.
Депутат Владимир Гольман (фракция «Справедливая Россия»), не являющийся членом комиссии, высоко оценил предложенные поправки, но предупредил о технических и организационных трудностях, которые могут возникнуть при реализации программы. По его словам, кварталы, предлагаемые к развитию, используют в основном газовое хозяйство, устаревшие схемы тепло- и водоснабжения, не позволяющие провести отключение части домов от инженерных коммуникаций. Кроме того, необходимость разработки множества подзаконных актов может привести к значительным срокам подготовительных работ. Депутат предложил реализовать пилотный проект развития территории в 128 квартале Щемиловки (Невский район), где и отработать все конкретные мероприятия для реализации таких проектов. Как сообщил г-н Никешин, из 45 адресов, обозначенных в Перечне планируемых к развитию застроенных территорий, для шести территорий уже есть положительные технико-экономические обоснования, позволяющие приступить к выполнению мероприятий по развитию этих территорий. Члены комиссии решили внести на рассмотрение Законодательного собрания и проект закона «Об установлении методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории». Предлагаемая методика основана на «принципе замещения», как одном из основных принципов оценки недвижимости и может осуществляться с применением расчетного метода, основанного на стоимостных показателях или на основании отчета сертифицированного независимого оценщика. Решение об использовании одного из двух вариантов определения начальной цены предмета аукциона принимается правительством Санкт-Петербурга.
Г-н Никешин напомнил, что срок подачи поправок ко второму чтению законопроекта уже истекает, и на следующем заседании комиссии 31 января будет рассмотрен весь пакет поправок к данному законопроекту, которые подготовлены другими постоянными органами Законодательного собрания и отдельными депутатами.
Автор: Евгений Герасимов
рубрика:
Коридоры власти
