Лебяжья заводь Елены Тимофеевой

Не исключено, что принятие Постановления Правительства Санкт-Петербурга №1233 от 25 сентября 2007 года стало своего рода прохождением «точки возврата» в реализации одного весьма любопытного проекта.

Буквально в нескольких фразах о сути этого документа. Согласно ему, ООО «КОНТУР» разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 8849 кв. метров по адресу: Курортный район, г. Сестрорецк, Угольная набережная, участок 1 (восточнее дома №47, литера А, Угольный островок) в целях определения возможности проектирования и строительства здесь спортивно-оздоровительного комплекса и яхт-клуба. КУГИ дано указание заключить с ООО «КОНТУР» соответствующий договор сроком на 11 месяцев. Это постановление было опубликовано в №5 «Строительного Еженедельника» за этот год, что означает – оно вступило в силу, и контролировать его выполнение будет вице-губернатор Александр Вахмистров.
Вспомним,
как все наЧиналось…
Как это и водится, сначала было слово. Еще точнее – идея образца 1992 года об обустройстве свободной экономической зоны под Выборгом. В ходе этого проекта и возникла мысль не только развить, но и облагородить окрестности трассы «Скандинавия».
Тогда, несмотря на заинтересованность со стороны ряда крупных российских чиновников и предпринимателей, а также их финских коллег в претворении проекта в жизнь, как говорится – не сложилось. Однако два года спустя инициатор той задумки Елена Тимофеева предложила вариант постройки на берегу озера Разлив, что в Сестрорецке, так называемой «консульской деревни». Смысл создания этого населенного пункта – формирование привычной и комфортной среды обитания для иностранцев, которые постоянно живут и работают в Петербурге. Девиз у проекта был такой: «Лучше, чем в Финляндии!»
… Прошло еще четыре года. Пунктом 78 в Списке туристических объектов для строительства и реконструкции значились акватория озера Разлив и территория яхт-клуба. Собственно, этим на тот момент все и исчерпывалось.
Былое и думы
Рассказывает Елена Тимофеева: «Порой я попросту не понимала, что происходит. Вдруг к нам стали предъявлять претензии экологического характера. Мол, воплощение проекта в жизнь приведет к уничтожению озера Разлив. Ничего подобного! Наоборот, предлагаемая нами очистка дна озера от ила будет иметь двойной эффект – вывезенный ил после брикетирования можно использовать в сельскохозяйственных целях, что уже делают в Финляндии. Попутно же от грязи будут очищены источники воды, которые и питают само озеро.
Далее. Стремясь хоть каким-то образом сдвинуть дело с мертвой точки, мы предлагали соорудить на озере Разлив искусственный остров и оборудовать на нем птичник Ленинградского зоопарка. Кстати, сейчас этот вариант снова на слуху, только о нем вспоминают уже другие люди».
По словам Елены Тимофеевой, ей приходилось сталкиваться и с неприкрытыми попытками мошенничества. Однажды ей предложили заплатить $500 тыс. за якобы участок под дачу и уже потом строить там все, что заблагорассудится. И это предложение поступило уже после того, как губернатор Владимир Яковлев в декабре 2001 года подписал соответствующее распоряжение и тем самым фактически одобрил внесение сестрорецкого спортивно-оздоровительного проекта в перечень объектов строительства и реконструкции объектов гостиничной и туристской инфраструктуры Петербурга.
«В той ситуации впору было отказаться от наших замыслов. Наверное, так и случилось бы, не поддержи нас ныне покойный вице-губернатор Геннадий Ткачев, который был нашим идеологом, вдохновителем и куратором», – заметила Елена Тимофеева.
Комплекс-сад
Читатель вправе спросить: «А о каком же, собственно говоря, спортивно-оздоровительном комплексе идет речь?» Что ж, любопытство вполне законное. Постараемся его удовлетворить.
К тому времени уже была разработана Концепция многофункционального гостиничного и спортивно-оздоровительного комплекса, получившего рабочее название «Лебяжья заводь». Именно в нее и трансформировались первоначальные задумки и идеи. Комплекс должен был включать в себя расположенные почти на 11 тыс. кв. метров парковку на 3 десятка автомобилей, гостиницу на 128 мест с открытым бассейном, спорт-зал и яхт-клуб с причалами и эллингами. Стилистически все это должно было быть оформлено под постройки в стиле модерн конца XIX века, исторически характерного для застройки пригородов Петербурга того времени.
Оговоримся сразу – выше речь идет только лишь о концепции, в которую жизнь вместе с ее реалиями не могла не внести серьезные коррективы. Но об этом чуть позже.
Бульдоги под ковром
Казалось бы, имея на руках определенные административные козыри, Тимофеевой сотоварищи можно было приниматься за более конкретную разработку проекта. И вот здесь-то и началось самое любопытное.
«Например, в свое время мы подали инвестиционное заявление в ГУ «Управление инвестиций», – продолжает Елена Тимофеева. – Конечно, мы понимали, что будем не одни претендовать на эту землю. Но знаете, сколько всего компаний подали конкурсные заявки? 21! В итоге же на заключительный отрезок дистанции вышли шесть фирм, представители четырех из которых не явились на подведение окончательных итогов. Выражаясь спортивной терминологией, в финале сошлись ООО «КОНТУР» и еще одна компания. И – позвольте, я практически дословно оглашу текст соответствующего протокола. На заседании Комиссии по контролю за реализацией инвестиционных проектов по строительству и реконструкции объектов гостиничной и туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга 26 декабря 2003 года было принято решение поддержать проект ООО «КОНТУР» и рекомендовать инвестиционно-тендерной комиссии учесть это мнение при принятии дальнейших решений, к тому моменту – генерального директора ООО «КОНТУР».
Думаете, на этом все закончилось? Отнюдь. Несмотря на наличие в своей «колоде» таких «тузов», как писем поддержки от администрации Курортного района, от фонда «Ветераны армейского спорта» и Национального института здоровья, а также приказа председателя Госкомспорта Вячеслава Фетисова о включении комплекса в Сестрорецке в приложение к приказу «О работе по созданию региональных центров спортивной подготовки», тема продолжала буксовать. По словам Елены Тимофеевой, продвижение проекта оказалось гораздо сложнее, чем защита диссертации. В общей сложности со всем комплектом документов она прошла по полутора десяткам инстанций восемь (!) раз. К каждой бумажке Елена Тимофеева прикладывала свою визитку (чтобы ей потом не сказали, что не знали ее координат) и сама писала ответы чиновников (чтобы ее потом не обвинили в истечении сроков подачи документов). А сколько документов были попросту утеряны в недрах кабинетов, уже никому не ведомо.
Не хочется перечислять фамилии всех, на первый взгляд, вовсе незаметных чиновников, которые тормозили принятие проекта, к тому времени получившего одобрение первых лиц города. Как говорится, иных уж нет, а те – далече. Или, если перефразировать одно известное изречение – если чиновник сидит на своем месте, значит, это кому-то нужно?
«Я понимаю, есть понятие – конкуренция. Но здесь я столкнулась с ее теневым вариантом. То есть, кроме пары чиновников, все согласны, все признают наш проект лучшим, а дело не движется. Бегаю по кабинетам и офисам, ищу почву для диалога или хотя бы для спора, а наталкиваюсь даже не на стену – на вату, на туман. С кем вести диалог, с кем дискутировать – непонятно, когда люди не приходят на встречи. При этом ясно же, что земли там хватит всем, а у одной меня нет денег на реализацию такого проекта», – сетует Елена Тимофеева.
Видимо, подобное будет продолжаться и впредь. По крайней мере, едва вроде бы отпал вариант с обустройством на этом клочке земли участка некоей автогоночной трассы, как на первый план вышли местные яхтсмены. Мол, проект создания многофункционального спортивного-оздоровительного комплекса в случае его претворения в жизнь поставит крест на тамошнем яхтинге.
Конечно, в споре рождается истина. Однако при глубинах в озере до 3 метров и при разрешенной осадке яхт до 30 сантиметров говорить о сколько-нибудь серьезном спортивно-прикладном использовании этого водоема как базы для подготовки яхтсменов вряд ли приходится. Но, судя по всему, такие подводные камни на пути Елены Тимофеевой будут появляться еще не раз.
Слоеный пирог
Пока продолжались эти мытарства, то самое распоряжение прежнего губернатора было отменено. Как говорится, со вновь открывшимися обстоятельствами. Если конкретнее – изменились функции комитетов городского правительства.
Для Елены Тимофеевой эти подвижки получили вполне конкретное воплощение – ей запретили строить гостиницу. Ту самую, на 128 мест. И речь пошла только лишь о спортивной базе. Урезали и земельный участок – до чуть менее 0,9 га. Какие же виды спорта можно развить на этом «пятачке»? Оказывается, такие есть.
В первую очередь речь может идти о малошумных, учитывая курортный характер местности, видах спорта – беге, велоспорте, катании на роликовых коньках и на скейтбордах. После обязательной очистки озера Разлив и облагораживании прибрежной черты здесь можно обустроить весьма приличный пляж. Но инициаторы проекта этим ограничиваться не собираются.
«Мы здесь подсчитали, и вот что получается. Даже с учетом того, что в этой зоне нельзя строить здания высотой более 12 метров, у въезда нам вполне по силам оборудовать 2-этажную парковку на 80 машино-мест. Мы хотим использовать и крышу парковки – на ней можно разместить теннисный корт. Оставшейся земли вполне должно хватить на размещение оздоровительно-омолаживающего фитнес-центра, тренажерного зала с видом на Разлив, кафе с красноречивым названием «Здоровое питание» и даже площадки для баскетбола!», – считает Елена Тимофеева.
Соответствующий бизнес-план уже разрабатывается. Главная задача, которая поставлена перед маститыми маркетологами во главе с Давыдом Барканом, – обеспечить максимальное использование выделенной территории – ведь прибыль от проекта «Лебяжья заводь» отменять никто не собирается! – без ущерба для окружающей среды.
«Фишки» от Елены
Но, оказывается, что все это – лишь часть куда более глобального замысла, одним из компонентов которого являются планы по оборудованию … круглогодичного пляжа под прозрачным куполом. Песок на нем будет прогреваться до 40 градусов. Такие сооружения уже есть в Германии. Медики утверждают, что для нашего климата такой пляж будет в самый раз.
Еще одна «фишка» – крытая горнолыжная трасса, которую вполне можно поднять над всеми сооружениями. Поскольку она будет извилистой, даже нынешнего клочка земли для нее должно хватить.
И все-таки ясно – территории катастрофически не хватает. Здесь и появился вариант решения с выходом в озеро Разлив. Замысел таков – построить здесь причал и установить возле него несколько плавучих домиков для посетителей, обслуживающего персонала и для размещения нескольких видов национальных бань – русской, финской, турецкой и даже весьма экзотической марокканской. Плюс к этому на воде можно разместить на данный момент «запретную» для побережья гостиницу, пусть и в несколько «усеченном» варианте.
Технические характеристики этих «поплавков» держатся в строжайшей тайне. Известно только, что основой для них должны стать бесхозные армейские понтоны, которые дешевле переоборудовать, чем утилизировать. Более того, не совсем еще ясно, возможно ли в принципе претворение этой идеи в жизнь, и в первую очередь – с законодательной точки зрения. Однако она есть, а это говорит о многом. Тем более что водной поверхности на это потребуется вовсе немного – где-то до 1,5 га.
«Знаю, что на воде обычно живут беднейшие слои населения, продолжает Елена Тимофеева. – Особенно это касается регионов с соответствующим климатом, например – в Юго-Восточной Азии. С другой стороны, жизнь на баржах и других речных судах становится все более популярной в странах Западной Европы – Франции, Нидерландах, и выбирают ее там люди вовсе не скромного достатка. Один пример с Пьером Ришаром, который живет на суденышке, пришвартованном прямо у набережной Сены, говорит о многом. Мы же хотим реализовать некий промежуточный вариант, который подойдет достаточно большому кругу людей. Конечно же, с учетом наших климатических факторов – холодов, замерзания поверхности воды. Благо технологии, которые обеспечивают сохранность подобных судов в зимних условиях, уже разработаны и апробированы. Например – в Швеции».
Вынос трассы
И напоследок про еще одно ответвление этого проекта. Речь идет о выносе трассы Приморского шоссе за пределы Сестрорецка.
«Сейчас поток большегрузных автомобилей проходит прямо сквозь курортную зону. Между прочим, в самом узком месте перешеек между озером Разлив и Финским заливом составляет всего 800 метров. Сами понимаете, вряд ли факт нахождения на нем оживленной дороги улучшает экологическую обстановку. Вот мы и предлагаем насыпать несколько небольших островов в озере Разлив и построить на них отрезок шоссе, который свяжет КАД с трассой «Скандинавия» и при этом пройдет в обход Сестрорецка», – замечает Елена Тимофеева.
По ее словам, дорогу можно проложить по островам и по соединяющим их мостам, или построить дорогу на сваях. При этом следует учесть, что Концепция водной планировочной оси города Сестрорецка именно в «островном» варианте была разработана еще в 2004 году. То есть некое научное обоснование в данном случае уже имеется. И в любом случае, по словам Елены Тимофеевой, будет выбран вариант, который не нанесет ущерба окружающей среде.
Конечно, руководство ООО «КОНТУР» не состоит из идеалистов-бессеребренников. Они считают, что на участках земли, которые останутся после прокладки автомобильной трассы, вполне можно разместить площадки для гольфа и другие спортивные сооружения, которые не требуют серьезной технической оснастки. Подразумевается, что останется место и для простых рыболовов и туристов, для которых планируется оставить несколько клочков практически первозданной природы.
И все-таки уже в завершении нашей беседы я не мог не спросить Елену Тимофееву: «Неужели стоило столько мучиться ради проекта, претворение которого в реальность еще вовсе не очевидно и затраты на который окупятся ой как не скоро?» На что она ответила: «Я сама там живу и хочу, чтобы вокруг комплекса «Лебяжья заводь» объединилось как можно больше нормальных людей».
А еще Елена Тимофеева хочет, чтобы в озере Разлив плавали белые лебеди.


Автор: Аркадий Орлов
рубрика: Район строится
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.