Компромиссы возможны

В Законодательном собрании 21 февраля состоялось тридцатое заседание комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам.

Заседания комиссии обычно проходят под пристальным вниманием представителей средств массовой информации, с участием большого числа заинтересованных лиц. Комиссия работает в тесном взаимодействии с Комитетом по законодательству, для решения многих вопросов образуется совместные с органами исполнительной власти рабочие группы.
Приводим отчет об этом заседании комиссии, который дает представление о круге проблем, которые сейчас решают депутаты.
Проект закона «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений на территории Санкт-Петербурга».
«При обсуждении данного вопроса на предыдущих заседаниях членами комиссии было высказано много замечаний в адрес проекта закона, внесенного губернатором, – отмечает заместитель председателя комиссии Сергей Малков (фракция КПРФ). – Члены комиссии предложили альтернативный законопроект, по которому у органов исполнительной власти возникало не меньше вопросов и предложений».
Комиссия приняла решение создать совместную рабочую группу по рассмотрению проекта закона с тем, чтобы в течение двух недель подготовить компромиссный вариант. В состав рабочей группы вошло шесть человек: три представителя Законодательного собрания и три сотрудника Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
Также рассматривалась поправка к третьему чтению законопроекта «О внесении дополнения в закон «Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».
Напомним, что законопроект определяет субъект (Законодательное собрание или правительство Санкт-Петербурга), устанавливающий порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых регламенты не устанавливаются.
Как пояснил председатель комиссии Сергей Никешин (фракция «Единая Россия»), совместная рабочая группа предлагает поправку, которая носит компромиссное решение: «Порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства на земельных участках в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, устанавливается законом Санкт-Петербурга. Порядок выдачи разрешений на строительство на территориях общего пользования линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений устанавливается правительством Санкт-Петербурга.
Таким образом, правительство будет устанавливать порядок выдачи разрешений, на объекты, где действуют строгие федеральные нормы, требуется принятие оперативных решений, включая аварийные ситуации», – отметил г-н Никешин.
Рабочая группа по рассмотрению поправок к проекту закона «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» (второе чтение), предложенных депутатами, под руководством вице-губернатора Александра Вахмистрова нашла компромисс по ряду принципиальных предложений.
«В первую очередь, это касается вопросов защиты прав граждан при расселении домов, включенных в программу», – сообщил г-н Никешин.
На заседании рабочей группы 18 февраля была согласована текстовая поправка к законопроекту, а также даны рекомендации по исключению ряда кварталов из адресной программы, причем депутатам предлагается рассмотреть только предложения об исключении адресов из Перечня планируемых к развитию застроенных территорий в Санкт-Петербурге (исключение сделано только для одного нового адреса: квартал 18106 в городе Пушкин, который в 2010 году будет праздновать свое 300-летие). Из 44 позиций перечня рабочей группой поддержано исключение шести адресов.
Г-н Никешин высказал пожелание рабочей группе продолжить работу, чтобы учесть первый опыт реализации программы и подготовить необходимые поправки к закону.
Согласно предложенной текстовой поправке, «адресная программа является основанием для проведения в установленном градостроительным, жилищным и земельным законодательством порядке мероприятий по подготовке документации, в том числе о результатах обследования застроенных территорий, необходимой для принятия правительством Санкт-Петербурга решений о развитии указанных в адресной программе застроенных территорий».
«Основанием для включения в решение о развитии застроенных территорий зданий, строений, сооружений, находящихся на планируемых к развитию застроенных территориях в Санкт-Петербурге и планируемых к сносу, реконструкции, является:
1) признание многоквартирных домов в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
2) несоответствие вида разрешенного использования и (или) предельных параметров зданий, строений, сооружений, за исключением объектов (выявленных объектов) культурного наследия, градостроительным регламентам, иной действующей градостроительной документации Санкт-Петербурга;
3) принадлежность многоквартирных домов к типовым проектам постройки 1958-1970 годов;
4) наличие высокой степени физического износа (более 70 процентов) многоквартирных домов, иных зданий, строений, сооружений вне зависимости от года их постройки;
5) принадлежность многоквартирных домов к малоэтажной жилой застройке (до 3 этажей включительно), осуществленной в период до 1966 года».
Комиссия предлагает, чтобы в составе проектов планировки застроенных территорий разрабатывался план реализации мероприятий по развитию территорий, в том числе определяющий последовательность и сроки сноса, реконструкции многоквартирных домов.
Отдельной новеллой поставлен вопрос о создании комиссий по развитию застроенных территорий, положение о которых, определяющее их правовой статус, состав и порядок работы, утверждается правительством Санкт-Петербурга.
Особо выделено положение о письменном согласии граждан на переселение и предоставление им жилого помещения общей площадью, не менее ранее занимаемого жилого помещения и не меньше нормы предоставления жилья.
Поправкой также предлагается внести изменения в закон от 26 апреля 2006 года № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», которыми определяется максимальная площадь нового жилого помещения для проживающих по договору социального найма, а также при увеличении новой жилой площади для собственников жилья. В обоих случаях она не может быть более 9 кв. метров (на всю семью), чем ранее занимаемая жилая площадь или площади, рассчитанной по норме предоставления жилья.
По мнению специалистов, включение в закон о развитии территорий новеллы об оформлении возникших при переселении излишек жилой площади перегружает закон. Кроме того, нет обоснования самой величины предельных ограничений, а также ее расчета «на всю семью», на ни каждого ее члена в свете демографической направленности всех последних решений властей.
Была рассмотрена поправка ко второму чтению проекта закона «О внесении изменения и дополнений в закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции».
Законопроект касается разграничения полномочий законодательной и исполнительной властей по вопросам развития застроенных территорий. В соответствии с поправкой, подготовленной рабочей группой, к полномочиям Законодательного собрания предлагается отнести: утверждение адресных программ развития застроенных территорий в Санкт-Петербурге; установление оснований для включения зданий, строений, сооружений, находящихся на планируемых к развитию застроенных территориях в Санкт-Петербурге, и планируемых к сносу, реконструкции, в решение о развитии застроенных территорий. Иные полномочия, отнесенные Градостроительным кодексом РФ к компетенции органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ, будет осуществлять правительство Санкт-Петербурга.
На комиссии был рассмотрен законопроект о поправках к проекту закона «О государственной поддержке объединений собственников жилья» (третье чтение).
Как сообщила заместитель председателя комиссии Зоя Заушникова (фракция «Справедливая Россия»), Комитет по законодательству направил на рассмотрение комиссии восемь депутатских поправок, которые касаются конкретных вопросов предоставления ТСЖ субсидий и возмещения затрат на проведение капитального ремонта, текущего ремонта, содержания придомовых территорий. Однако Жилищный комитет считает, что помощь ТСЖ для проведения текущего ремонта, содержания придомовых территорий будет противоречить действующему законодательству, по мнению специалистов ЖК, возможны другие формулировки, например, «на проведение аварийно-восстановительных работ». Комиссия приняла решение создать совместно с Жилищным комитетом рабочую группу для конкретизации поправок.
По мнению председателя Комитета по законодательству Виктора Евтухова (фракция «Единая Россия»), Жилищный комитет только на словах поддерживает ТСЖ, конкретных инициатив в виде законопроектов по этому вопросу от него в Законодательное собрание не поступает.
Подробно были рассмотрены законодательные инициативы, полученные из Государственной думы РФ для отзыва и предложений. Комиссия поддержала проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» Тюменской областной думы (в части расчета платы за содержание и ремонт лифтов и вывоз бытовых отходов исходя из расчетных единиц, устанавливаемых органами местного самоуправления), отклонив практически аналогичное, но более категоричное предложение Воронежской областной думы оплачивать данные услуги исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан, а не из площади помещений. По мнению членов комиссии, это предложение нарушает основные принципы Жилищного кодекса РФ. Также депутаты не поддержали инициативу депутата Госдумы Александра Чуева по упрощению легализации проведенной перепланировки жилого помещения. Фактически депутат предлагает ввести уведомительный метод для переустройства жилья вместо разрешительного.


Автор: Евгений Герасимов
рубрика: Коридоры власти
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.