Главная цель – рост доходов населения

Законодательное собрание 30 января приняло в первом чтении проект закона «Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008–2011 годы». Для подготовки законопроекта ко второму чтению определен срок – две недели.

Как пояснил вице-губернатор Михаил Осеевский, это один из важнейших законов, определяющий стратегию развития города на среднесрочный период. Это вторая редакция закона – несколько лет назад был принят базовый закон, который определил Программу социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005–2008 годы. Впервые в истории города программа социально-экономического развития была оформлена законодательным актом. Многие положения данной программы сейчас потеряли свою актуальность в связи с тем, что темпы развития экономики и улучшения положения дел в социальной сфере оказались значительно более высокими, чем предполагалось в момент ее разработки. Поэтому правительство Санкт-Петербурга приняло решение разработать новый документ, не дожидаясь окончания сроков действующей Программы.
«Программа социально-экономического развития является одним из важных документов системы государственного планирования и управления, – отметил г-н Осеевский. – В эту систему входят также Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, генеральный план, трехлетний бюджет и ежегодное послание губернатора.
Главной целью социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008–2011 годы по-прежнему остается рост доходов и улучшение жилищных условий горожан. В качестве ориентира главной цели принимается отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения. Это прямой показатель уровня доходов населения и косвенный показатель доступности жилья. Он отражает реальную, очищенную от влияния инфляции, покупательную способность населения, показывая, во сколько раз в среднем доходы превышают прожиточный минимум».
В программе выделены три важных блока, которые своими параметрами и показателями интегрально описывают понятия качества и уровня жизни населения. Первый блок – это вопросы демографии, семейной политики, социальной защиты и укрепления здоровья, второй – вопросы экономики, повышения конкурентоспособности, создание инновационной системы, увеличения возможностей городского бюджета. В третьем блоке, что является новизной данной программы, впервые выделена стратегическая задача города на ближайшие несколько лет – улучшение условий жизни населения. Как и ранее, в программе заложены конкретные целевые ориентиры, которые позволяют оценивать движение вперед, корректировать текущую деятельность органов исполнительной власти.
Вице-губернатор сообщил, что проект программы разрабатывался в тесном взаимодействии с учеными РАН, ведущих учебных заведений Санкт-Петербурга. Проект обсуждался в Торгово-промышленной палате, в Союзе промышленников и предпринимателей и в других профессиональных объединениях. «Это плод коллективного труда, который будет способствовать динамичному развитию города», – заявил он.
Кроме непосредственно программы, правительством Санкт-Петербурга приняты и другие нормативные акты. В первую очередь это уже проверенная временем система стандартов проживания. Правительство регулярно проводит мониторинг стандартов и ясно видит существующие проблемы. «По сравнению с предыдущей версией, количество стандартов заметно уменьшилось (до 358), но качество их и возможности использования выросли», – считает г-н Осеевский.
Отметим, что согласно проекту программы отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума на душу населения должно вырасти с 4,4 в 2008 году до 5,2 в 2011, ожидаемая средняя продолжительность жизни – с 68,2 лет до 71 года, среднедушевые денежные доходы – с 19,1 до 29 тысячи рублей. Доля населения со среднедушевыми доходами в семье ниже прожиточного минимума снизится с 9 до 7,1 процента. Валовой региональный продукт в расчете на одного жителя в год должен вырасти с 291,8 до 453,3 тысячи рублей, а доходы бюджета – с 64,9 до 95,3 тысячи рублей. Ежегодно в эксплуатацию должно вводиться жилой площади от 2,73 млн кв. метров (2008 год) до 3,08 млн кв. метров (2011 год), причем за счет городского бюджета – 0,5 млн и 1,0 млн кв. метров соответственно. Уровень благоустройства дворовых территорий: доля отремонтированного асфальтового покрытия по отношению к общей площади асфальтового покрытия дворовых территорий должна вырасти с 87 до 94 процентов. Площадь зеленых насаждений в 2011 году составит 7374 гектара (2008 – 7168 га).
Число коммунальных квартир сократится с 111,3 тысяч до 81 тысячи, а доля общей площади расселенных жилых помещений, признанных аварийными или непригодными для проживания, составит в 2011 году 92 процента против 40 процентов в 2008 году.
Председатель бюджетно-финансового комитета Владимир Барканов считает, что Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008–2011 годы – не амбициозный, а весьма реалистичный план развития экономики города и его социальной сферы. Одновременно с этим документом правительством Санкт-Петербурга принято еще объемное Постановление №1659 от 25 декабря 2007 года «О мерах по организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга», которым утверждены задачи социально-экономического развития, стандарты проживания и положение о мониторинге программы. «Именно здесь обозначены все конкретные показатели программы, – сообщил депутат. – На заседании БФК при обсуждении проекта программы было высказано пожелание, чтобы стандарты качества проживания населения были все же оформлены законом».
Кроме того, для определения уровня развития экономики города программой зафиксировано слишком мало показателей. «Желательно указать в программе параметры развития приоритетных для города отраслей: энергомашиностроительной, судостроительной, туристической», – считают члены БФК.
Депутат Юрий Карпенко (фракция КПРФ) отметил эффективную работу правительства по разработке данной программы. Однако фракция считает, что документ все-таки сырой и не совсем подготовленный, поэтому не может быть принят за основу, так как в нем содержится ряд пунктов, с которыми фракция коммунистов не согласна. В частности, за четыре года запланировано снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума всего на 1,9 процента. Это означает, что львиная доля преимуществ от роста городской экономики будут получать относительно высокооплачиваемые слои населения, а городской бюджет будет продолжать тратить на социальную поддержку средства, которые можно было бы направить на поддержку городской инфраструктуры.
Об этом же свидетельствует и значение коэффициента концентрации доходов (индекс Джинни), за четыре года он остается практически неизменным (0,485 в 2008 году и 0,483 в 2011). «Борьба с бедностью должна быть одной из главных целей программы», – считают коммунисты. «В программе отсутствует доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте. Необоснованно исключен целый ряд важных ориентиров в жилищной сфере. В программе заложен незначительный рост площади зеленых насаждений в сравнении с высокими темпами жилищного строительства»,– считает г-н Карпенко. Недостатком, по его мнению, является отсутствие в программе способов решения острейшей транспортной проблемы.
«Отсутствие указаний на инфляционные процессы в стране делает многие денежные показатели программы неоднозначными», – отметил координатор фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов. Рост среднедушевых денежных доходов почти на 50 процентов за четыре года впечатляет, но о темпах инфляции при этом даже не упоминается. Не может не радовать и рост городского бюджета на душу населения. Однако если он за 4 года увеличится почти на 50 процентов, то количество бедных при справедливом распределении общих доходов должно быть значительно меньшим, чем намечено программой. В проекте данной программы, в отличие от предыдущей для определения равномерности доходов используется индекс Джинни вместо децильного коэффициента (отношение средней величины доходов 10 процентов наиболее состоятельной части населения к среднедушевому доходу 10 процентов беднейшей части). По мнению депутата, эта новация делает программу менее прозрачной. Кроме того, депутат предложил еще раз вернуться к определению прожиточного минимума, особенно в части обеспечения горожан товарами первой необходимости. «Величина прожиточного минимума должна быть реальной, а не на уровне физического выживания», – считает г-н Нилов.
Как пояснил представитель губернатора в Законодательном собрании Михаил Бродский, выбор показателей социально-экономического развития дебатируется в Санкт-Петербурге уже более 10 лет. Несколько крупных конференций специалистов из различных областей знаний прошло по этой теме. «У каждого подхода есть свои плюсы и минусы, так как ни один показатель не отражает полностью реальный уровень и качество нашей жизни, – считает г-н Бродский. – Все это условно, и перед городским правительством должны ставиться конкретные задачи, на которые оно может влиять».
Председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов заявил журналистам после заседания, что роль этого документа можно сравнить со значением дирижерской палочки: сама она звуков не издает, но без нее у оркестра стройной мелодии не получается. «Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008–2011 годы – это основа для разработки проектов городских законов о бюджете на соответствующие финансовые годы, а также надлежащих целевых программ Санкт-Петербурга. Это рамочный законопроект, в нем нет абсолютной конкретики, но обозначена планка, к которой город должен стремиться по разным показателям. Планка эта соответствует уровню и темпу развития европейского мегаполиса, она довольно высока, но взять ее мы, не сомневаюсь, сможем. Через 4 года Санкт-Петербург должен стать городом успешных людей, городом без бедных», – считает г-н Тюльпанов.
Евгений Герасимов

Автор: Лилиана Глазова
рубрика: Коридоры власти
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.