Переходный период не вечен
В Государственную думу 13 февраля внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и отдельные законодательные акты РФ». Инициатор – Совет народных депутатов Кемеровской области.
В законопроекте предлагается продлить лицензирование строительной деятельности как метода государственного регулирования, предусматривающего разрешение, контроль, запрещение осуществления строительной деятельности до 1 января 2011 года – в рамках периода, определенного статьей 46 ФЗ «О техническом регулировании» в РФ для разработки и введения в действие технических регламентов. Как считают авторы законопроекта, этот период будет определяющим не только по отношению к становлению национальной системы технического нормирования в строительстве, но и к формированию федеральных правил и стандартов функционирования страхового рынка и системы саморегулирования в РФ.
Законопроектом предусматривается также возможность применения лицензирующим органом в переходный период, по рекомендации саморегулируемой организации, упрощенного порядка лицензирования субъекта предпринимательской деятельности, состоящего ее членом. Кроме того, предусматривается восстановить «предупреждение» как полномочие лицензирующего органа.
Юридическое управление Госдумы считает, что по законопроекту необходимо получить заключение Правительства РФ.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции ФЗ от 19 июля 2007 года №136-ФЗ) с 1 июля 2008 года прекращается лицензирование следующих видов деятельности: инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, проектирование и строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. «Принятие соответствующих поправок не только повысит эффективность и качество строительных работ, разработки и внедрения новых методов регулирования рынка, но и придаст положительный импульс развитию предпринимательства в строительной сфере», – считают авторы.
«Подобные настроения были у многих региональных участников заседания расширенного Совета Российского союза строителей, которое состоялось 6 февраля в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству», – сообщил заместитель председателя Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Анатолий Костерев. По его словам, центральный вопрос данного мероприятия – введение саморегулирования в строительной отрасли в соответствии с Федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» – собрал почти 150 участников совещания из большинства регионов России. Участникам заседания Совета РСС были предложены разработанные исполнительной дирекцией РСС нормативно-методические документы по организации и регистрации саморегулируемых организаций в области строительства. «В пакет документов входят типовой договор и устав, которые на местах должны помочь приступить к созданию СРО», – сообщил г-н Костерев. Докладчиком по данному вопросу был генеральный директор РСС Михаил Викторов, который отметил, что «вопрос введения саморегулирования в строительстве оказался весьма и весьма сложным, так как даже в рамочном законе часть статей прописана недостаточно четко». РСС считает, что необходим законопроект по введению саморегулирования в строительной отрасли.
«Я поддерживаю основные принципы создания системы саморегулирования в строительстве, предлагаемые РСС, – заявил Анатолий Костерев. – Это, прежде всего, защита интересов отечественного строительного комплекса, в первую очередь, его региональных представителей, двухуровневый принцип формирования СРО и разделение полномочий между регионами, отраслями и центром, предложенное РСС».
По результатам доклада генерального директора РСС было принято постановление принять за основу нормативно-методические документы, разработанные исполнительной дирекцией РСС; рекомендовать региональным союзам строителей до 1 июля 2008 года (действующий срок завершения лицензирования) обеспечить регистрацию региональных СРОС по региональному (межрегиональному) и отраслевому (межотраслевому) принципу, основываясь на единых нормативно-технических документах: положениях, правилах, требованиях и стандартах, принятых Советом РСС. Дирекции РСС поручено оказать методическое содействие региональным (отраслевым) Союзам строителей в регистрации СРОС на местах и обеспечить подготовку основ создания общероссийского объединения саморегулируемых организаций в строительстве. Решением Совета РСС все основные принципы по СРО, по отмене лицензирования были одобрены единогласно. «Это означает, что в целом строители поддерживают отмену лицензирования», – отметил г-н Костерев.
Вместе с тем представители регионов в своих выступлениях отражали самые больные точки организации саморегулирования: нужен или нет переходный период, кто будет регистрировать и курировать деятельность СРО, как компании из одного региона работать на строительном рынке другого. Были высказаны предложения по скорейшему определению государственного регулирующего органа по регистрации саморегулируемых организаций в строительстве, дополнения по составу правил и стандартов СРОС, по страхованию профессиональной ответственности строительных организаций, по формированию общероссийского объединения СРО.
«В этом плане нужно рассматривать и инициативу кемеровских депутатов, – считает депутат. – Субъекты Федерации сегодня находятся не только в разных условиях осуществления строительной деятельности (климатические, геофизические, техногенные), но и имеют разные уровни социально-экономического развития, поэтому переход в отрасли на саморегулирование требует определенного переходного периода, который, однако, не может продолжаться вечно». По его мнению, меморандум «О взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений, предприятий и общественных организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга», который подтверждает принципы перехода строительного комплекса Санкт-Петербурга на саморегулирование, может служить примером для других регионов России.
Проект Федерального закона о продлении лицензирования до 1 января 2011 года еще не поступал в Законодательное собрание Санкт-Петербурга для отзыва и предложений, но хотелось бы сразу отметить недопустимость формулировки «возможность применения лицензирующим органом упрощенного порядка лицензирования». «Здесь должен быть другой подход и конкретность: по решению СРО для ее членов действует упрощенный порядок лицензирования», – считает г-н Костерев.
Комментарий
Александр Вахмистров, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
– Я против продления сроков лицензирования. Лучше кошмарный конец, чем кошмар без конца. Система лицензирования строительной деятельности не может гарантировать качества строительства. Все недобросовестные застройщики имели лицензии, однако сегодня мы вынуждены решать острейшую проблему обманутых дольщиков. Лицензирование должно уступить место саморегулированию, и петербургский стройкомплекс к этому подготовлен. Сегодня формируется понятная и прозрачная схема взаимодействия между строительными компаниями и властью в системе саморегулирования, достигнута договоренность о создании Союза саморегулируемых организаций, ведется подготовка к регистрации первых региональных строительных СРО. Бизнес готов и хочет самостоятельно нести ответственность за ситуацию в отрасли, и необходимо дать ему эту возможность.
Автор: Евгений Герасимов
В законопроекте предлагается продлить лицензирование строительной деятельности как метода государственного регулирования, предусматривающего разрешение, контроль, запрещение осуществления строительной деятельности до 1 января 2011 года – в рамках периода, определенного статьей 46 ФЗ «О техническом регулировании» в РФ для разработки и введения в действие технических регламентов. Как считают авторы законопроекта, этот период будет определяющим не только по отношению к становлению национальной системы технического нормирования в строительстве, но и к формированию федеральных правил и стандартов функционирования страхового рынка и системы саморегулирования в РФ.
Законопроектом предусматривается также возможность применения лицензирующим органом в переходный период, по рекомендации саморегулируемой организации, упрощенного порядка лицензирования субъекта предпринимательской деятельности, состоящего ее членом. Кроме того, предусматривается восстановить «предупреждение» как полномочие лицензирующего органа.
Юридическое управление Госдумы считает, что по законопроекту необходимо получить заключение Правительства РФ.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции ФЗ от 19 июля 2007 года №136-ФЗ) с 1 июля 2008 года прекращается лицензирование следующих видов деятельности: инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, проектирование и строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. «Принятие соответствующих поправок не только повысит эффективность и качество строительных работ, разработки и внедрения новых методов регулирования рынка, но и придаст положительный импульс развитию предпринимательства в строительной сфере», – считают авторы.
«Подобные настроения были у многих региональных участников заседания расширенного Совета Российского союза строителей, которое состоялось 6 февраля в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству», – сообщил заместитель председателя Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Анатолий Костерев. По его словам, центральный вопрос данного мероприятия – введение саморегулирования в строительной отрасли в соответствии с Федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» – собрал почти 150 участников совещания из большинства регионов России. Участникам заседания Совета РСС были предложены разработанные исполнительной дирекцией РСС нормативно-методические документы по организации и регистрации саморегулируемых организаций в области строительства. «В пакет документов входят типовой договор и устав, которые на местах должны помочь приступить к созданию СРО», – сообщил г-н Костерев. Докладчиком по данному вопросу был генеральный директор РСС Михаил Викторов, который отметил, что «вопрос введения саморегулирования в строительстве оказался весьма и весьма сложным, так как даже в рамочном законе часть статей прописана недостаточно четко». РСС считает, что необходим законопроект по введению саморегулирования в строительной отрасли.
«Я поддерживаю основные принципы создания системы саморегулирования в строительстве, предлагаемые РСС, – заявил Анатолий Костерев. – Это, прежде всего, защита интересов отечественного строительного комплекса, в первую очередь, его региональных представителей, двухуровневый принцип формирования СРО и разделение полномочий между регионами, отраслями и центром, предложенное РСС».
По результатам доклада генерального директора РСС было принято постановление принять за основу нормативно-методические документы, разработанные исполнительной дирекцией РСС; рекомендовать региональным союзам строителей до 1 июля 2008 года (действующий срок завершения лицензирования) обеспечить регистрацию региональных СРОС по региональному (межрегиональному) и отраслевому (межотраслевому) принципу, основываясь на единых нормативно-технических документах: положениях, правилах, требованиях и стандартах, принятых Советом РСС. Дирекции РСС поручено оказать методическое содействие региональным (отраслевым) Союзам строителей в регистрации СРОС на местах и обеспечить подготовку основ создания общероссийского объединения саморегулируемых организаций в строительстве. Решением Совета РСС все основные принципы по СРО, по отмене лицензирования были одобрены единогласно. «Это означает, что в целом строители поддерживают отмену лицензирования», – отметил г-н Костерев.
Вместе с тем представители регионов в своих выступлениях отражали самые больные точки организации саморегулирования: нужен или нет переходный период, кто будет регистрировать и курировать деятельность СРО, как компании из одного региона работать на строительном рынке другого. Были высказаны предложения по скорейшему определению государственного регулирующего органа по регистрации саморегулируемых организаций в строительстве, дополнения по составу правил и стандартов СРОС, по страхованию профессиональной ответственности строительных организаций, по формированию общероссийского объединения СРО.
«В этом плане нужно рассматривать и инициативу кемеровских депутатов, – считает депутат. – Субъекты Федерации сегодня находятся не только в разных условиях осуществления строительной деятельности (климатические, геофизические, техногенные), но и имеют разные уровни социально-экономического развития, поэтому переход в отрасли на саморегулирование требует определенного переходного периода, который, однако, не может продолжаться вечно». По его мнению, меморандум «О взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений, предприятий и общественных организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга», который подтверждает принципы перехода строительного комплекса Санкт-Петербурга на саморегулирование, может служить примером для других регионов России.
Проект Федерального закона о продлении лицензирования до 1 января 2011 года еще не поступал в Законодательное собрание Санкт-Петербурга для отзыва и предложений, но хотелось бы сразу отметить недопустимость формулировки «возможность применения лицензирующим органом упрощенного порядка лицензирования». «Здесь должен быть другой подход и конкретность: по решению СРО для ее членов действует упрощенный порядок лицензирования», – считает г-н Костерев.
Комментарий
Александр Вахмистров, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
– Я против продления сроков лицензирования. Лучше кошмарный конец, чем кошмар без конца. Система лицензирования строительной деятельности не может гарантировать качества строительства. Все недобросовестные застройщики имели лицензии, однако сегодня мы вынуждены решать острейшую проблему обманутых дольщиков. Лицензирование должно уступить место саморегулированию, и петербургский стройкомплекс к этому подготовлен. Сегодня формируется понятная и прозрачная схема взаимодействия между строительными компаниями и властью в системе саморегулирования, достигнута договоренность о создании Союза саморегулируемых организаций, ведется подготовка к регистрации первых региональных строительных СРО. Бизнес готов и хочет самостоятельно нести ответственность за ситуацию в отрасли, и необходимо дать ему эту возможность.
Автор: Евгений Герасимов
рубрика:
Коридоры власти
