Мариинка-2 испытывает подвижки

Мариинский театр в этом году празднует 225-летний юбилей. Историческое здание, в котором располагается знаменитая оперная сцена, значительно младше самого театра.

Сегодня оно нуждается в серьезной реставрации. Восстановительные работы могут быть начаты только после того, как будет воплощен «французский» проект строительства Мариинки-2.
Историческое здание Мариинского театра изначально имело другое предназначение. Театральный архитектор Альберт Кавос построил его в 1847–1849 годах для государственного цирка. По историческим сведениям, «представления этого цирка не пользовались большой популярностью, и в нем все чаще давали драматические и оперные спектакли. С 1854 года цирк полностью прекратил свое существование, а здание было переоборудовано для театральных нужд. Спустя пять лет это здание сгорело, и на его месте в 1859–1860 годах по проекту того же архитектора Кавоса было построено здание нового оперного театра, названного Мариинским по имени жены императора Александра II, императрицы Марии Федоровны».
Со временем нужды театра возрастали и, соответственно, требовали расширения площадей. В 1880-е годы по проекту петербургского архитектора Виктора Шретера был расширен флигель левого крыла театра. Позже, в 1894 году, была проведена масштабная реконструкция всего театрального комплекса.
С тех пор комплексные реставрационные работы проводились всего два раза: в 1943–1944 годах, после бомбардировок, и в 1966–1967 годах. Во время последней реставрации были пристроены новые корпуса со стороны Крюкова канала, которые предназначались для малой сцены и репетиционных залов.
Проект современной реставрации Мариинского театра готов уже давно. Его автор, французский архитектор Ксавье Фабр, уже второй год ожидает начала восстановительных работ. Напомним, Ксавье Фабр в составе консорциума X. Fabre & Speller / Scene / Setec Batiment в 2003 году победил в конкурсе на проектирование реконструкции и реставрации исторического здания Мариинского театра. По его же проекту построен новый Концертный зал Мариинского театра.
Проект реставрации исторического объекта, выполненный господином Фабром, давно согласован в Главгосэкспертизе России. Для начала его реализации готово все, кроме здания Мариинки-2, в которое должна переехать театральная труппа.
«СЕ» не раз писал о трудностях строительства второй сцены Мариинского театра. Автором архитектурного проекта нового здания является тоже французский архитектор Доминик Перро. Работа над проектом Мариинки-2 принесла Доминику Перро дурную славу. По крайней мере, в России.
Проект возведения Мариинского театра-2 изначально развивался с большим трудом. Каждый этап реализации этого проекта предполагает серьезные сложности, из-за которых срываются сроки строительства. Сначала Доминику Перро никак не удавалось победить Главгосэкспертизу России. Федеральные власти, решив, что проблема кроется в самом господине Перро, расторгли государственный контракт между ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (ФГУ «СЗД») и ООО «Архитектурное бюро Доминика Перро». В результате проведения нового конкурса за доработку проектной документации взялась петербургская компания НПО «Геореконструкция – Фундаментпроект».
Петербургские проектировщики не подвели. Главгосэкспертиза одобрила устранение всех замечаний, которые были предъявлены раньше, и дала положительное заключение о проекте. По информации ФГУ «СЗД», в ходе доработки проекта архитектурно-планировочные решения были сохранены. «Утвержденный проект внешне значительно отличается от того, который победил на международном конкурсе в 2003 году, – сообщается в пресс-релизе ФГУ «СЗД». – Изменения были внесены самим Домиником Перро, поскольку в нашем северном климате со значительными ветровыми и снеговыми нагрузками потребовалось разработать более надежные, но визуально тяжеловесные, массивные несущие конструкции, на которые опирается «золотая оболочка».
Сам Доминик Перро, ознакомившись с проектом, доработанным ЗАО «НПО «Геореконструкция – Фундаментпроект», признался, что «в своей концепции, в своих главных линиях он (проект – Прим. ред.) остается проектом того здания, которое заказчики хотели иметь».
Казалось бы, позади одна из самых сложных задач. После утверждения проекта летом этого года началось строительство новой сцены Мариинского театра. Однако и тут возникли проблемы. Во время проведения работ нулевого цикла, при устройстве котлована и свайного поля, подрядчики, специалисты ОАО «Генеральная строительная корпорация» столкнулись со слабыми, водонасыщенными грунтами. Учитывая, что проект Мариинки-2 предусматривает заглубление на 11 метров, или на три подземных этажа, потребовалось проведение дополнительных испытаний и расчетов. Ситуацию осложняет и то, что строительные работы ведутся в центре города, вплотную к другим зданиям, поэтому требуется большая осторожность в производстве работ и тщательный контроль за возможными подвижками грунта.
По информации ФГУ «СЗД», для исследований грунта и проведения испытательных работ заказчики проекта пригласили в качестве консультантов ведущих экспертов из научных институтов Петербурга, Москвы, Бельгии, специализирующихся на геотехническом проектировании. «Нет сомнений в том, что с помощью специалистов мы найдем оптимальное решение и с точки зрения устойчивости и безопасности здания театра, и с точки зрения стоимости строительства», – отмечает директор ФГУ «СЗД» Валерий Гутовский.
Работы нулевого цикла вынужденно затягиваются. Как отмечают в ФГУ «СЗД», из-за этого сроки строительства оперной сцены увеличатся на полгода. Валерий Гутовский оправдывает такие изменения тем, что «заказчик изначально закладывал запас по срокам реализации проекта». Здание театра с самого начала предполагалось сдать к концу 2009 года, а в первом полугодии 2010 года вести пусконаладочные работы. Теперь их придется проводить в более сжатые сроки, и во чтобы то ни стало построить театр к сезону белых ночей 2010 года.


Автор: Марина Голокова
рубрика: Городская среда
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.