Самозахват

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания данного дома объекты, расположенные на этом земельном участке.
Как рассказал депутат Сергей Малков (фракция КПРФ), вся земля в Санкт-Петербурге как объект недвижимости, на которую не оформлено право частной собственности, является государственной. При сложившейся землеустроительной практике формирование земельных участков многоквартирных домов происходит «по обрезу фундамента». Как следствие, при этом возникают три проблемы, считает депутат.
Во-первых, невозможность включения придомовой и внутридворовой территории в какое-либо ее рациональное и правовое развитие и использование. При межевании территорий города «по обрезу фундамента» какого-либо здания образовавшиеся «обрезки» невозможно включить в процесс их освоения (нового строительства) в силу активного сопротивления собственников таких зданий, а также в силу маломерности такого участка.
Во-вторых, выведение таких территорий из-под налогообложения приводит к потерям городского бюджета. Поскольку вся придомовая территория не является собственностью конкретных физических лиц, никакое разумное и основанное на законе взимание налога за данную территорию невозможно.
Третья проблема – дополнительные затраты городского бюджета на содержание и благоустройство такой территории, которая юридически является «территорией общего пользования», и собственники жилых и нежилых помещений отказываются платить за ее содержание.
«Однако при этом часто происходит установка заборов, оград, ворот и иных сооружений, препятствующих свободному доступу остальных граждан на придомовые и внутридворовые территории, не являющиеся собственностью конкретных домовладельцев», – отметил г-н Малков. В качестве примера депутат приводит самовольное закрытие проходных дворов в исторической части Санкт-Петербурга и ограждение территорий «элитных домов», не основанные на правах собственности на землю – и, как следствие, нарастание пограничных конфликтов между собственниками и горожанами. «Конкретным примером может служить ситуация, сложившаяся в квартале, ограниченном пер. Макаренко, Садовой ул., Лермонтовским пр. и наб. р. Фонтанки, где традиционные проходные арки закрыты индивидуальными воротами с кодовыми замками, препятствующими свободному проходу жителей квартала на территорию общего пользования, включая квартальную детскую площадку. А внутридворовые территории, не оформленные как общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, используются в качестве собственных территорий или парковки личных автомобилей. Данная территория недавно была названа губернатором как пример рационального благоустройства», – напомнил депутат.
По его мнению, фактически в городе происходит массовый самозахват таких территорий, причем при содействии государственных и муниципальных органов Санкт-Петербурга. За счет города или муниципалитетов повсеместно устанавливаются заграждающие конструкции, ограничивающие доступ граждан на территории общего пользования и превращающие их «де-факто» в территории отдельных категорий граждан. «Этому способствует и городская программа реконструкции дворов», – считает г-н Малков.
В запросе Законодательного собрания губернатору 13 февраля депутат предлагает провести проверку по факту самозахвата земель, находящихся в государственной собственности на территории исторически сложившихся кварталов Санкт-Петербурга.

Автор: Евгений Герасимов
рубрика: Коридоры власти
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.