Разлетятся ли «первые ласточки»?
Первые 195 коммунальных квартир предложены к расселению в рамках целевой программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге». По свидетельству риэлторов, в пилотном перечне подобраны «далеко не самые убитые» варианты. Большинство квартир из списка – 3-, 4-, 5-комнатные, а проживает в них по 2-3 семьи.
Общая площадь предложенных объектов составляет от 42 до 128 кв. метров. Как сообщили в ГУ «Горжилобмен», перечень коммуналок, попавших в программу, будет обновляться каждую неделю.
Новые схемы ликвидации коммунального фонда предполагается опробовать в 13 районах Петербурга. Больше всего коммуналок предлагают Выборгский (22 квартиры), Красногвардейский (12), Василеостровский (10) и Центральный (10) районы. Калининский, Приморский, Фрунзенский и Петродворцовый районы в пилотном реестре не представлены.
Напомним, что в конце прошлого года было подписано соглашение о взаимодействии между городским Жилищным комитетом, ГУ «Горжилобмен» с одной стороны и Российской гильдией риэлторов, Ассоциацией риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области – с другой. Соглашение было разработано для реализации городского закона «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», причем в документе впервые было отражено взаимодействие основных операторов.
Программа расселения коммунальных квартир давно вызывает пристальный интерес риэлторского сообщества. Переход к конкретным действиям по ее реализации не могут не радовать. Однако механизмы расселения до сих пор вызывают много вопросов у профессионалов рынка.
Цель одна,
подходов несколько
Подход к процессу расселения коммуналок – комплексный. Одна из схем предусматривает перераспределение жилых помещений в пользу односемейного заселения квартиры. В том числе и посредством обменов. Этим займется ГУ «Горжилобмен» – официальный оператор всей программы расселения коммуналок. Также участникам обещан выкуп освободившихся комнат по сниженным ценам. Размер скидки зависит от стажа очередника.
Наиболее распространенной схемой ликвидации коммунального фонда обещают стать бюджетные социальные выплаты гражданам для приобретения жилплощади на первичном и вторичном рынках. Размер дотаций на члена семьи – 30 процентов от социальной нормы. Главное условие: коммунальная квартира, где проживают субсиденты, должна стать отдельной квартирой и все расселенцы должны стоять на городской очереди.
Еще один механизм, на который делается ставка – расселение за счет инвестора не менее 70 процентов площади коммуналки. Остальные 30 процентов возьмет на себя город. Объекты, которые будут расселяться с помощью юридических лиц, должны реализовываться через конкурсы. Критерии отбора победителей – количество квадратных метров, которые инвестор готов предоставить для расселения, и его сроки.
Не стоит забывать и то, что обитателям коммуналок посулили приоритетное право участия в городских жилищных программах («Санкт-Петербургские жилищные сертификаты», «Молодежи – доступное жилье», «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Петербурге до 2011 года», «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения»).
Всего в реализацию программы, рассчитанную на 2008–2016 годы, Смольный намерен вложить более 75,3 млрд рублей. Сумма изрядная! Авторы программы обещают избавить Северную столицу от 85 процентов коммуналок через 10 лет.
Общие же затраты на осуществление планов должны составить не менее 157 млрд рублей. Ожидаемый ее итог – сокращение очереди на городское жилье не менее, чем на 50 процентов.
По данным Жилищного комитета, по состоянию на 1 января нынешнего года в более чем 118 тыс. коммунальных квартир Северной столицы проживает 328 694 семьи (699 726 человек), из них 57 процентов являются очередниками. В течение 2008 года в рамках программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» запланировано расселить 5144 семьи, из которых 1432 семьи будут расселены за счет средств бюджета и 3712 – за счет средств инвестора.
К 2011 году планируется обеспечить жильем уже 80 процентов льготников, 20–30 тысяч семей снять с учета в связи с потерей права на улучшение жилищных условий. До 2016 года планируется улучшить жилищные условия еще 97 тыс. семей (214 тысяч человек). Всего же по целевой программе расселению подвергнется 57,5 тыс. коммуналок, а их общее число через 8 лет в итоге должно сократиться до 15 процентов от нынешнего.
Гладко было на бумаге
Несмотря на внятно прописанные средства на реализацию программы и четко определенные механизмы, существует немало «подводных камней», которые могут не только существенно затормозить процесс, но и поставить под вопрос его окончательный исход.
Как сообщил полномочный представитель президента РГР в СЗФО, председатель Комитета по работе с городскими жилищными программами АРСП Павел Созинов, одной из основных проблем является крайне низкая правовая защищенность инвестора в процессе расселения коммунальных квартир. Проживающие в них граждане могут в любой момент расторгнуть соглашение с инвестором, а это, в свою очередь, повлечет за собой значительные убытки. До сих пор нигде не определены обязанности жильцов коммунальной квартиры перед инвестором.
Еще одна серьезная проблема, с которой город столкнется в самое ближайшее время, – элементарная нехватка квартир, необходимых для расселения коммуналок. Согласно планам городского правительства, к 2010–2011 годам должны ежегодно расселяться 6–7 тыс. таких квартир. Для этого ежегодно потребуется не менее 20–25 тыс. новых малогабаритных квартир, что на сегодняшний момент составляет более трети вторичного рынка жилья в Петербурге. Первичный рынок в процессе расселения сегодня практически не может быть задействован, в связи с тем, что условия предоставления квартир, прописанные в законе о расселении, слишком жесткие. Так, предполагается, что квартира должна приобретаться по договору об участии в долевом строительстве, а ее готовность – составлять не менее 70 процентов. Сейчас таких квартир просто нет. Во-первых, процент сделок по договорам долевого строительства очень невелик. Во-вторых, объектов жилой недвижимости на первичном рынке с готовностью 70 процентов практически не бывает в листингах, или цена их слишком высока (это квартиры, повторно выводимые инвесторами на рынок).
Непонятна также процедура переселения граждан в такую новостройку. Нигде в нормативных документах не сказано об использовании маневренного фонда. Но по закону предполагается, что жильцы коммунальной квартиры не имеют другого жилья, иначе они не могли бы быть очередниками. Где же им, по логике законодателя, следует находиться после расселения квартиры?
Несмотря на то, что большую часть квартир на вторичном рынке можно отнести к малогабаритным, не менее 70–75 процентов из них завязаны в цепочки и с большим трудом могут быть вовлечены в процесс расселения.
Как следствие – малогабаритные квартиры вырастут в цене. Количество же коммуналок, предлагаемых под расселение, резко возрастет. Соответственно, они будут дешеветь. Образуется большое количество квартир с низкими инвестиционными показателями. По данным центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень недвижимости», доля многокомнатных квартир в структуре спроса на вторичном рынке составляет 7–8 процентов, то есть, не превышает 4–5 тысяч в год. В то же время предложение в два раза превышает спрос – 15 процентов. Уже сейчас много коммунальных квартир, которые публикуются в листингах, не расселяются годами. По оценкам потенциальных покупателей, по совокупности рисков цены на них завышены. В то же время, даже получив социальные выплаты, жители коммуналок вряд ли пойдут на снижение своих требований.
Защищать и стимулировать
Что делать? «Очевидно, первый шаг – вовлечь в процесс расселения первичный рынок, – считает Павел Созинов. – Необходимо снизить планку требований к квартирам в новостройках. Рассматривать договоры не только долевого участия, но и, например, предварительной купли-продажи. Кроме того, необходимо снизить требования к степени готовности квартиры, включить маневренный фонд в алгоритм расселения».
Чтобы привлечь инвесторов, нужно решить вопрос с защитой инвестиций в процессе расселения коммунальных квартир. Если бы удалось создать алгоритм, защищающий инвестиции, тогда могли бы быть привлечены ипотечные кредиты банков.
С другой стороны, закон о расселении коммунальных квартир может стимулировать интерес инвесторов к объектам, расположенным на первых этажах, но лишь в том случае, если будут решены все проблемы с переводом этой недвижимости из жилищного фонда в нежилой. Естественно, что инвесторы заинтересованы в использовании этих помещений в первую очередь в коммерческих целях. Вот почему вопрос с переводом квартир из жилищного фонда в нежилой остается одним из наиболее сложных.
Комитет по работе с городскими программами АРСП провел мониторинг ситуации, результатом которого стало официальное обращение в городской Жилищный комитет. В нем обозначены проблемы, с которыми сталкиваются риэлторы при переводе квартир из жилищного фонда в нежилой.
Перевод осуществляется администрациями районов города по согласованию с Жилищным комитетом. Для этого администрациями районов разработаны собственные распоряжения.
Перевод жилых помещений в нежилые должен занимать от 30 до 50 дней в зависимости от необходимости проведения его переустройства. В реальности процесс перевода может длиться около года. Несмотря на исчерпывающий список документов, необходимых для осуществления перевода из жилого помещения в нежилое, указанных в Жилищном кодексе, администрации районов существенно дополняют этот список, произвольно трактуя понятие «оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланируемого жилого помещения».
В Жилищном кодексе указаны несколько ограничений для помещений, которые могут быть переведены из жилищного в нежилой фонд. Одним из основных ограничений является то, что помещение должно иметь отдельный вход и быть расположенным на первом этаже либо последующих, если предыдущие этажи являются нежилыми.
Для перевода из жилищного фонда в нежилой нужно собрать определенный пакет документов, включающий заявление о переводе, правоустанавливающие документы, план переводимого помещения и поэтажный план. Кроме того, в Жилищном кодексе указано, что для перевода квартиры в нежилой фонд нужно представить проект перепланировки. Здесь и начинаются сложности. Одной из главных на сегодня проблем, с которыми можно столкнуться, является требование некоторых районных администраций заручиться согласием всех жильцов дома на такой перевод вообще либо на обустройство отдельного входа в частности. Такое требование противоречит Жилищному кодексу и увеличивает сроки перевода и риски владельца. Очевидно, целесообразно и достаточно было бы опросить только тех собственников, чьи помещения непосредственно примыкают к данному.
Другой проблемой является согласование проекта с большим количеством исполнительных органов и ведомств, которые зачастую дублируют друг друга.
При переводе в нежилой фонд увеличиваются сроки согласований, и происходит удорожание помещений для инвесторов. Все это приводит к созданию нового вида «бизнеса» – уже появились «компании», которые, «наладив» контакты с районными администрациями, осуществляют весь комплекс услуг по переводу.
Средняя их стоимость варьируется в пределах 250–350 тыс. рублей. Кроме того, поскольку в разных районах Петербурга при получении согласований действуют неодинаковые правила, процедура может оказаться слишком сложной, непонятной и дорогостоящей для инвестора. Наиболее проблемными в этом отношении считаются Петроградский, Центральный и Адмиралтейский районы. Однако именно в них сосредоточено и наибольшее количество коммунальных квартир – около 40 тысяч.
Для решения этих проблем необходимо, прежде всего, разработать единую общегородскую схему перевода из жилого в нежилой фонд для всех районов города. Создать «единое окно» (например, при одном из ГУ городского Жилищного комитета), в которое можно было бы подавать документы. И упростить процедуру, сократив число согласований. Сегодня не совсем понятен также принцип формирования межведомственной комиссии, которая занимается переводом. Было бы целесообразно включить туда представителей бизнес-сообщества, которые наблюдали бы за процессом. На наш взгляд, районные администрации не справляются с объемом работ по переводу квартир из жилищного в нежилой фонд. Город не должен занимать наблюдательную позицию в этом сложнейшем вопросе», – заключает Павел Созинов.
Этапы «большого пути»
О том, какие инстанции предстоит пройти конкретному жильцу при расселении его коммуналки, рассказал директор ГУ «Горжилобмен» Сергей Филимонов.
«На начальном этапе предварительную работу с гражданами проводят районные администрации. Жильцов приглашают на собеседование для разъяснения положений программы и перспектив расселения, занимаемых ими коммунальных квартир, – отметил чиновник. – Предлагается, чтобы сведения о жилых помещениях, составе семей и о том, какое жилье планируется получить в будущем, граждане представляли в письменном виде. Нужно аккумулировать желания всех жильцов данной квартиры. Если кто-то не согласен, квартира, естественно, рассматриваться в рамках программы не будет.
Далее информация о квартирах поступает к нам в Горжилобмен и публикуется в официальных средствах массовой информации и на сайте Жилищного комитета.
На основании представленных документов будет определена экономическая эффективность расселения и способ для каждой коммунальной квартиры. Здесь главное различие в том, будет квартира расселяться с участием юридического лица или без него. Соответствующие заключения направляются в районные администрации.
Только после этого в районах принимают от граждан все необходимые документы и официальные заявления. Не позднее, чем через 30 дней с момента принятия документов, администрация должна издать распоряжение о включении коммунальных квартир в перечень квартир, подлежащих расселению в соответствии с программой, и направить копию этого распоряжения в Жилищный комитет. По квартирам, которые решено расселять без привлечения юридических лиц, одновременно издается и еще одно распоряжение – о признании нанимателей и собственников жилых помещений участниками программы.
В случае принятия решения о расселении с участием юридических лиц такое же распоряжение администрация района выпускает по итогам конкурса на право заключения соглашения об участии в расселении. Обеспечивает проведение конкурса Жилищный комитет. А районная администрация после выхода всех распоряжений информирует граждан о том, что они стали участниками программы и разъясняет им порядок оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, будь то предоставление жилых помещений или социальные выплаты».
Автор: Вениамин Оттоманский
Общая площадь предложенных объектов составляет от 42 до 128 кв. метров. Как сообщили в ГУ «Горжилобмен», перечень коммуналок, попавших в программу, будет обновляться каждую неделю.
Новые схемы ликвидации коммунального фонда предполагается опробовать в 13 районах Петербурга. Больше всего коммуналок предлагают Выборгский (22 квартиры), Красногвардейский (12), Василеостровский (10) и Центральный (10) районы. Калининский, Приморский, Фрунзенский и Петродворцовый районы в пилотном реестре не представлены.
Напомним, что в конце прошлого года было подписано соглашение о взаимодействии между городским Жилищным комитетом, ГУ «Горжилобмен» с одной стороны и Российской гильдией риэлторов, Ассоциацией риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области – с другой. Соглашение было разработано для реализации городского закона «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», причем в документе впервые было отражено взаимодействие основных операторов.
Программа расселения коммунальных квартир давно вызывает пристальный интерес риэлторского сообщества. Переход к конкретным действиям по ее реализации не могут не радовать. Однако механизмы расселения до сих пор вызывают много вопросов у профессионалов рынка.
Цель одна,
подходов несколько
Подход к процессу расселения коммуналок – комплексный. Одна из схем предусматривает перераспределение жилых помещений в пользу односемейного заселения квартиры. В том числе и посредством обменов. Этим займется ГУ «Горжилобмен» – официальный оператор всей программы расселения коммуналок. Также участникам обещан выкуп освободившихся комнат по сниженным ценам. Размер скидки зависит от стажа очередника.
Наиболее распространенной схемой ликвидации коммунального фонда обещают стать бюджетные социальные выплаты гражданам для приобретения жилплощади на первичном и вторичном рынках. Размер дотаций на члена семьи – 30 процентов от социальной нормы. Главное условие: коммунальная квартира, где проживают субсиденты, должна стать отдельной квартирой и все расселенцы должны стоять на городской очереди.
Еще один механизм, на который делается ставка – расселение за счет инвестора не менее 70 процентов площади коммуналки. Остальные 30 процентов возьмет на себя город. Объекты, которые будут расселяться с помощью юридических лиц, должны реализовываться через конкурсы. Критерии отбора победителей – количество квадратных метров, которые инвестор готов предоставить для расселения, и его сроки.
Не стоит забывать и то, что обитателям коммуналок посулили приоритетное право участия в городских жилищных программах («Санкт-Петербургские жилищные сертификаты», «Молодежи – доступное жилье», «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Петербурге до 2011 года», «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения»).
Всего в реализацию программы, рассчитанную на 2008–2016 годы, Смольный намерен вложить более 75,3 млрд рублей. Сумма изрядная! Авторы программы обещают избавить Северную столицу от 85 процентов коммуналок через 10 лет.
Общие же затраты на осуществление планов должны составить не менее 157 млрд рублей. Ожидаемый ее итог – сокращение очереди на городское жилье не менее, чем на 50 процентов.
По данным Жилищного комитета, по состоянию на 1 января нынешнего года в более чем 118 тыс. коммунальных квартир Северной столицы проживает 328 694 семьи (699 726 человек), из них 57 процентов являются очередниками. В течение 2008 года в рамках программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» запланировано расселить 5144 семьи, из которых 1432 семьи будут расселены за счет средств бюджета и 3712 – за счет средств инвестора.
К 2011 году планируется обеспечить жильем уже 80 процентов льготников, 20–30 тысяч семей снять с учета в связи с потерей права на улучшение жилищных условий. До 2016 года планируется улучшить жилищные условия еще 97 тыс. семей (214 тысяч человек). Всего же по целевой программе расселению подвергнется 57,5 тыс. коммуналок, а их общее число через 8 лет в итоге должно сократиться до 15 процентов от нынешнего.
Гладко было на бумаге
Несмотря на внятно прописанные средства на реализацию программы и четко определенные механизмы, существует немало «подводных камней», которые могут не только существенно затормозить процесс, но и поставить под вопрос его окончательный исход.
Как сообщил полномочный представитель президента РГР в СЗФО, председатель Комитета по работе с городскими жилищными программами АРСП Павел Созинов, одной из основных проблем является крайне низкая правовая защищенность инвестора в процессе расселения коммунальных квартир. Проживающие в них граждане могут в любой момент расторгнуть соглашение с инвестором, а это, в свою очередь, повлечет за собой значительные убытки. До сих пор нигде не определены обязанности жильцов коммунальной квартиры перед инвестором.
Еще одна серьезная проблема, с которой город столкнется в самое ближайшее время, – элементарная нехватка квартир, необходимых для расселения коммуналок. Согласно планам городского правительства, к 2010–2011 годам должны ежегодно расселяться 6–7 тыс. таких квартир. Для этого ежегодно потребуется не менее 20–25 тыс. новых малогабаритных квартир, что на сегодняшний момент составляет более трети вторичного рынка жилья в Петербурге. Первичный рынок в процессе расселения сегодня практически не может быть задействован, в связи с тем, что условия предоставления квартир, прописанные в законе о расселении, слишком жесткие. Так, предполагается, что квартира должна приобретаться по договору об участии в долевом строительстве, а ее готовность – составлять не менее 70 процентов. Сейчас таких квартир просто нет. Во-первых, процент сделок по договорам долевого строительства очень невелик. Во-вторых, объектов жилой недвижимости на первичном рынке с готовностью 70 процентов практически не бывает в листингах, или цена их слишком высока (это квартиры, повторно выводимые инвесторами на рынок).
Непонятна также процедура переселения граждан в такую новостройку. Нигде в нормативных документах не сказано об использовании маневренного фонда. Но по закону предполагается, что жильцы коммунальной квартиры не имеют другого жилья, иначе они не могли бы быть очередниками. Где же им, по логике законодателя, следует находиться после расселения квартиры?
Несмотря на то, что большую часть квартир на вторичном рынке можно отнести к малогабаритным, не менее 70–75 процентов из них завязаны в цепочки и с большим трудом могут быть вовлечены в процесс расселения.
Как следствие – малогабаритные квартиры вырастут в цене. Количество же коммуналок, предлагаемых под расселение, резко возрастет. Соответственно, они будут дешеветь. Образуется большое количество квартир с низкими инвестиционными показателями. По данным центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень недвижимости», доля многокомнатных квартир в структуре спроса на вторичном рынке составляет 7–8 процентов, то есть, не превышает 4–5 тысяч в год. В то же время предложение в два раза превышает спрос – 15 процентов. Уже сейчас много коммунальных квартир, которые публикуются в листингах, не расселяются годами. По оценкам потенциальных покупателей, по совокупности рисков цены на них завышены. В то же время, даже получив социальные выплаты, жители коммуналок вряд ли пойдут на снижение своих требований.
Защищать и стимулировать
Что делать? «Очевидно, первый шаг – вовлечь в процесс расселения первичный рынок, – считает Павел Созинов. – Необходимо снизить планку требований к квартирам в новостройках. Рассматривать договоры не только долевого участия, но и, например, предварительной купли-продажи. Кроме того, необходимо снизить требования к степени готовности квартиры, включить маневренный фонд в алгоритм расселения».
Чтобы привлечь инвесторов, нужно решить вопрос с защитой инвестиций в процессе расселения коммунальных квартир. Если бы удалось создать алгоритм, защищающий инвестиции, тогда могли бы быть привлечены ипотечные кредиты банков.
С другой стороны, закон о расселении коммунальных квартир может стимулировать интерес инвесторов к объектам, расположенным на первых этажах, но лишь в том случае, если будут решены все проблемы с переводом этой недвижимости из жилищного фонда в нежилой. Естественно, что инвесторы заинтересованы в использовании этих помещений в первую очередь в коммерческих целях. Вот почему вопрос с переводом квартир из жилищного фонда в нежилой остается одним из наиболее сложных.
Комитет по работе с городскими программами АРСП провел мониторинг ситуации, результатом которого стало официальное обращение в городской Жилищный комитет. В нем обозначены проблемы, с которыми сталкиваются риэлторы при переводе квартир из жилищного фонда в нежилой.
Перевод осуществляется администрациями районов города по согласованию с Жилищным комитетом. Для этого администрациями районов разработаны собственные распоряжения.
Перевод жилых помещений в нежилые должен занимать от 30 до 50 дней в зависимости от необходимости проведения его переустройства. В реальности процесс перевода может длиться около года. Несмотря на исчерпывающий список документов, необходимых для осуществления перевода из жилого помещения в нежилое, указанных в Жилищном кодексе, администрации районов существенно дополняют этот список, произвольно трактуя понятие «оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланируемого жилого помещения».
В Жилищном кодексе указаны несколько ограничений для помещений, которые могут быть переведены из жилищного в нежилой фонд. Одним из основных ограничений является то, что помещение должно иметь отдельный вход и быть расположенным на первом этаже либо последующих, если предыдущие этажи являются нежилыми.
Для перевода из жилищного фонда в нежилой нужно собрать определенный пакет документов, включающий заявление о переводе, правоустанавливающие документы, план переводимого помещения и поэтажный план. Кроме того, в Жилищном кодексе указано, что для перевода квартиры в нежилой фонд нужно представить проект перепланировки. Здесь и начинаются сложности. Одной из главных на сегодня проблем, с которыми можно столкнуться, является требование некоторых районных администраций заручиться согласием всех жильцов дома на такой перевод вообще либо на обустройство отдельного входа в частности. Такое требование противоречит Жилищному кодексу и увеличивает сроки перевода и риски владельца. Очевидно, целесообразно и достаточно было бы опросить только тех собственников, чьи помещения непосредственно примыкают к данному.
Другой проблемой является согласование проекта с большим количеством исполнительных органов и ведомств, которые зачастую дублируют друг друга.
При переводе в нежилой фонд увеличиваются сроки согласований, и происходит удорожание помещений для инвесторов. Все это приводит к созданию нового вида «бизнеса» – уже появились «компании», которые, «наладив» контакты с районными администрациями, осуществляют весь комплекс услуг по переводу.
Средняя их стоимость варьируется в пределах 250–350 тыс. рублей. Кроме того, поскольку в разных районах Петербурга при получении согласований действуют неодинаковые правила, процедура может оказаться слишком сложной, непонятной и дорогостоящей для инвестора. Наиболее проблемными в этом отношении считаются Петроградский, Центральный и Адмиралтейский районы. Однако именно в них сосредоточено и наибольшее количество коммунальных квартир – около 40 тысяч.
Для решения этих проблем необходимо, прежде всего, разработать единую общегородскую схему перевода из жилого в нежилой фонд для всех районов города. Создать «единое окно» (например, при одном из ГУ городского Жилищного комитета), в которое можно было бы подавать документы. И упростить процедуру, сократив число согласований. Сегодня не совсем понятен также принцип формирования межведомственной комиссии, которая занимается переводом. Было бы целесообразно включить туда представителей бизнес-сообщества, которые наблюдали бы за процессом. На наш взгляд, районные администрации не справляются с объемом работ по переводу квартир из жилищного в нежилой фонд. Город не должен занимать наблюдательную позицию в этом сложнейшем вопросе», – заключает Павел Созинов.
Этапы «большого пути»
О том, какие инстанции предстоит пройти конкретному жильцу при расселении его коммуналки, рассказал директор ГУ «Горжилобмен» Сергей Филимонов.
«На начальном этапе предварительную работу с гражданами проводят районные администрации. Жильцов приглашают на собеседование для разъяснения положений программы и перспектив расселения, занимаемых ими коммунальных квартир, – отметил чиновник. – Предлагается, чтобы сведения о жилых помещениях, составе семей и о том, какое жилье планируется получить в будущем, граждане представляли в письменном виде. Нужно аккумулировать желания всех жильцов данной квартиры. Если кто-то не согласен, квартира, естественно, рассматриваться в рамках программы не будет.
Далее информация о квартирах поступает к нам в Горжилобмен и публикуется в официальных средствах массовой информации и на сайте Жилищного комитета.
На основании представленных документов будет определена экономическая эффективность расселения и способ для каждой коммунальной квартиры. Здесь главное различие в том, будет квартира расселяться с участием юридического лица или без него. Соответствующие заключения направляются в районные администрации.
Только после этого в районах принимают от граждан все необходимые документы и официальные заявления. Не позднее, чем через 30 дней с момента принятия документов, администрация должна издать распоряжение о включении коммунальных квартир в перечень квартир, подлежащих расселению в соответствии с программой, и направить копию этого распоряжения в Жилищный комитет. По квартирам, которые решено расселять без привлечения юридических лиц, одновременно издается и еще одно распоряжение – о признании нанимателей и собственников жилых помещений участниками программы.
В случае принятия решения о расселении с участием юридических лиц такое же распоряжение администрация района выпускает по итогам конкурса на право заключения соглашения об участии в расселении. Обеспечивает проведение конкурса Жилищный комитет. А районная администрация после выхода всех распоряжений информирует граждан о том, что они стали участниками программы и разъясняет им порядок оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, будь то предоставление жилых помещений или социальные выплаты».
Автор: Вениамин Оттоманский
рубрика:
Проблемы и перспективы
