Пора менять менталитет
Четыре года назад был провозглашен курс на реформирование городского жилищно-коммунального хозяйства. Об этом сообщил председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов, докладывая итоги реализации реформы на заседании правительства.
В марте 2004 года была принята «Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на период 2004-2010 гг.». Руководитель ЖКХ особо отметил, что «данная концепция была подготовлена до принятия Жилищного кодекса и предвосхитила многие его положения». Концепция ставила ряд задач, в том числе совершенствование управления ЖКХ, формирование благоприятных условий для развития рыночной экономики в данной отрасли, привлечение инвестиций в городское хозяйство.
Г-н Лукманов не забыл сообщить, что в результате проведенных в 2005-2006 годах первых открытых конкурсов на право заключения договоров на обеспечение управления, эксплуатации и содержания совместного имущества многоквартирных домов удалось привлечь на капитальный ремонт домов более 1 млрд рублей дополнительных инвестиционных средств. Хотя проведение подобных конкурсов в то время не было обязательным по федеральному законодательству.
«На сегодня в Петербурге разработано более 30 нормативных актов и документов, – проинформировал ответственный за жилой фонд, – которые решают вопросы организации работы собственников домов, что позволило более 76 млн кв. метров, или 76 процентов, отдать в управление. Почти три четверти многоквартирных домов обслуживает 41 жилкомсервис, и 27 процентов управляются 48 частными управляющими компаниями (ЧУК).
Благоприятно на ходе реформы сказывается значительное увеличение средств на капитальный ремонт жилищного фонда: в 2007 году это более 14,7 млрд рублей вместе со сметами районных администраций, или семикратное увеличение к 2004 году.
Приказано не ныть
На этом месте губернатор Валентина Матвиенко прервала докладчика для того, чтобы указать главам районов: «Чтобы никакого нытья и никаких стонов от вас не было, научитесь осваивать эффективно выделяемые средства. И чтобы качество жилого фонда улучшалось в той же прогрессии, как увеличивается финансирование. Вот посмотрите – 2 миллиарда в 2004 году и 14,7 – в 2007 году, на 2008 год – 18 миллиардов, если не ошибаюсь, запланировано. Так что давайте улучшать качество жилого фонда согласно этой шкале».
Продолжив выступление, Юнис Лукманов сообщил, что на уровне федерации создан фонд содействия реформированию ЖКХ, через который регионам будут выделяться средства как на ремонт ветхого жилья, так и на расселение. В ближайшие три года Петербург получит на эти цели около 8 млрд рублей из центра.
Главное –
ресурсосбережение
Реформирование жилищного хозяйства выявило ряд проблем, связанных со взаимоотношениями с монополистами. С одной стороны, они не очень качественно оказывают услуги, с другой, жилищники задолжали им немалые средства, только Водоканалу – свыше миллиарда рублей. Между тем эти средства нужны компаниям как раз на то, чтобы ремонтировать прохудившиеся сети, повышая качество поставляемых услуг. «Очень серьезная проблема в городе с ресурсосбережением, – отметил Юнис Лукманов. – На 2008 год принята большая программа установки приборов учета в жилые дома (2000 шт. за счет бюджета плюс столько же – за счет инвесторов). В настоящее время более 25 процентов домов уже оснащены приборами учета (в 2004 году было 2 процента), но этого явно недостаточно. Я считаю, что в ближайшие три года мы сможем весь жилой фонд полностью оснастить приборами учета».
Тем не менее это не решит проблемы с задолженностью, так как на сегодня есть управляющие компании, которые просто не перечисляют деньги монополистам за услуги, хотя собирают с населения миллионы. Как раз неуверенность в порядочности и компетентности ЧУКов и не позволяет руководителям ЖКХ активно проводить конкурсы, так как в соответствии с регламентом чиновники не имеют права предъявлять квалификационных требований. А потому они хотят, чтобы население само выбрало себе управителей и само же впоследствии несло ответственность за сделанный выбор.
Валентина Матвиенко полностью согласилась с докладчиком. «Вот посмотрите, – сказала она, – два условно одинаковых района – Центральный и Адмиралтейский. В Центральном – 97 процентов домов избрали способ управления, а в Адмиралтейском – только 63 процента. В Петроградском – 42 процента. Непонятно, что происходит. Кронштадтский и Курортный, вероятно, решили, что они далеко и их не видно. Уже пора понять: пока граждане не будут хозяевами собственных домов, никакого улучшения не будет».
Главный
в жилкомхозе – дворник
Продолжив докладывать об успехах собственного ведомства, г-н Лукманов удовлетворенно заметил, что зарплата дворников еще в конце 2004 года составлявшая около 4 тыс. рублей, сегодня выросла до 11-11,5 тысяч. Г-жа Матвиенко прервала: «Не знаю, откуда у вас данные про 11 тысяч. Многие дворники получают по 7 тысяч, а это недопустимо. Мы создали экономические условия для финансовой самостоятельности нашим жилкомсервисам и управляющим компаниям. Не должен дворник сегодня в городе получать 7 тысяч. Я встречаюсь с дворниками, надеюсь, вы тоже встречаетесь. Есть такие компании, где у дворников высокая зарплата, но основная масса получает 6-7-8 тысяч. Мы уже установили, что главный в школе – это учитель, учителю самое большое повышение, главные в жилищном хозяйстве – это дворник, сантехник. Не эти чиновники от ГУЖА и жилкомсервисов, которые щеки надувают и себе зарплаты поднимают. Надо, чтобы дворник получал хорошую зарплату, тогда с него можно будет спрашивать за качество уборки территории. Иначе у нас один дворник будет работать на трех участках с соответствующим качеством».
Далее губернатор предложила обеспечивать дворников комфортным жильем в том районе, в котором они работают. «Дворник сегодня в нашем жилкомхозе – главная фигура, – подвела губернатор итог, – он должен получать хорошую зарплату и жить в хороших условиях. Тогда с него можно будет требовать. Разруха, как известно, не в клозетах, а в головах наших. Менталитет еще вот тот советский: живи, как хочешь, в ЖКХ».
Развивать рынок в ЖКХ
От дворников перешли к экономике. По мнению Валентины Матвиенко, реформа только тогда заработает, когда на обслуживании жилого фонда будет работать много маленьких и средних компаний. Прогресс двигает конкуренция, вот ее и надо создавать в ЖКХ. И хотя бизнес этот не столь прибыльный, как нефтегазовый, зато он – вечный, считает губернатор. Ведь пока существует жилой фонд, будет существовать необходимость в его обслуживании. Именно эту идею стоит довести до предпринимателей, до населения, чтобы активизировать приход в ЖКХ активных, порядочных и желающих работать на совесть людей. По мнению Юниса Лукманова, для этого необходимо готовить кадры, расширять информирование и совершенствовать нормативную базу. «По всем трем направлениям мы активно движемся вперед», – заверил глава Жилищного комитета.
Реформа идет
по всем направлениЯм
Содокладчиком по данному вопросу выступил председатель комиссии по проверке хода реформы, заведующий кафедрой экономики Инженерно-экономического университета Вадим Чекалин. Заметив, что реформа ЖКХ является самой сложной из всех реформ, которые проводятся у нас в стране, он констатировал, что Петербург и тут впереди: реформа ЖКХ идет активно по всем направлениям – и по повышению эффективности управления, и по созданию конкурентной среды, и по ресурсосбережению, и по вопросам упорядочения тарифной политики и социальной поддержки населения. По мнению проверяющего, «во многом присутствует элемент системности и, по сравнению с другими регионами, у нас есть немалые успехи». Единственный недостаток – это отсутствие должного контроля за работой жилкомсервисов и управляющих компаний и недостаток нормативной документации. Г-н Чекалин полагает, что нужен закон о статусе УК, работающей в этой сфере, закон о страховании рисков и некоторые другие нормативные акты. Что касается установки приборов учета, то этого, по его мнению, недостаточно, нужна отдельная программа по ресурсосбережению.
Число удовлетворенных
растет
Подводя итог, Валентина Матвиенко резко высказалась в адрес некоторых средств массовой информации, публикующих непрофессиональные материалы о ходе жилищной реформы. «Только легковесные люди могут говорить, что все легко и просто, – заметила она. – Это чрезвычайно сложное дело сломать в организационном, правовом смысле, ментально поменять людей, которые десятилетиями работали в ЖКХ. У нас нет иллюзий, мы не говорим, что все уже решили и что все у нас замечательно. Но что радует: еще четыре года назад только 20 процентов населения говорили о том, что они удовлетворены обслуживанием их домов. Сегодня независимые социологи говорят, что чуть больше 50 процентов населения реально почувствовали улучшения в ЖКХ, отметили изменения в лучшую сторону. Хороший показатель. Но он же означает, что 50 процентов или чуть меньше еще не почувствовали, что другое время на дворе, что у нас реформа, что ситуация должна улучшиться. Это убеждает меня в том, что мы еще только на середине пути, и нам еще пахать и пахать». Губернатор потребовала от руководителей районов ежедневно держать руку на пульсе, проверять, кто и как работает, где нужно – заменить кадры, укрепить контроль. «Это долгоиграющая проблема, ее не решить с кондачка, не решить за один год, но темпы движения вперед мы должны наращивать», – заключила Валентина Матвиенко.
Автор: Лилиана Глазова
В марте 2004 года была принята «Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на период 2004-2010 гг.». Руководитель ЖКХ особо отметил, что «данная концепция была подготовлена до принятия Жилищного кодекса и предвосхитила многие его положения». Концепция ставила ряд задач, в том числе совершенствование управления ЖКХ, формирование благоприятных условий для развития рыночной экономики в данной отрасли, привлечение инвестиций в городское хозяйство.
Г-н Лукманов не забыл сообщить, что в результате проведенных в 2005-2006 годах первых открытых конкурсов на право заключения договоров на обеспечение управления, эксплуатации и содержания совместного имущества многоквартирных домов удалось привлечь на капитальный ремонт домов более 1 млрд рублей дополнительных инвестиционных средств. Хотя проведение подобных конкурсов в то время не было обязательным по федеральному законодательству.
«На сегодня в Петербурге разработано более 30 нормативных актов и документов, – проинформировал ответственный за жилой фонд, – которые решают вопросы организации работы собственников домов, что позволило более 76 млн кв. метров, или 76 процентов, отдать в управление. Почти три четверти многоквартирных домов обслуживает 41 жилкомсервис, и 27 процентов управляются 48 частными управляющими компаниями (ЧУК).
Благоприятно на ходе реформы сказывается значительное увеличение средств на капитальный ремонт жилищного фонда: в 2007 году это более 14,7 млрд рублей вместе со сметами районных администраций, или семикратное увеличение к 2004 году.
Приказано не ныть
На этом месте губернатор Валентина Матвиенко прервала докладчика для того, чтобы указать главам районов: «Чтобы никакого нытья и никаких стонов от вас не было, научитесь осваивать эффективно выделяемые средства. И чтобы качество жилого фонда улучшалось в той же прогрессии, как увеличивается финансирование. Вот посмотрите – 2 миллиарда в 2004 году и 14,7 – в 2007 году, на 2008 год – 18 миллиардов, если не ошибаюсь, запланировано. Так что давайте улучшать качество жилого фонда согласно этой шкале».
Продолжив выступление, Юнис Лукманов сообщил, что на уровне федерации создан фонд содействия реформированию ЖКХ, через который регионам будут выделяться средства как на ремонт ветхого жилья, так и на расселение. В ближайшие три года Петербург получит на эти цели около 8 млрд рублей из центра.
Главное –
ресурсосбережение
Реформирование жилищного хозяйства выявило ряд проблем, связанных со взаимоотношениями с монополистами. С одной стороны, они не очень качественно оказывают услуги, с другой, жилищники задолжали им немалые средства, только Водоканалу – свыше миллиарда рублей. Между тем эти средства нужны компаниям как раз на то, чтобы ремонтировать прохудившиеся сети, повышая качество поставляемых услуг. «Очень серьезная проблема в городе с ресурсосбережением, – отметил Юнис Лукманов. – На 2008 год принята большая программа установки приборов учета в жилые дома (2000 шт. за счет бюджета плюс столько же – за счет инвесторов). В настоящее время более 25 процентов домов уже оснащены приборами учета (в 2004 году было 2 процента), но этого явно недостаточно. Я считаю, что в ближайшие три года мы сможем весь жилой фонд полностью оснастить приборами учета».
Тем не менее это не решит проблемы с задолженностью, так как на сегодня есть управляющие компании, которые просто не перечисляют деньги монополистам за услуги, хотя собирают с населения миллионы. Как раз неуверенность в порядочности и компетентности ЧУКов и не позволяет руководителям ЖКХ активно проводить конкурсы, так как в соответствии с регламентом чиновники не имеют права предъявлять квалификационных требований. А потому они хотят, чтобы население само выбрало себе управителей и само же впоследствии несло ответственность за сделанный выбор.
Валентина Матвиенко полностью согласилась с докладчиком. «Вот посмотрите, – сказала она, – два условно одинаковых района – Центральный и Адмиралтейский. В Центральном – 97 процентов домов избрали способ управления, а в Адмиралтейском – только 63 процента. В Петроградском – 42 процента. Непонятно, что происходит. Кронштадтский и Курортный, вероятно, решили, что они далеко и их не видно. Уже пора понять: пока граждане не будут хозяевами собственных домов, никакого улучшения не будет».
Главный
в жилкомхозе – дворник
Продолжив докладывать об успехах собственного ведомства, г-н Лукманов удовлетворенно заметил, что зарплата дворников еще в конце 2004 года составлявшая около 4 тыс. рублей, сегодня выросла до 11-11,5 тысяч. Г-жа Матвиенко прервала: «Не знаю, откуда у вас данные про 11 тысяч. Многие дворники получают по 7 тысяч, а это недопустимо. Мы создали экономические условия для финансовой самостоятельности нашим жилкомсервисам и управляющим компаниям. Не должен дворник сегодня в городе получать 7 тысяч. Я встречаюсь с дворниками, надеюсь, вы тоже встречаетесь. Есть такие компании, где у дворников высокая зарплата, но основная масса получает 6-7-8 тысяч. Мы уже установили, что главный в школе – это учитель, учителю самое большое повышение, главные в жилищном хозяйстве – это дворник, сантехник. Не эти чиновники от ГУЖА и жилкомсервисов, которые щеки надувают и себе зарплаты поднимают. Надо, чтобы дворник получал хорошую зарплату, тогда с него можно будет спрашивать за качество уборки территории. Иначе у нас один дворник будет работать на трех участках с соответствующим качеством».
Далее губернатор предложила обеспечивать дворников комфортным жильем в том районе, в котором они работают. «Дворник сегодня в нашем жилкомхозе – главная фигура, – подвела губернатор итог, – он должен получать хорошую зарплату и жить в хороших условиях. Тогда с него можно будет требовать. Разруха, как известно, не в клозетах, а в головах наших. Менталитет еще вот тот советский: живи, как хочешь, в ЖКХ».
Развивать рынок в ЖКХ
От дворников перешли к экономике. По мнению Валентины Матвиенко, реформа только тогда заработает, когда на обслуживании жилого фонда будет работать много маленьких и средних компаний. Прогресс двигает конкуренция, вот ее и надо создавать в ЖКХ. И хотя бизнес этот не столь прибыльный, как нефтегазовый, зато он – вечный, считает губернатор. Ведь пока существует жилой фонд, будет существовать необходимость в его обслуживании. Именно эту идею стоит довести до предпринимателей, до населения, чтобы активизировать приход в ЖКХ активных, порядочных и желающих работать на совесть людей. По мнению Юниса Лукманова, для этого необходимо готовить кадры, расширять информирование и совершенствовать нормативную базу. «По всем трем направлениям мы активно движемся вперед», – заверил глава Жилищного комитета.
Реформа идет
по всем направлениЯм
Содокладчиком по данному вопросу выступил председатель комиссии по проверке хода реформы, заведующий кафедрой экономики Инженерно-экономического университета Вадим Чекалин. Заметив, что реформа ЖКХ является самой сложной из всех реформ, которые проводятся у нас в стране, он констатировал, что Петербург и тут впереди: реформа ЖКХ идет активно по всем направлениям – и по повышению эффективности управления, и по созданию конкурентной среды, и по ресурсосбережению, и по вопросам упорядочения тарифной политики и социальной поддержки населения. По мнению проверяющего, «во многом присутствует элемент системности и, по сравнению с другими регионами, у нас есть немалые успехи». Единственный недостаток – это отсутствие должного контроля за работой жилкомсервисов и управляющих компаний и недостаток нормативной документации. Г-н Чекалин полагает, что нужен закон о статусе УК, работающей в этой сфере, закон о страховании рисков и некоторые другие нормативные акты. Что касается установки приборов учета, то этого, по его мнению, недостаточно, нужна отдельная программа по ресурсосбережению.
Число удовлетворенных
растет
Подводя итог, Валентина Матвиенко резко высказалась в адрес некоторых средств массовой информации, публикующих непрофессиональные материалы о ходе жилищной реформы. «Только легковесные люди могут говорить, что все легко и просто, – заметила она. – Это чрезвычайно сложное дело сломать в организационном, правовом смысле, ментально поменять людей, которые десятилетиями работали в ЖКХ. У нас нет иллюзий, мы не говорим, что все уже решили и что все у нас замечательно. Но что радует: еще четыре года назад только 20 процентов населения говорили о том, что они удовлетворены обслуживанием их домов. Сегодня независимые социологи говорят, что чуть больше 50 процентов населения реально почувствовали улучшения в ЖКХ, отметили изменения в лучшую сторону. Хороший показатель. Но он же означает, что 50 процентов или чуть меньше еще не почувствовали, что другое время на дворе, что у нас реформа, что ситуация должна улучшиться. Это убеждает меня в том, что мы еще только на середине пути, и нам еще пахать и пахать». Губернатор потребовала от руководителей районов ежедневно держать руку на пульсе, проверять, кто и как работает, где нужно – заменить кадры, укрепить контроль. «Это долгоиграющая проблема, ее не решить с кондачка, не решить за один год, но темпы движения вперед мы должны наращивать», – заключила Валентина Матвиенко.
Автор: Лилиана Глазова
рубрика:
Коридоры власти