Региональный МРОТ не согласован
Правительством Санкт-Петербурга, Федерацией профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга 24 декабря 2007 было подписано трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы и обязательства сторон на 2008 год.
Начиная с 1999 года сторонами-участниками заключается рамочное трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга сроком на 3 года и ежегодно подписываются приложения – обязательства сторон на текущий год.
Прошло 1,5 месяца с момента подписания документа, а текст его до сих пор не опубликован, его нет даже на сайтах подписантов. По информации источника из Федерации профсоюзов, причина такой задержки чисто техническая – подписи трех сторон под документом имеются, а печатей нет. Однако, скорее всего, причина в том, что сторонам не удалось договориться в части минимальной заработной платы, по размеру регионального МРОТа. Тот же источник в Федерации профсоюзов сообщил, что переговоры в этом направлении продолжаются, и, возможно, в ближайшее время по данному вопросу появится протокол с дополнением к трехстороннему соглашению.
Напомним, что 21 декабря в Москве было подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы, опубликованное в Российской газете от 28 декабря 2007 года. Одно из обязательств, принятых сторонами, касается МРОТ: «2.1. Осуществить анализ социально-экономических последствий повышения с 1 сентября 2007 года минимального размера оплаты труда до 2300 рублей в месяц и практики установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации в целях повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 декабря 2008 года и провести в апреле 2008 года консультации сторон Соглашения. При этом повышение минимального размера оплаты труда должно быть произведено таким образом, чтобы оно не оказало негативного влияния на экономику РФ и экономическое положение субъектов РФ».
Напомним, что 1 сентября 2007 года Трудовой кодекс РФ пополнился новой статьей 133.1 (Федеральный закон от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ). Она предоставляет субъектам РФ право устанавливать свой размер минимальной заработной платы, который не может быть ниже федерального МРОТа (в настоящее время – 2300 руб.). Соглашения, устанавливающие данную величину, разрабатывают и утверждают трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ.
Региональное соглашение о минимальной зарплате в Ленинградской области на 2008-2010 годы было подписано 27 декабря 2007 года (официально опубликовано в газете «Вести» от 29 декабря 2007 года). С 1 января ориентиром для всех областных работодателей должна стать зарплата в 4058 рублей. Меньше платить нельзя. Данная сумма превышает и федеральный МРОТ, и величину прожиточного минимума трудоспособного населения области. Предусмотрено, что ежеквартально, начиная с 1 апреля 2008 года, она будет увеличиваться на 3,5 процента. Согласно трехстороннему соглашению Москвы этот вопрос решается по утвержденному графику: в мае 2008 года МРОТ для коммерческих организаций составит 6800 рублей (для бюджетных – 4180 рублей), а в сентябре – 7500 рублей и сравняется с прожиточным минимумом (для бюджетных организаций МРОТ планируется в размере 5020 рублей).
Величина прожиточного минимума в Санкт-Петербурге в IV квартале 2007 года составила 4157 рублей. При этом минимальный размер данной суммы для трудоспособного населения определен в размере 4631 рублей, для пенсионеров – 3262 рубля, для детей – 3539 рублей (прожиточный минимум в III квартале 2007 года составил 4012 рублей. Для трудоспособного населения его размер был равен 4514 рублей, для пенсионеров – 3074 рубля, для детей – 3430 рублей).
6 февраля Законодательное собрание приняло в первом чтении законопроект «О внесении изменения в закон «О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», внесенный губернатором. В проекте предлагается с 1 февраля 2008 года увеличить размер базовой единицы, применяемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников бюджетных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, с 4413 руб. до 4545 рублей. Также Собрание приняло за основу проект закона «О внесении изменений в закон «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга», также предложенный губернатором. В проекте предлагается внести изменения в тарифную сетку окладов работников бюджетной сферы. Изменения в большей мере коснутся низших разрядов (младший медицинский персонал, помощники воспитателей, водители машин скорой медицинской помощи) – повышение базовой ставки оплаты труда должно произойти в среднем на 600 руб. То есть в отличие от Москвы, в бюджетной сфере Санкт-Петербурга уже сейчас практически выполняется Генеральное соглашение, а с предпринимателями городское правительство договориться не может. По мнению специалистов, в правительстве опасаются, что двойное увеличение регионального МРОТа снова приведет к сокрытию предпринимателями реальных зарплат и увеличению их доли, выплачиваемой «в конверте».
В свете регионального МРОТа хотелось бы вернуться к проекту закона «Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы», принятом Законодательным собранием за основу 30 января. Согласно проекту программы отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума на душу населения должно вырасти с 4,4 в 2008 году до 5,2 в 2011, а среднедушевые денежные доходы – с 19,1 до 29 тысячи рублей. Для реализации этой программы уже принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1659 от 25 декабря 2007 года «О мерах по организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга», которым установлены задачи социально-экономического развития и стандарты проживания в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. Однако как в программе, так и в конкретизирующих ее документах не нашлось места для указания регионального МРОТа, величина которого могла бы стать показателем эффективности борьбы с бедностью, а не только достижением усредненных параметров, декларируемых Программой.
Самое интересное, что правительство Санкт-Петербурга борьбой с бедностью и занимается, но признаться в этом почему-то стесняется. Свидетельством этому является не только повышение тарифных ставок работникам бюджетной сферы, размера базовой единицы, но и повышение размеров минимальных пенсий до 1,15 величины прожиточного минимума, что определено законопроектом «О внесении изменения в закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге», который был также принят за основу 6 февраля. В общей сложности на эти цели в 2008 году планируется выделить около 5 млрд рублей.
Автор:
Начиная с 1999 года сторонами-участниками заключается рамочное трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга сроком на 3 года и ежегодно подписываются приложения – обязательства сторон на текущий год.
Прошло 1,5 месяца с момента подписания документа, а текст его до сих пор не опубликован, его нет даже на сайтах подписантов. По информации источника из Федерации профсоюзов, причина такой задержки чисто техническая – подписи трех сторон под документом имеются, а печатей нет. Однако, скорее всего, причина в том, что сторонам не удалось договориться в части минимальной заработной платы, по размеру регионального МРОТа. Тот же источник в Федерации профсоюзов сообщил, что переговоры в этом направлении продолжаются, и, возможно, в ближайшее время по данному вопросу появится протокол с дополнением к трехстороннему соглашению.
Напомним, что 21 декабря в Москве было подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы, опубликованное в Российской газете от 28 декабря 2007 года. Одно из обязательств, принятых сторонами, касается МРОТ: «2.1. Осуществить анализ социально-экономических последствий повышения с 1 сентября 2007 года минимального размера оплаты труда до 2300 рублей в месяц и практики установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации в целях повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 декабря 2008 года и провести в апреле 2008 года консультации сторон Соглашения. При этом повышение минимального размера оплаты труда должно быть произведено таким образом, чтобы оно не оказало негативного влияния на экономику РФ и экономическое положение субъектов РФ».
Напомним, что 1 сентября 2007 года Трудовой кодекс РФ пополнился новой статьей 133.1 (Федеральный закон от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ). Она предоставляет субъектам РФ право устанавливать свой размер минимальной заработной платы, который не может быть ниже федерального МРОТа (в настоящее время – 2300 руб.). Соглашения, устанавливающие данную величину, разрабатывают и утверждают трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ.
Региональное соглашение о минимальной зарплате в Ленинградской области на 2008-2010 годы было подписано 27 декабря 2007 года (официально опубликовано в газете «Вести» от 29 декабря 2007 года). С 1 января ориентиром для всех областных работодателей должна стать зарплата в 4058 рублей. Меньше платить нельзя. Данная сумма превышает и федеральный МРОТ, и величину прожиточного минимума трудоспособного населения области. Предусмотрено, что ежеквартально, начиная с 1 апреля 2008 года, она будет увеличиваться на 3,5 процента. Согласно трехстороннему соглашению Москвы этот вопрос решается по утвержденному графику: в мае 2008 года МРОТ для коммерческих организаций составит 6800 рублей (для бюджетных – 4180 рублей), а в сентябре – 7500 рублей и сравняется с прожиточным минимумом (для бюджетных организаций МРОТ планируется в размере 5020 рублей).
Величина прожиточного минимума в Санкт-Петербурге в IV квартале 2007 года составила 4157 рублей. При этом минимальный размер данной суммы для трудоспособного населения определен в размере 4631 рублей, для пенсионеров – 3262 рубля, для детей – 3539 рублей (прожиточный минимум в III квартале 2007 года составил 4012 рублей. Для трудоспособного населения его размер был равен 4514 рублей, для пенсионеров – 3074 рубля, для детей – 3430 рублей).
6 февраля Законодательное собрание приняло в первом чтении законопроект «О внесении изменения в закон «О бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», внесенный губернатором. В проекте предлагается с 1 февраля 2008 года увеличить размер базовой единицы, применяемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников бюджетных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, с 4413 руб. до 4545 рублей. Также Собрание приняло за основу проект закона «О внесении изменений в закон «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга», также предложенный губернатором. В проекте предлагается внести изменения в тарифную сетку окладов работников бюджетной сферы. Изменения в большей мере коснутся низших разрядов (младший медицинский персонал, помощники воспитателей, водители машин скорой медицинской помощи) – повышение базовой ставки оплаты труда должно произойти в среднем на 600 руб. То есть в отличие от Москвы, в бюджетной сфере Санкт-Петербурга уже сейчас практически выполняется Генеральное соглашение, а с предпринимателями городское правительство договориться не может. По мнению специалистов, в правительстве опасаются, что двойное увеличение регионального МРОТа снова приведет к сокрытию предпринимателями реальных зарплат и увеличению их доли, выплачиваемой «в конверте».
В свете регионального МРОТа хотелось бы вернуться к проекту закона «Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы», принятом Законодательным собранием за основу 30 января. Согласно проекту программы отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума на душу населения должно вырасти с 4,4 в 2008 году до 5,2 в 2011, а среднедушевые денежные доходы – с 19,1 до 29 тысячи рублей. Для реализации этой программы уже принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1659 от 25 декабря 2007 года «О мерах по организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга», которым установлены задачи социально-экономического развития и стандарты проживания в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. Однако как в программе, так и в конкретизирующих ее документах не нашлось места для указания регионального МРОТа, величина которого могла бы стать показателем эффективности борьбы с бедностью, а не только достижением усредненных параметров, декларируемых Программой.
Самое интересное, что правительство Санкт-Петербурга борьбой с бедностью и занимается, но признаться в этом почему-то стесняется. Свидетельством этому является не только повышение тарифных ставок работникам бюджетной сферы, размера базовой единицы, но и повышение размеров минимальных пенсий до 1,15 величины прожиточного минимума, что определено законопроектом «О внесении изменения в закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге», который был также принят за основу 6 февраля. В общей сложности на эти цели в 2008 году планируется выделить около 5 млрд рублей.
Автор:
рубрика:
Коридоры власти