Здесь будет комплекс-сад?

На первом в истории Петербурга заседании Общественного совета по вопросам градостроительства и архитектуры обсуждалась судьба площади Восстания.

Внимательные читатели «Строительного Еженедельника» наверняка заметили, что мы стараемся регулярно освещать работу Градостроительного совета Петербурга. Как правило, на его заседания выносятся объекты, знаковые для нашего города, способные так или иначе повлиять на его внешний облик. И хотя мнение членов Градсовета имеет, скорее, совещательное значение, им мало кто хотел бы пренебречь.
Какие люди!
И тем не менее в градостроительной области случилось крупное нововведение. В нашем городе создан Общественный совет по вопросам градостроительства и архитектуры при губернаторе Петербурга. Он является консультативным и информационным органом и осуществляет свою деятельность на общественных началах.
В числе основных задач, которые возложены на новый орган, – выявление проблем в сфере архитектурной и градостроительной деятельности; содействие в подготовке правовых актов по вопросам градостроительства и архитектуры, издаваемых губернатором Петербурга; содействие получению открытой и полной информации о принятии градостроительных решений и вовлечение общественности в обсуждение градостроительных проектов. Он будет собираться на свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода.
В состав Общественного градсовета вошли как авторитетные архитекторы – Владимир Попов, Святослав Гайкович, Юрий Земцов, Никита Явейн и другие – так и многочисленные представители творческой общественности. Достаточно назвать имена таких «общественников», как директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, режиссер Александр Сокуров, актер Андрей Толубеев, балетмейстер Борис Эйфман, художник Альберт Чаркин, чтобы понять уровень этого собрания. Возглавили же его лично губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, которая в качестве своих заместителей выбрала вице-губернатора Александра Вахмистрова и председателя КГА Александра Викторова.
Естественно, что на дебютное заседание Общественного градсовета был вынесен вопрос, который трудно назвать рядовым. В течение почти двух часов весьма активно обсуждался предпроектный эскиз Концепции освоения подземного пространства площади Восстания в целях строительства многофункционального подземного комплекса, объединенного с системой пешеходных переходов. Заказчиком проекта выступает ООО «Адитум», генеральными проектировщиками – архитектурное бюро Сергея Чобана, архитектурные мастерские «СП Проект» и «Евгений Герасимов и Партнеры». Докладчиком выступал лично Сергей Чобан.
Сохранение Через развитие
Однако первое слово взяла глава Санкт-Петербурга и фактически определила весь дальнейший ход мероприятия.
«Идея создания Общественного градостроительного совета уже давно витала в воздухе. Ведь все мы знаем, в каком городе живем. В Петербурге насчитывается 7,5 тыс. памятников архитектуры федерального и регионального значения. И именно нам выпала задача сохранения этого историко-архитектурного наследия, особенно – исторического центра Петербурга. Это и моя позиция как губернатора. Однако я убеждена, что сохранение должно идти через развитие», – сказала Валентина Матвиенко.
Развивая эту мысль, губернатор заметила, что хотя на эти цели тратятся большие средства из бюджетных и внебюджетных источников, их все равно не хватает. По оценкам экспертов, только на сохранение памятников архитектуры федерального и регионального значения нужна сумма, эквивалентная $500 млрд. Естественно, в одночасье найти ее невозможно. Значит, нужно искать другие пути решения проблемы.
В связи с этим Валентина Матвиенко, упомянув о Градостроительном совете как органе, на котором обсуждение велось с профессиональной точки зрения, заявила: «Но этого недостаточно. Надо же знать и настроения петербуржцев. Думается, что настала пора вести диалог с общественностью только в профессиональном ключе. Тем более что власть всегда готова выслушать голос народа. Только хотелось, чтобы он звучал не с улиц и площадей, чтобы сравнение новых проектов со старыми шедеврами не выглядело спекуляцией. Да, есть общественные слушания, и они уже показали свою эффективность. Значит, горожанам далеко не безразлична судьба города. Думаю, что Общественный градсовет, в который вошли уважаемые люди, поможет через поиск компромиссов принимать мудрые решения на благо Петербурга».
Не мешать друг другу
Открывая обсуждение, председатель КГА Александр Викторов кратко заметил: «В градостроительных вопросах, когда вопрос порой ставится или о профессионализме, или о любви к Петербургу, иногда нужно уметь принимать пограничные решения. Предлагаю помнить об этом, обсуждая вопрос повестки дня».
Затем слово взял генеральный директор ООО «Адитум» Данат Булавко. Кстати, такое в практике обычных градсоветов случается достаточно редко.
По словам предпринимателя, они долго занимались этим проектом. «Считаю, что у нас получится сделать то, что не удалось сделать другим. Хотя бы потому, что нам удалось выполнить главное, для чего, собственно, и создаются подобные комплексы – сделать так, чтобы люди и транспорт не мешали друг другу. Причем – не загоняя насильно людей под землю, а попросту предлагая им под землей более светлую и комфортную обстановку. Они должны добровольно попадать в атмосферу отдыха. Именно таков главный смысл подобных комплексов, которые я видел в Париже, Лондоне, Берлине, Цюрихе», – сказал Данат Булавко.
Далее генеральный директор вкратце объяснил сверхидею проекта. Главное в ней – через создание системы подземных улиц с выходами на поверхность обеспечить комфортное пересечение пешеходами наземных магистралей; снизить время для транспорта, затрачиваемое на проезд по улицам, непосредственно прилегающим к площади Восстания; предоставить людям, находящимся под землей (а это, по предварительным прикидкам, до 100 тыс. человек в день), возможность пользоваться различными услугами и совершать покупки. Одним из важнейших пунктов проекта Данат Булавко назвал отсутствие влияния его на исторически сложившийся облик одного из знаковых мест Петербурга.
Круглые сутки
Наконец слово было предоставлено Сергею Чобану. Назвав площадь Восстания «наиболее значимой с градостроительной точки зрения, поскольку она непосредственно связана с большим железнодорожным вокзалом», архитектор особо остановился на предлагаемой проектировщиками системе разведения пешеходов и транспорта по разные стороны «баррикад» в целях обеспечения максимальной безопасности всех участников дорожного движения. Чтобы достичь этой цели, предложено ликвидировать ныне существующие наземные пешеходные переходы через Лиговский и Невский проспекты и Гончарную улицу. Горожанам предлагают пересекать эти магистрали посредством подземных переходов, входы-выходы в которые будут располагаться в узловых точках по периметру площади – возле станции метро «Площадь Восстания», у Московского вокзала, гостиницы «Октябрьская», а также на тротуарах Невского и Лиговского проспектов. При этом подразумевается, что пешеходы, не желающие совершать покупки и получать услуги, могут пересечь площадь по самому краткому маршруту – напрямик, благо комплекс предполагается держать открытым круглосуточно.
По словам Сергея Чобана, в целом архитектурная концепция проекта предполагает лишь минимальные вкрапления новых элементов – тех самых павильонов над входами в подземный комплекс да небольших декоративных элементов. Архитектор убежден, что их внешний вид никак не повлияет на исторически сложившийся облик площади.
Что касается внутреннего устройства, то на первых двух подземных этажах предполагается разместить торговые зоны, оснащенные эскалаторами и лифтами, на третьем – охраняемую парковку на 632 автомашины, а также инженерные, вспомогательные и служебные помещения. Общая площадь комплекса должна составить 87 тыс. кв. метров при предполагаемой цене возведения 1 кв. метра в $5 тыс. Максимальное заглубление должно составить около 23,5 метра. Строительство будет идти на площади в 3,3 га, комплекс планируется возвести за 35 месяцев. По предварительным оценкам, капиталовложения в проект могут составить от $500 млн до $1 млрд.
Не забыли авторы проекта и об эстетической составляющей. В оформлении подземного пространства они предлагают активно использовать орнаменты в «растительных» тонах и силуэты скульптур, нанесенные печатью на стекло, а также характерные для парковой архитектуры Петербурга рисунок пола, фонтаны, скамейки, деревья. Центральное пространство сооружения должно представлять собой многосветный атриум с верхним остеклением.
На строительных и организационных вопросах Сергей Чобан специально не останавливался. Единственное, что он отметил, – наличие линий метрополитена заставило внести в проект серьезные ограничения. Что же касается «транспортно-человеческого» фактора, то архитектор прямо заявил: «В случае воплощения проекта схема движения автомобилей по площади Восстания претерпит серьезные изменения, но жизнь и автомобилистов, и пешеходов станет легче. Например, мы ожидаем уменьшения задержек транспорта и уровня загрузки примыкающих к площади Восстания магистралей не менее чем на 20 процентов».
ТройнаЯ гарантиЯ
Более подробно о собственно строительной составляющей проекта рассказал Владимир Ерошин. И главная проблема, на которой он остановился особо – как возвести котлован таким образом, чтобы и комплекс построить, и окрестные здания, входящие в объединенную охранную зону центра Петербурга, не разрушить. Ведь строительство будет вестись на территории, где, выражаясь языком ученых, присутствуют озерно-ледниковые отложения, представленные ленточными и слоистыми суглинками, которые находятся в текучем и текучепластичном состоянии. Вся проблема в том, что такие грунты при динамическом воздействии могут переходить в неустойчивое жидкотекучее состояние. Итогом может стать потеря несущей способности грунтов и, как следствие, неравномерная осадка соседних зданий, которая может привести к их повреждениям и даже разрушениям.
Чтобы избежать подобного хода событий, строители предлагают целый комплекс решений. Сам котлован будет огражден специальной монолитной плитой с глубиной заложения 45 метров. Основанием колонн каркаса будут служить буроинъекционные сваи. Пересечение наклонных ходов предполагается выполнить с помощью устройства монолитных железобетонных балок с передачей нагрузок на те самые буроинъекционные сваи. В целом общая пространственная жесткость будет обеспечиваться общей системой перекрытий, ограждающих конструкций и каркаса сооружений.
В целом, по словам Владимира Ерошина, при строительстве комплекса будут использоваться самые современные технологии, апробированные на подобных объектах и в подобных грунтах, причем представленный вариант был выбран из 11 предложенных. Предполагается, что срок гарантированной эксплуатации для него составит минимум 100 лет.
Здесь реплику подала губернатор Валентина Матвиенко: «Все должны понимать, что необходимо обеспечить 200 и даже 300 процентов гарантии, чтобы не было нанесено вреда другим зданиям!»
Нет вопросов?
Выступления рецензентов были краткими, но емкими. Например, Наталья Минина, заместитель директора НИИ ТРТИ, упомянув о «почти броуновском движении пешеходов» с интенсивностью 3-6 тыс. человек в час, ключ к решению проблемы обрисовала четко: «Мы опускаем пешеходов под землю».
Обсуждение же и вообще получилось достаточно вялым. Поскольку членов Общественного градсовета явно удовлетворили уверения докладчиков по теме безопасности, наибольшее количество вопросов было так или иначе связано с системой движения транспорта и неизбежными в процессе строительства «автоограничениями». Докладчики уверяли собравшихся, что возведение котлована будет вестись по секторам. Конечно, улицы будут перекрываться, но одновременного и длительного перекрытия всей площади Восстания не произойдет. Пешеходы же в это время будут передвигаться по временным эстакадам. В целом же котлован будут возводить примерно 11 месяцев.
Вспомнили и о варианте вовсе противоположном – строительстве тоннелей для транспорта. На что был получен ответ: они бы неизбежно пересеклись с охранными зонами наклонных ходов и вентиляционными каналами метрополитена, что недопустимо. Кроме того, длина тоннеля под Невским проспектом может составить порядка 800 метров, и он далеко уйдет за 2-ю Советскую улицу.
Коснулись и двух вовсе экзотических моментов – возможного объединения в один комплекс трех торговых центров – представленного в проекте, «Стокманн» и объекта, который должен появиться на месте легендарной «ямы», а также возможного возвращения на площадь Восстания памятника Александру Третьему с переносом стелы «Городу-герою Ленинграду» на площадь Мужества. И если «объединительный мотив» был отвергнут, то варианту с возвращением «комода» оставили право на существование.
В остальном же разговор вертелся вокруг частностей – нюансов транспортной схемы («Пешеходный переход через Гончарную улицу и Старо-Невский проспект явно не проработан»), декора внутри самого комплекса («Здесь наметился явный перебор»), вопросов озеленения («Наверху должно быть не стеклянное «блюдце», а сквер»).
Толику здорового конструктивизма внес Александр Вахмистров. Он сказал, что настала пора активнее заниматься освоением подземных пространств Петербурга, причем активность здесь проявляют как городские власти, так и бизнес. Например, уже есть порядка 30 адресов, по которым собираются строить разного рода подземные объекты. «Для чего нам нужно идти под землю? Да чтобы решать одну двуединую задачу – упорядочить движение автотранспорта и помочь пешеходам. Это – главное», – сказал «строительный» вице-губернатор. В связи с этим он заметил, что представленный проект кардинально проблемы площади Восстания не решает, и предложил в качестве альтернативного варианта просто построить вместо торгового комплекса один гигантский подземный паркинг. Заодно он уточнил, что все подобные проекты проходят ряд технических экспертиз, а их строительство находится под неусыпным контролем соответствующих органов и чиновников городского правительства. Вдобавок он упомянул про обязательные банковские гарантии для страховых случаев.
Итог заседанию подвел Александр Викторов, председатель КГА: «Конечно, вопросы остаются. И главный из них – что должно стать приоритетом при освоении подземного пространства? Наверное, в первую очередь все-таки – интересы автомобилистов и пешеходов, а не проблема получения прибыли застройщиками. Так что над экономической составляющей еще нужно подумать. Но в целом полагаю, что предложенный проект можно оценить положительно». Возражений не последовало…

Автор: Аркадий Орлов
рубрика: Градостроительство
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.