Кто же выйдет на площадь?

Порой в недрах вроде бы обычного учебного процесса могут рождаться весьма интересные архитектурные идеи.

Эта история приключилась в ходе реализации с виду обычной программы межвузовского обмена, когда в гости к студентам Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета приехали их коллеги из университета германского города Коттбуса. Волею судьбы студенты попали в поле зрения руководства ЗАО «Петербургский НИПИград». И там им в качестве учебного «пособия» предоставили… площадь Восстания.
Цикл с минусом
Смысл задания, ответ на которое в течение нескольких дней искали в соревновательном режиме несколько групп студентов, был прост – как можно решить актуальную транспортную проблему в этом месте Петербурга в контексте нынешнего этапа развития нашего города и вообще наиболее эффективно использовать площадь Восстания? Конечно, в первую очередь концептуально, без жесткой привязки к финансовым потокам и технологическим изыскам. Но, с другой стороны, студентам нельзя было уж слишком сильно отрываться от окружающей действительности. Проще говоря, им, делая некий предпроектный «нулевой цикл», предстояло ответить на главный вопрос – решаема ли в принципе поставленная перед ними задача? Причем не только в контексте данной площади и данного города. Ведь с похожими проблемами сталкиваются и в других городах других стран.
Общее руководство творческими поисками осуществлял директор бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования ЗАО «НИПИград» Михаил Петрович.
Тренажер ВосстаниЯ
Площадь Восстания является своего рода показательным примером для всей России. Ведь похожих транспортных узлов в нашей стране немало. Поэтому она – своеобразный «тренажер», на котором студентам можно отработать правильное и вместе с тем творческое, не привязанное к каким-то конкретным проектам понимание методики и практики градостроительного процесса.
По словам директора бюро, в ходе работы будущие зодчие вникали в самые тонкие нюансы. Например, они учитывали, что площадь Восстания – это в том числе и стыковая зона двух зон застройки разных времен – Советских улиц и участка от Лиговского проспекта до Фонтанки. Кроме того, мало кто из широкой публики знает, что еще в начале ХХ века по середине Лиговского проспекта, там, где сейчас проложены трамвайные пути, проходил Лиговский канал, который, в свою очередь, был проложен по старому речному руслу. Наконец, студенты не забывали, что в древности в районе нынешней площади Восстания был перекресток торговых путей, ведущих в Скандинавию, Прибалтику и в Новгород. Кстати, Ниеншанц шведы в свое время вовсе не случайно построили сравнительно неподалеку.
«Но зачем все это нужно для решения пусть и важной, но все-таки более прикладной задачи?» – спрашиваем у Михаила Петровича. На что он отвечает: «Для понимания, что на самом деле город в целом и такая площадь в частности – это в первую очередь зона столкновения самых разнообразных интересов».
Устами студента
Вывод же участников проекта в окончательном виде был таков – надо уходить из этапа автомобилизации Петербурга. То есть город должен становится ближе к человеку. Потому что город в широком смысле этого понятия – зона контакта людей, в процессе которого они получают энергетическую встряску, получают новый заряд эмоций.
Это концепция, от которой оттолкнулись студенты. Дальше пошла конкретика.
По мнению авторов, площадь Восстания прежде всего – это место, с которого для гостей Петербурга начинается знакомство с городом. Причем место, потрясающее по своей красоте. Значит, ее и надо сделать площадью общения, своеобразной театральной пешеходной зоной. Это не оговорка – в качестве одного из вариантов на площади предлагалось разместить подъемную сцену для театрализованных представлений.
Конечно, в таком случае транспорт с площади нужно убрать, оставив лишь узкий участок проезжей части возле Московского вокзала. Предваряя вопрос, Михаил Петрович сказал: «Студенты предложили схему объездов, которая после проверки специалистами была признана вполне приемлемой».
Но самое главное – в таком необычном виде площадь оставалась способной к развитию. Например, она никак не мешала вероятному обустройству автопарковок на крышах платформ Московского вокзала. Но это – уже иная история…
«И чем все закончилось?» – спрашиваю директора бюро. Михаил Петрович ответил так: «Идеи студентов подтолкнули к дальнейшим размышлениям о сути философии общественного пространства не только их, но и более опытных участников проекта. Кстати, хочу заметить замысел Сергея Чобана и Евгения Герасимова, на мой взгляд, в чем-то перекликается с теми творческими задумками, о которых я только что рассказал».


Автор: Аркадий Орлов
рубрика: Градостроительство
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.