Все флаги в гости...

На встрече руководителей Комитета по инвестициям и стратегическим проектам с представителями туриндустрии и транспортных организаций рассмотрена реализация программы «Развитие Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005–2010 годы».

Открывая встречу, председатель комитета Максим Соколов отметил, что сегодня уже сотни миллионов жителей Земли видели и знают, где находится Санкт-Петербург. А самоуспокоенности даже и при этом быть не должно, ведь туризм является стратегическим сектором экономики для Санкт-Петербурга. Он создает около 10 процентов валового регионального продукта и обеспечивает более 5 процентов налоговых доходов, обеспечивает около 63 тыс. рабочих мест.
В программе развития туризма в Санкт-Петербурге записаны 10 первоочередных мер. Есть и конкретные цели. Если в 2006 году город посетили 4,5 млн человек, то через четыре года ему необходимо войти в пятерку крупнейших в Европе центров туризма и ежегодно принимать не менее 5 млн гостей.
Растут отели
Северная столица переживает гостиничный бум. Дефицит гостиничных мест в самый высокий, летний, сезон, намерение правительства города активно вкладывать средства в привлечение туристов способствовали резкому всплеску интереса российских и иностранных бизнесменов к гостиничному рынку Петербурга. Сегодня в городе работают 369 гостиниц почти на 20 тыс. номеров. Поставлена цель – выйти на среднеевропейский уровень и иметь 34 тыс. номеров.
На рынке Санкт-Петербурга появились новые гостиничные бренды: Ibis, Holiday Club, Park Inn. В разной стадии реализации находятся проекты гостиниц, управлять которыми будут такие сети, как: Starwood (бренды – Le Meridien, «W», Sheraton), Four Seasons, Intercontinental (Holiday Inn и Crown Plaza), Domina Hotels&Resоrts, Sokos.
Всего в работе находится 167 гостиничных проектов на 13 743 номера.
Активное гостиничное строительство и приход известных международных сетевых операторов свидетельствуют о позитивной оценке бизнесом перспектив развития туризма в Санкт-Петербурге.
До 2006 года больше строили мини-отелей, а в 2007 году инвесторы переориентировались на крупные объекты в 300–400 номеров. Реализация гостиничных проектов продолжается. Число номеров в трех- и пятизвездных гостиницах составляет 50 процентов от общего объема, а номеров экономкласса – 18 процентов.
Растущий интерес к петербургскому гостиничному рынку проявляют международные гостиничные сети. Причем наибольшая их активность – в сегменте трехзвездных отелей. К 2010 году они планируют увеличить присутствие в этом сегменте в шесть раз, а в четырехзвездном – только в 1,5 раза.
Удвоение номерного фонда города к 2010 году существенно усложнит конкурентную обстановку, возможно, и заполняемость гостиниц. Если турпоток к 2010 году не вырастет хотя бы в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом, то гостиницы могут столкнуться с существенным снижением рентабельности. Потому как отстроенный номерной фонд будет заполняться в лучшем случае на 50 процентов.
Особенностью Санкт-Петербурга является большое количество мини-отелей, в которых останавливаются десятки тысяч гостей города. Правовое поле деятельности мини-отелей недостаточно отрегулировано, поскольку ни в федеральном, ни в региональном законодательствах пока не закреплено юридическое понятие «мини-отель».
Кто и как едет
По статистике ЮНЕСКО, около 30 миллионов человек из разных стран хотят посетить Санкт-Петербург, что почти совпадает с ежегодными показателями таких туристских центров, как Лондон или Париж. Санкт-Петербург – единственный город, внесенный в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как город-памятник с формулировкой «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».
Итоги 2007 года характеризуются ростом, хотя не очень значительным, въездных туристских потоков по отношению к 2006 году. Число иностранных граждан, пересекших границу в пунктах пропуска в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, осталось неизменным – 2 млн человек. Но данные из гостиниц свидетельствуют о пятипроцентном росте. Это показывает на увеличение числа людей, прибывающих через Москву и другие регионы.
По отзывам туроператоров, в 2007 году внутренний туризм развивался активнее, чем внешний. И рост числа побывавших в Санкт-Петербурге россиян превышал показатель для иностранцев. Это подтверждается данными, полученными в результате анкетирования гостиниц. Необходимо учитывать, что значительное число россиян останавливаются, например, в частном секторе, в общежитиях, где с подсчетом итогов сложнее. Необходимо отметить и рост доли индивидуальных туристов в общем потоке гостей. Они составляют треть прибывающих из-за рубежа.
Увеличение индивидуальных туристов хорошо повышает рост доходов города, потому как индивидуальные услуги стоят дороже. Кроме того, путешествующие в одиночку тратят в городе больше, чем в группах. Но при этом повышаются и требования ко всей городской инфраструктуре. Ведь один турист не привязан к специальным маршрутам и программам.
В последние годы расширяются и временные рамки «высокого» летнего сезона. Об этом свидетельствует динамика среднемесячной загрузки гостиниц. В 2007 году «высокий» сезон длился с мая по октябрь.
На фоне положительной динамики въездных турпотоков опасения вызывает ситуация, складывающаяся в сегменте морского круизного туризма. За последние 8 лет этих туристов было 299 тысяч, с уменьшением на 7 тыс. человек к аналогичному прошлому периоду. По мнению операторов, обслуживающих круизные суда, причина в сложной транспортной ситуации города, которая нарушает график экскурсий. Клиенты, не получившие услуги в полном объеме, требуют компенсаций. В результате, несмотря на безусловную туристическую привлекательность Санкт-Петербурга, организаторы круизов стали реже включать наш город в свои программы.
В 2007 году начался уже 7-й сезон программы «Белые дни». Она разработана ведущими отелями города для привлечения гостей в период с ноября по март и базируется на сочетании разнообразных культурных мероприятий с выгодными условиями проживания. Вместе эти факторы способствуют повышению привлекательности Санкт-Петербурга и зимой. С начала реализации проекта «Белые дни» в 2000 году активная кампания по продвижению событий зимнего сезона позволила увеличить заполняемость отелей, участвующих в проекте, более чем на 20 процентов.
Умело показать
В 2007 году губернатор Валентина Матвиенко открыла первый зарубежный туристско-информационный офис Санкт-Петербурга в Праге. Он предоставляет информацию об экскурсиях по городу, музеях, вечерних развлечениях, поездках в пригороды, вопросы безопасности, транспорта и т.д.
Выбор Праги для первого туристского офиса сделан потому, что этот город является одним из основных конкурентов Санкт-Петербурга на европейском туристском рынке. И обозначив свое присутствие в столице Чехии, Санкт-Петербург может рассчитывать на привлечение дополнительных туристических потоков. В 2008 году предполагается открытие подобного офиса в Берлине. Ведутся переговоры и о создании офисов в Париже, Хельсинки, Гамбурге, Лондоне, Нью-Йорке, Милане, Барселоне, Шанхае, Токио.
Дальнейшее развитие получила программа по размещению наружной рекламы Санкт-Петербурга за рубежом. Плакаты размещены в аэропортах, на центральных улицах, в метро Парижа, Франкфурта, Праги и Токио. В 2008 году реклама будет размещена в Париже, Шанхае, Франкфурте и Нью-Йорке. Санкт-Петербург традиционно представляют на 12 крупнейших международных туристских выставках, включая такие известные, как Берлинская ITB и Лондонская WTM. В 2008 году совместно туристские мероприятия пройдут в рамках дней Санкт-Петербурга в Париже, Афинах и в Израиле. При этом отдельное внимание будет уделяться продвижению событий «низкого» сезона.
В 2008 году продолжится рост направления конгрессо-выставочного туризма. Запланировано более 40 международных конференций и более 100 выставок-ярмарок. Намечается и строительство нескольких конгресс-центров.


Автор: Виктор Гранин
рубрика: Кредитная история
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.