Перспективы Большого порта

В Смольном, на заседании Морского совета при правительстве города, под председательством председателя совета, губернатора Валентины Матвиенко был рассмотрен вопрос о целевых направлениях развития Большого порта Санкт-Петербурга.

В заседании приняли участие главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий и депутат Госдумы РФ, координатор проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» Артур Чилингаров.
В своем вступительном слове губернатор Валентина Матвиенко отметила, что за последние годы много сделано для возрождения статуса Петербурга как морской столицы страны, но это еще только начало. У федеральных и городских властей большие планы по реализации программы возрождения исторической славы Петербурга, заложенной еще Петром I. Губернатор заверила участников совещания, что есть все основания для реализации этих планов.
Петербургский порт занимает выгодное географическое положение в транспортной системе России, являясь связующим звеном Приуральского, Центрального и Северо-Западного регионов со станами Европы и Америки.
ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» – крупнейшая группа стивидорных компаний. Созданное на базе Ленинградского морского торгового порта, общество успешно развивается в условиях рыночной экономики. Здесь трудится более 4 тыс. человек, при этом каждое рабочее место в порту обеспечивает 7-8 в других отраслях промышленности региона.
Объем поступлений в бюджет Санкт-Петербурга в 2007 году от деятельности Большого порта составил около 2,6 млрд рублей, что на 54 процента больше, чем в 2006 году.
НаправлениЯ развитиЯ
Валентина Матвиенко отметила, что при непосредственном участии Морского совета в 2007 году был сделан значительный шаг вперед в вопросе урегулирования правового статуса Большого порта Санкт-Петербурга, принята стратегия развития петербургского транспортно-логистического комплекса, где особое внимание уделено развитию порта. Морская общественность Северной столицы активно участвовала в обсуждении Закона РФ «О морских портах в Российской Федерации», вступившего в силу 21 ноября 2007 года.
С докладом «Разработка и обоснование целевых направлений развития Большого порта Санкт-Петербурга, обеспечивающих эффективное развитие экономики города» выступил председатель Комитета по транспортно-транзитной политике городского правительства Николай Асаул.
«Реализация проекта подразумевало принятие закона «О морских портах в Российской Федерации», увеличение пропускной способности морских портов за счет строительства новых и реконструкции существующих перегрузочных комплексов, развитие судостроения в Санкт-Петербурге, – отметил Николай Асаул. – Проект предусматривает также развитие транспортной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг, совершенствование механизма государственного управления функционированием и развитием морского транспорта, подготовку кадров для флота, судостроения и всего транспортного комплекса СЗФО».
По инициативе Комитета по транспортно-транзитной политике, специалистами ведущих проектно-консультационных компаний города (ООО «Морстройтехнология», ЗАО «НИПИ ТРТИ», ЗАО «ГТ Морстрой», ООО «Агентство Специальных Исследований» и др.) была проведена серьезная научно-исследовательская работа. Ее целями было проведение комплексного анализа существующего положения и выявление основных проблем функционирования портового комплекса, прогноз различных вариантов развития Большого порта Санкт-Петербурга и определение влияния результатов их реализации на социально-экономическое развитие города, разработка предложений по территориальному размещению портовых перегрузочных комплексов.
Предложения, сформулированные по результатам НИР, будут направлены в Минтранс России для использования в качестве исходных данных для разработки схемы территориального планирования РФ в области развития федерального транспорта в Санкт-Петербурге.
По словам Николая Асаула, оптимальной загрузкой для порта была бы нагрузка в 75-80 процентов от его пропускной способности. Предполагается, что к 2015 году грузооборот порта составит 70 млн тонн в год, а к 2025 году – 95 млн тонн. Грузооборот увеличится за счет развития территории самого порта, а также района Бронка-Ломоносов и острова Котлин: на это планируется выделить около 200 млрд рублей. Целевые показатели порта определены до 2025 года, а сам порт развивается в положительном ключе.
Порт и город
В последнее десятилетие Морской порт Петербурга уверенно наращивает грузооборот. За последние десять лет он возрос в три, а за 15 лет – более чем в пять раз.
Для самого города это имеет, наряду с положительным, и отрицательный эффект. Общие тенденции свидетельствуют об увеличении привлекательности порта и укреплении его позиций в транспортной системе России и на мировом рынке транспортных услуг. Растет объем налогов и сборов, поступающих в городской бюджет.
Вместе с тем существует ряд негативных факторов, препятствующих дальнейшему развитию порта. В неудовлетворительном состоянии находятся большинство причалов и других гидротехнических сооружений в порту, причем в обозримом будущем не просматривается возможности их коренной реконструкции и модернизации. Ограничены возможности существующих технологических площадей по переработке перспективного грузопотока. Практически полностью отсутствуют возможности дополнительного развития портовых площадей в черте городской застройки. Порт задыхается от отсутствия подъездных дорог и стоянок – десятки и сотни большегрузных автомашин переполняют грузовые магистрали, пропускная способность объектов железнодорожного транспорта ограничена всего двумя станциями. Стоит упомянуть и такие факторы, как критическая экологическая нагрузка на город и Невскую губу, неудовлетворительное состояние инженерной инфраструктуры города и порта, незначительные объемы разведанных близлежащих месторождений грунтов, годных для намыва новых территорий и т.д.
С учетом этого, многие специалисты опасаются делать оптимистичные прогнозы по развитию Большого порта Санкт-Петербурга без принятия экстренных и кардинальных мер. Без них порт не готов ни к прогнозируемому росту мировой экономики в целом, ни к прогнозируемому росту грузооборота в частности.
По мнению генерального директора ОАО «Ленморниипроект», занимающегося разработкой генеральной схемы развития Большого порта Санкт-Петербурга, Александра Панина, эта важнейшая работа института последних лет, ставшая существенным элементом Генеральной схемы развития города. Он видит перспективы развития в перепрофилировании грузовых районов порта, окруженных жилыми массивами, на переработку «чистых» грузов, возможности развития 4-го района порта в сторону «Балтийской жемчужины». Основная задача порта – перевести все экологически неблагоприятные грузы за пределы города, оставив только контейнерные, рефрижераторные и накатные.
В концепции развития портов России институт предлагает развивать территории вокруг Петербурга. В первую очередь – это Усть-Луга и Приморск. В Усть-Луге спроектирован угольный терминал, комплекс перегрузки серы и универсальный перегрузочный комплекс. Сейчас готовится проект комплекса перевалки наливных грузов. Институт работает и над проектами развития порта в Приморске, комплекса по перегрузке сжиженного газа и завода сжижения газа, развития и модернизации существующего нефтяного терминала.
Для увеличения грузооборота Высоцка разработана концепция расширения порта, предполагающая углубление судоходного канала, что позволит увеличить водоизмещение принимаемых судов с 20 до 36 тыс. тонн. Число причалов должно быть увеличено с четырех до восьми. В ближайшее время ФГУМ «Росморпорт» должен рассмотреть данную концепцию и вынести свое заключение.


Автор: Александр Беликов
рубрика: Cобытия и комментарии
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.