Идеи подземелья

Дискуссия о перспективах освоения подземного пространства Санкт-Петербурга достигла своего апогея. Недавно были обнародованы планы администрации города по масштабному строительству подземных паркингов в историческом центре. Необходимость в них обосновывается грозящим мегаполису транспортным коллапсом.

Количество заполонивших городские магистрали автомобилей сейчас достигло 1 миллиона 350 тысяч и продолжает неумолимо расти. Парковочными местами пользуется всего 580 тысяч автомобилистов.
Выход вглубь
Для достижения европейского уровня цивилизованного хранения автотранспорта необходимо организовать более 300 тысяч мест. По оценке Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), чтобы убрать все автомобили с городских улиц и газонов, необходимо создать 800–900 тысяч мест на организованных парковках и стоянках, то есть отвести место каждой машине. Этого показателя при существующих темпах строительства планируется достичь к 2011 году.
Ввиду острейшего дефицита свободных пятен под строительство наземных паркингов в плотно застроенном центре города особый акцент сделан на использование подземных ресурсов. Уже в работе проекты освоения пространства под площадями, садами и скверами. Паркинги могут появиться под Малой Конюшенной и Греческой улицами, а также под Манежной площадью и даже под площадями Искусств и Островского. Вновь реанимирован проект «подкопа» под площадь Восстания, хотя проводившиеся ранее исследования вроде бы дали неутешительные результаты относительно безопасности подобных работ. К слову сказать, по мнению специалистов, именно малый опыт проектирования глубоких подземных сооружений (кроме метрополитена) в Санкт-Петербурге представляет собой большую проблему. Успешно освоенные методики по устройству сооружений на глубине 3-4 метров не должны вводить в заблуждение, так как проектирование и реализация более заглубленных сооружений (более 8 метров) имеет принципиально иную специфику. Расчетные алгоритмы в условиях слабых петербургских грунтов еще только отрабатываются, а ставка на интуицию при строительстве столь глубоких котлованов может привести к непредсказуемым последствиям. Подстраховавшись, применив более мощные конструкции и успешно обкатанные на Западе технологии, можно решить проблему. Однако это резко снижает рентабельность проектов, что для многих рачительных инвесторов – хуже некуда. Перефразировав, можно парировать: «скупой строит дважды». При этом в результате использования опрометчивых или устаревших технологических решений под угрозой сохранности могут оказаться и памятники архитектуры, жилые дома и инфраструктура целых кварталов исторического центра. Поэтому весьма актуальна необходимость в тщательных экспертизах проектов с привлечением ведущих отечественных, а если необходимо – и зарубежных геотехников. Тем более что мировой опыт достаточно богат, не случайно все современные щадящие технологии заглубленного строительства пришли к нам именно из-за «кордона».
РешениЯ в жизнь
Для большей части Санкт-Петербурга типичны почвы с высоким уровнем грунтовых вод. До глубин в 20-22 метра это, как правило, текучепластичные тиксотропные суглинки и супеси. Из современных щадящих методов подземного строительства в подобных условиях одним из доказавших свою эффективность и безопасность решений специалисты признают технологию «стена в грунте». Суть его такова: стены заглубленного сооружения возводят в узких и глубоких траншеях, вертикальные борта которых удерживаются от обрушения при помощи глинистой суспензии. Она создает избыточное гидростатическое давление на грунт, чем укрепляет стены траншеи, которая потом заполняется (в зависимости от конструкции и назначения сооружения) монолитным железобетоном, сборными железобетонными элементами или глиногрунтовыми материалами. В результате этого в грунте формируют несущие стены сооружений или противофильтрационные диафрагмы. Метод «стена в грунте» обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами строительства.
Прежде всего появляется возможность устройства глубоких котлованов в непосредственной близости от существующих зданий и сооружений. Это особенно важно при строительстве в стесненных условиях, а также при реконструкции сооружений, когда требования безопасности приобретают решающую роль. В некоторых случаях отпадает необходимость в устройстве водопонижения или осушения участка. Для строительных пятен, на которых можно развернуть и обычное высотное строительство, перспективным считается использование «родственной» технологии top down. Она позволяет совместить в одном проекте и сооружение многоярусного подземного паркинга, и строительство высотного здания.
После устройства ограждающей конструкции по методу «стена в грунте» начинается выемка содержимого котлована. На нулевой отметке выполняется перекрытие (жесткий диск), которое выполняет функцию распорного элемента. Выполнив перекрытия первого или нулевого этажа, можно вести работы одновременно как вверх, так и вниз. Отсюда и название технологии. Общие сроки ведения работ таким методом значительно сокращаются, так как практически одновременно можно возводить и подземную, и надземную части. Технология top down, как никакая другая, способна свести к минимуму деформации ограждающих конструкций и практически исключить осадку здания или сооружения. Для любого инвестора крайне важна рентабельность проекта, которая зависит и от скорейшего завершения строительства и ввода объекта в строй. Поэтому то, что технология top down позволяет резко сократить строительный цикл, делает ее внедрение весьма перспективным. Даже с учетом большей капиталоемкости, по сравнению с обычными технологиями, строительство методом top down окупается быстрее.

Автор: Андрей Мельников (по данным ООО «Геоизол», ЗАО «Статика Инжиниринг»)
рубрика: Технологии и материалы
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.