Есть пути решения
В Петербурге в последние годы активно развивается метростроение, городскими властями разработана программа развития сети метро до 2020 года. Реализация этих планов во многом зависит от мощностей предприятий, входящих в систему Метростроя. В связи с этим кадровый вопрос приобретает особую остроту.
За все 30 лет после своего создания «Управление-20 Метростроя» имеет немало превосходных производственных результатов. Его силами построены вестибюли и машинные помещения многих станций метрополитена. В прошлом году закончено строительство станции метро «Парнас» и первая очередь электродепо «Выборгское». В настоящее время идут работы по подготовке к сдаче второй очереди электродепо «Выборгское». Строятся и многие другие объекты. И для того, чтобы обеспечить максимальное качество выполнения работ, необходимы квалифицированные кадры.
Не секрет, что сейчас строительная отрасль испытывает серьезный кадровый дефицит. Не избежало этой проблемы и ЗАО «Управление-20 Метростроя».
«В метростроении дефицит рабочих ощущается острее, чем у других строителей. Гастарбайтеров на свои объекты мы привлекать не можем, у нас ведутся специализированные работы, а неквалифицированный строитель по незнанию и неопытности может травмировать себя или соседа по звену, по бригаде, – рассказывает генеральный директор предприятия Георгий Дружининский. – У нас своя специфика, есть ряд ограничений по секретности, большой объем работ ведется в действующих депо, существуют строгие требования к получению допусков на объекты. Ясно, что «человека с улицы» мы к себе на работу взять не можем, нам необходимы подготовленные рабочие, которых очень не хватает».
Заместитель генерального директора ЗАО «Управления-20 Метростроя» по экономическим вопросам Андрей Гилько подчеркивает, что все возможные резервы закрепления кадров на предприятии используются. Два года назад был решен вопрос о дополнительной оплате за выслугу лет. Идет работа над документами о дополнительном пенсионном обеспечении работников. Но Управлению, как и каждому предприятию, необходимо пополнение молодыми кадрами, ведь это важнейшее условие нормальной работы в будущем.
Для решения этой проблемы в настоящее время ОАО «Метрострой» предпринимает шаги для возрождения бывшего ПТУ-66 (сейчас оно называется Профессиональный лицей «Метростроя» Санкт-Петербурга) – оказывается финансовая помощь, учащиеся лицея проходят практику на объектах Управления-20, выплачиваются стипендии. К сожалению, усилий будущих работодателей оказывается явно недостаточно, и процесс возрождения лицея с учетом нынешних потребностей Метростроя идет очень медленно. К примеру, лицей пока не готовит рабочих особенно востребованных в метростроении специальностей – бетонщиков и арматурщиков, и будет ли он этим заниматься пока никто сказать не может.
Конечно, основной причиной этой неблагоприятной ситуации стал почти десятилетний «простой» метростроения в Петербурге. Система подготовки рабочих кадров в настоящее время практически развалилась, недостаточно развита материальная база учебных заведений, не хватает мастеров-наставников. Но даже если удастся разрешить эти проблемы, основным вопросом останется привлечение молодежи для обучения рабочим профессиям.
«Строители готовы отдавать государству какую-то часть доходов, чтобы была вновь создана единая система подготовки специалистов. Сегодня буквально каждое предприятие пытается решить эту проблему самостоятельно, как может, нет централизованной политики, – считает Георгий Дружининский. – Мы берем людей на работу с обучением, отправляем их на различные курсы, платим за обучение, составляем ученические договоры. Конечно, «не выстрелы по воробьям», но приносит свои плоды.
По мнению генерального директора, вопрос подготовки кадров для строительной отрасли необходимо решать на городском и даже на государственном уровне. Строители готовы привлекать опытных рабочих «дефицитных» специальностей из других регионов, но сегодня по всей стране складывается одинаково неблагоприятная кадровая ситуация. Молодежь пойдет обучаться рабочим профессиям в том случае, если будет мотивирована на это государством. И главным стимулом может послужить помощь государства в решении жилищного вопроса.
«В 70–80-е годы прошлого века каждый метростроевец за 8 лет мог заработать квартиру, – вспоминает Георгий Дружининский. – А сегодня об этом приходится только мечтать, потому что покупка жилья для большинства работников – нереальная задача для любого предприятия. Благодаря принятой программе развития метрополитена до 2020 года, финансирование метростроителей должно увеличиться. Было бы очень хорошо, если бы часть этих денег направлялась на строительство социального жилья для работников системы метростроения. Мы, со своей стороны, попытаемся донести до властей необходимость выбора нестандартных, по нынешним меркам, путей решения кадровой проблемы, потому что без этого можно зайти и в настоящий тупик. А это сегодня непозволительно – впереди очень много необходимой городу работы, которую мы должны выполнить на самом высоком уровне качества».
Автор: Виктор Гранин
За все 30 лет после своего создания «Управление-20 Метростроя» имеет немало превосходных производственных результатов. Его силами построены вестибюли и машинные помещения многих станций метрополитена. В прошлом году закончено строительство станции метро «Парнас» и первая очередь электродепо «Выборгское». В настоящее время идут работы по подготовке к сдаче второй очереди электродепо «Выборгское». Строятся и многие другие объекты. И для того, чтобы обеспечить максимальное качество выполнения работ, необходимы квалифицированные кадры.
Не секрет, что сейчас строительная отрасль испытывает серьезный кадровый дефицит. Не избежало этой проблемы и ЗАО «Управление-20 Метростроя».
«В метростроении дефицит рабочих ощущается острее, чем у других строителей. Гастарбайтеров на свои объекты мы привлекать не можем, у нас ведутся специализированные работы, а неквалифицированный строитель по незнанию и неопытности может травмировать себя или соседа по звену, по бригаде, – рассказывает генеральный директор предприятия Георгий Дружининский. – У нас своя специфика, есть ряд ограничений по секретности, большой объем работ ведется в действующих депо, существуют строгие требования к получению допусков на объекты. Ясно, что «человека с улицы» мы к себе на работу взять не можем, нам необходимы подготовленные рабочие, которых очень не хватает».
Заместитель генерального директора ЗАО «Управления-20 Метростроя» по экономическим вопросам Андрей Гилько подчеркивает, что все возможные резервы закрепления кадров на предприятии используются. Два года назад был решен вопрос о дополнительной оплате за выслугу лет. Идет работа над документами о дополнительном пенсионном обеспечении работников. Но Управлению, как и каждому предприятию, необходимо пополнение молодыми кадрами, ведь это важнейшее условие нормальной работы в будущем.
Для решения этой проблемы в настоящее время ОАО «Метрострой» предпринимает шаги для возрождения бывшего ПТУ-66 (сейчас оно называется Профессиональный лицей «Метростроя» Санкт-Петербурга) – оказывается финансовая помощь, учащиеся лицея проходят практику на объектах Управления-20, выплачиваются стипендии. К сожалению, усилий будущих работодателей оказывается явно недостаточно, и процесс возрождения лицея с учетом нынешних потребностей Метростроя идет очень медленно. К примеру, лицей пока не готовит рабочих особенно востребованных в метростроении специальностей – бетонщиков и арматурщиков, и будет ли он этим заниматься пока никто сказать не может.
Конечно, основной причиной этой неблагоприятной ситуации стал почти десятилетний «простой» метростроения в Петербурге. Система подготовки рабочих кадров в настоящее время практически развалилась, недостаточно развита материальная база учебных заведений, не хватает мастеров-наставников. Но даже если удастся разрешить эти проблемы, основным вопросом останется привлечение молодежи для обучения рабочим профессиям.
«Строители готовы отдавать государству какую-то часть доходов, чтобы была вновь создана единая система подготовки специалистов. Сегодня буквально каждое предприятие пытается решить эту проблему самостоятельно, как может, нет централизованной политики, – считает Георгий Дружининский. – Мы берем людей на работу с обучением, отправляем их на различные курсы, платим за обучение, составляем ученические договоры. Конечно, «не выстрелы по воробьям», но приносит свои плоды.
По мнению генерального директора, вопрос подготовки кадров для строительной отрасли необходимо решать на городском и даже на государственном уровне. Строители готовы привлекать опытных рабочих «дефицитных» специальностей из других регионов, но сегодня по всей стране складывается одинаково неблагоприятная кадровая ситуация. Молодежь пойдет обучаться рабочим профессиям в том случае, если будет мотивирована на это государством. И главным стимулом может послужить помощь государства в решении жилищного вопроса.
«В 70–80-е годы прошлого века каждый метростроевец за 8 лет мог заработать квартиру, – вспоминает Георгий Дружининский. – А сегодня об этом приходится только мечтать, потому что покупка жилья для большинства работников – нереальная задача для любого предприятия. Благодаря принятой программе развития метрополитена до 2020 года, финансирование метростроителей должно увеличиться. Было бы очень хорошо, если бы часть этих денег направлялась на строительство социального жилья для работников системы метростроения. Мы, со своей стороны, попытаемся донести до властей необходимость выбора нестандартных, по нынешним меркам, путей решения кадровой проблемы, потому что без этого можно зайти и в настоящий тупик. А это сегодня непозволительно – впереди очень много необходимой городу работы, которую мы должны выполнить на самом высоком уровне качества».
Автор: Виктор Гранин
рубрика:
Проблемы и перспективы
