Дмитрий Разумов: «Остановить реформу невозможно»
Реформирование ЖКХ вызывает неоднозначную реакцию даже у специалистов, не говоря уже о населении. Между тем Дмитрий Разумов, председатель Комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области, уверен, что реформы необходимы и развиваются в правильном направлении.
– Дмитрий Валерьевич, вы упоминали ранее, что сегодня очень важна инвентаризация жилищного фонда Ленинградской области. В силу каких причин?
– Принимая те или иные решения в сфере ЖКХ, федеральные власти базируются на информации Бюро технической инвентаризации (БТИ). Между тем БТИ располагает информацией только заявительного характера. В частности, когда мы проверяем, выясняется, что инвентаризации не было с 1982 года. Например, дом сгорел, но продолжает числиться на балансе. Исходя из даты постройки (1940‑е годы) мы считаем его требующим капремонта, а практически здание уже не существует. Так что инвентаризация – действительно одна из важнейших задач. Для меня показателен опыт Гатчинского района. Используя новые информационные технологии (так называемую программу «Супермногоквартирный дом»), там уже посчитали жилищный фонд.
– Ленинградская область намерена перейти с долгосрочных целевых на государственные программы. Как это затронет ЖКХ?
– Перейти на государственные программы нам необходимо. Начиная со следующего года, если мы хотим принимать участие в софинансировании из федерального бюджета. Имею в виду и ЖКХ, и транспорт. Основной принцип формирования госпрограмм – достижение эффективных результатов с минимальными финансовыми затратами. Это подразумевает оценку общей ситуации, требуемого количества средств, расстановку приоритетов в их использовании и достижение определенного улучшения условий жизни населения.
Среди прочих системных новшеств хотел бы отметить требования закона о раскрытии информации как ресурсоснабжающими организациями, так и управляющими компаниями. Создана межведомственная рабочая группа, которая будет собираться ежемесячно под руководством губернатора. Ее цель – мониторинг собираемости оплаты коммунальных услуг населением и раскрытия информации.
Понимаем, что именно мониторинг и контроль, которые являются должностными полномочиями комитета, очень важны. Упустив момент контроля за собираемостью платежей, мы можем привести к банкротству предприятия.
Начиная с апреля раз в месяц мы планируем регулярные совещания с заместителями руководителей муниципальных образований второго уровня, чтобы «сверять часы» по реализации тех или иных программ. Такой коллегиальный орган позволит нам в оперативном режиме решать возникающие проблемы.
Мы также активно взаимодействуем с объединением предприятий ЖКХ, в которое входят четыре профильные ассоциации. Понимаем, что механизм общественного регулирования (это касается и ЖКХ, и транспорта) для нас очень важен.
– Серьезные споры вызывает решение федеральных властей о сокращении доли софинансирования капитальных ремонтов с 65 до 35%. Какова ваша позиция по этому вопросу?
– Что касается сотрудничества с Фондом содействия реформированию ЖКХ, то я бы, наоборот, отметил позитивное решение федеральных властей о продлении его работы до 2016 года, что позволит активно продолжить капитальный ремонт многоквартирных домов. По поводу сокращения доли софинансирования могу сказать, что средства фонда и изначально были стимулирующими для регионов в решении этой проблемы. Сама проблема обозначена, в помощь по ее решению есть федеральное финансирование, но основные финансовые потоки направляются все равно из региональных, муниципальных бюджетов, привлекаются в небольшой пропорции – порядка 5-10% – средства собственников жилья, граждан. Федеральные власти тем самым создают условия для привлечения в эту сферу инвестиций. Мы начали работу над формированием регионального фонда капитального ремонта домов.
Наряду с этим сегодня появилась аналогичная федеральная программа по реконструкции коммунальной инфраструктуры, которая работает на тех же условиях софинансирования. Допустим, требуется ремонт очистных сооружений. Потенциальный инвестор может вложить в проект 10 млн рублей. Мы можем обеспечить финансирование в пределах 20 млн рублей федеральных и еще 10 млн рублей областных средств, что-то добавится из местного бюджета. А потом мы предоставим инвестору возможность стать оператором объекта, тогда он будет заинтересован в реализации проекта и его дальнейшей эксплуатации.
– Чего ждете вы от закона о государственно-частном партнерстве?
– На условиях ГЧП можно привлечь миллиардные инвестиции буквально завтра. Но крупные инвесторы рассчитывают на увеличение тарифа. А этого мы сделать не можем, потому что должны защищать интересы населения. Так что от закона о ГЧП мы, конечно, ожидаем уточнения правил игры. Сегодня, садясь за стол переговоров с инвесторами, мы зачастую объективно не можем друг другу гарантировать взаимные обязательства.
– Какие инвесторы уже выразили интерес к ЖКХ Ленинградской области?
– Сегодня мы работаем с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Специалисты этого предприятия оказывают нам в том числе безвозмездную помощь в разработке технологических решений. Подписано соглашение-протокол между Водоканалом и правительством об оказании предприятием технической помощи.
Очень активно работает ОАО «Компания «Экос» в сфере очистки воды. Интересные решения по энергосбережению предлагает петербургская компания «Теплоком». Иностранные компании эффективно взаимодействуют с нами в рамках международного проекта «Северное измерение». Сегодня рассматривается проект софинансирования грантами и бюджетными деньгами работ по Кингисеппу и Усть-Луге. Есть и ряд небольших компаний, предложивших нам сотрудничество.
– Возвращаясь к реформированию – все-таки верным ли путем мы идем?
– Говорить о том, будто в высших эшелонах нет представления о том, что требуется для нормального реформирования ЖКХ, на мой взгляд, неверно. Вопрос в поиске золотой середины, соблюдении разнонаправленных интересов. Пока реформы идут очень тяжело, потому что сам посыл в советское время, в предыдущие 70 лет, заключался в том, что государство практически полностью дотировало эту отрасль. В условиях рыночной экономики ситуация изменилась. Отдельные политические партии сегодня спекулируют на трудностях, но остановить реформу невозможно, потому что она объективно необходима. Населению тоже сложно привыкать к мысли о том, что жители – главные хозяева своего дома, квартиры, и многие решения зависят от них. Самоуправление жилищным фондом развивается, но недостаточными темпами, поэтому и реформа движется медленно, но верно.
– Как будет развиваться второе из направлений деятельности вашего комитета – транспортное?
– Разрабатывается и реализуется совместная программа по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Важным направлением остается развитие портовых зон и подходов к ним.
Губернатором принято решение о повышении уровня безопасности дорожного движения. Подписана новая целевая программа до 2016 года, финансирование мероприятий программы по сравнению с предыдущей увеличивается в 20 раз. В том числе будет привлечено почти 350 млн рублей из федерального бюджета на строительство травмопунктов в районах области. Это позволит существенно снизить смертность после ДТП.
Кроме того, мы нацелены на улучшение качества пассажирских перевозок. В парламенте проходит процедуру согласования, подачи поправок закон «О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Ленинградской области». В апреле он будет принят.
– Дмитрий Валерьевич, вы упоминали ранее, что сегодня очень важна инвентаризация жилищного фонда Ленинградской области. В силу каких причин?
– Принимая те или иные решения в сфере ЖКХ, федеральные власти базируются на информации Бюро технической инвентаризации (БТИ). Между тем БТИ располагает информацией только заявительного характера. В частности, когда мы проверяем, выясняется, что инвентаризации не было с 1982 года. Например, дом сгорел, но продолжает числиться на балансе. Исходя из даты постройки (1940‑е годы) мы считаем его требующим капремонта, а практически здание уже не существует. Так что инвентаризация – действительно одна из важнейших задач. Для меня показателен опыт Гатчинского района. Используя новые информационные технологии (так называемую программу «Супермногоквартирный дом»), там уже посчитали жилищный фонд.
– Ленинградская область намерена перейти с долгосрочных целевых на государственные программы. Как это затронет ЖКХ?
– Перейти на государственные программы нам необходимо. Начиная со следующего года, если мы хотим принимать участие в софинансировании из федерального бюджета. Имею в виду и ЖКХ, и транспорт. Основной принцип формирования госпрограмм – достижение эффективных результатов с минимальными финансовыми затратами. Это подразумевает оценку общей ситуации, требуемого количества средств, расстановку приоритетов в их использовании и достижение определенного улучшения условий жизни населения.
Среди прочих системных новшеств хотел бы отметить требования закона о раскрытии информации как ресурсоснабжающими организациями, так и управляющими компаниями. Создана межведомственная рабочая группа, которая будет собираться ежемесячно под руководством губернатора. Ее цель – мониторинг собираемости оплаты коммунальных услуг населением и раскрытия информации.
Понимаем, что именно мониторинг и контроль, которые являются должностными полномочиями комитета, очень важны. Упустив момент контроля за собираемостью платежей, мы можем привести к банкротству предприятия.
Начиная с апреля раз в месяц мы планируем регулярные совещания с заместителями руководителей муниципальных образований второго уровня, чтобы «сверять часы» по реализации тех или иных программ. Такой коллегиальный орган позволит нам в оперативном режиме решать возникающие проблемы.
Мы также активно взаимодействуем с объединением предприятий ЖКХ, в которое входят четыре профильные ассоциации. Понимаем, что механизм общественного регулирования (это касается и ЖКХ, и транспорта) для нас очень важен.
– Серьезные споры вызывает решение федеральных властей о сокращении доли софинансирования капитальных ремонтов с 65 до 35%. Какова ваша позиция по этому вопросу?
– Что касается сотрудничества с Фондом содействия реформированию ЖКХ, то я бы, наоборот, отметил позитивное решение федеральных властей о продлении его работы до 2016 года, что позволит активно продолжить капитальный ремонт многоквартирных домов. По поводу сокращения доли софинансирования могу сказать, что средства фонда и изначально были стимулирующими для регионов в решении этой проблемы. Сама проблема обозначена, в помощь по ее решению есть федеральное финансирование, но основные финансовые потоки направляются все равно из региональных, муниципальных бюджетов, привлекаются в небольшой пропорции – порядка 5-10% – средства собственников жилья, граждан. Федеральные власти тем самым создают условия для привлечения в эту сферу инвестиций. Мы начали работу над формированием регионального фонда капитального ремонта домов.
Наряду с этим сегодня появилась аналогичная федеральная программа по реконструкции коммунальной инфраструктуры, которая работает на тех же условиях софинансирования. Допустим, требуется ремонт очистных сооружений. Потенциальный инвестор может вложить в проект 10 млн рублей. Мы можем обеспечить финансирование в пределах 20 млн рублей федеральных и еще 10 млн рублей областных средств, что-то добавится из местного бюджета. А потом мы предоставим инвестору возможность стать оператором объекта, тогда он будет заинтересован в реализации проекта и его дальнейшей эксплуатации.
– Чего ждете вы от закона о государственно-частном партнерстве?
– На условиях ГЧП можно привлечь миллиардные инвестиции буквально завтра. Но крупные инвесторы рассчитывают на увеличение тарифа. А этого мы сделать не можем, потому что должны защищать интересы населения. Так что от закона о ГЧП мы, конечно, ожидаем уточнения правил игры. Сегодня, садясь за стол переговоров с инвесторами, мы зачастую объективно не можем друг другу гарантировать взаимные обязательства.
– Какие инвесторы уже выразили интерес к ЖКХ Ленинградской области?
– Сегодня мы работаем с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Специалисты этого предприятия оказывают нам в том числе безвозмездную помощь в разработке технологических решений. Подписано соглашение-протокол между Водоканалом и правительством об оказании предприятием технической помощи.
Очень активно работает ОАО «Компания «Экос» в сфере очистки воды. Интересные решения по энергосбережению предлагает петербургская компания «Теплоком». Иностранные компании эффективно взаимодействуют с нами в рамках международного проекта «Северное измерение». Сегодня рассматривается проект софинансирования грантами и бюджетными деньгами работ по Кингисеппу и Усть-Луге. Есть и ряд небольших компаний, предложивших нам сотрудничество.
– Возвращаясь к реформированию – все-таки верным ли путем мы идем?
– Говорить о том, будто в высших эшелонах нет представления о том, что требуется для нормального реформирования ЖКХ, на мой взгляд, неверно. Вопрос в поиске золотой середины, соблюдении разнонаправленных интересов. Пока реформы идут очень тяжело, потому что сам посыл в советское время, в предыдущие 70 лет, заключался в том, что государство практически полностью дотировало эту отрасль. В условиях рыночной экономики ситуация изменилась. Отдельные политические партии сегодня спекулируют на трудностях, но остановить реформу невозможно, потому что она объективно необходима. Населению тоже сложно привыкать к мысли о том, что жители – главные хозяева своего дома, квартиры, и многие решения зависят от них. Самоуправление жилищным фондом развивается, но недостаточными темпами, поэтому и реформа движется медленно, но верно.
– Как будет развиваться второе из направлений деятельности вашего комитета – транспортное?
– Разрабатывается и реализуется совместная программа по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Важным направлением остается развитие портовых зон и подходов к ним.
Губернатором принято решение о повышении уровня безопасности дорожного движения. Подписана новая целевая программа до 2016 года, финансирование мероприятий программы по сравнению с предыдущей увеличивается в 20 раз. В том числе будет привлечено почти 350 млн рублей из федерального бюджета на строительство травмопунктов в районах области. Это позволит существенно снизить смертность после ДТП.
Кроме того, мы нацелены на улучшение качества пассажирских перевозок. В парламенте проходит процедуру согласования, подачи поправок закон «О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Ленинградской области». В апреле он будет принят.
рубрика:
ЖКХ
автор:
Татьяна Крамарева