Большой малого не разумеет?

Мелким предпринимателям весьма просторно в сфере ЖКХ именно потому, что их там почти нет.

В России в целом и в Петербурге в частности не раз на самом высоком уровне развитие малого бизнеса провозглашалось одним из приоритетных направлений государственной политики. Как дела обстоят на практике, пытались выяснить участники круглого стола «Формирование условий для вхождения малого бизнеса в ЖКХ организованного Общественным советом по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга совместно с Ассоциацией управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере.
Гладко было на бумаге...
Из предварительно подготовленных документов выходило, что разговор планировался жесткий и одновременно конструктивный. Вот только несколько положений проекта резолюции, который был распространен среди участников мероприятия:
– одной из основных проблем, сдерживающих активное вхождение малого бизнеса в сферу ЖКХ, является сложившаяся практика тарифного регулирования стоимости жилищных услуг и действующий в регионе механизм социальной защиты населения. Сегодня тарифы на жилищные услуги устанавливаются едиными для всего жилищного фонда Санкт-Петербурга;
– цена на услуги, находящиеся на конкурентном рынке, должна устанавливаться исключительно на основе спроса и предложения;
– государственному регулированию должны подлежать только размеры социальной помощи гражданам;
– непреодолимым препятствием для малого бизнеса стали взаимоотношения с предприятиями-поставщиками энергоресурсов;
– частный бизнес фактически находится в дискриминационном положении по отношению к госпредприятиям.
Как варианты решения проблем, в том же документе предлагались постепенное прекращение регулирования тарифов на жилищные услуги, незамедлительный перевод механизма предоставления льгот по оплате за жилье на выплату гражданам адресных компенсаций в денежной форме, введение компенсации на управленческие расходы (агентского вознаграждения управляющим организациям (УО).
Но забыли про «овраги»
Заседание круглого стола открыл председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Сергей Федоров. Резюме его выступления было кратким – задача по продвижению малого бизнеса в ЖКХ, поставленная губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, не выполнена. О причинах такого положения дел вместо заболевшего председателя Ассоциации Евгения Пургина говорил генеральный директор управляющей компании «Уютный дом» Владимир Абрамов.
Суть его выступления в том, что частнику выйти на рынок ЖКХ мешает само государство, которое через своих чиновников контролирует жилищно-коммунальные деньги и не хочет с ними расставаться. Итог – хотя в Петербурге в управление ТСЖ и управляющих организаций передано около 17 тыс. домов из 22 тысяч, частникам досталось не более сотни домов. Одновременно на данный момент 76 процентов собственников жилищного фонда города выбрали себе в качестве управляющих организаций один из… жилкомсервисов, то есть предприятий со 100-процентным участием государства.
Говорил Владимир Абрамов и об «искусственно созданном монополисте» – ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», и о давлении Жилинспекции, и о тарифной политике, и о неплатежах за муниципальные квартиры. Итог же таков – для некоторых компаний, работающих в сфере ЖКХ, управление домами становится вспомогательной веткой в бизнесе (!?).
Казалось бы, дальше должен был последовать конструктивный диалог, направленный на поиск путей для разрешения насущных задач «малого ЖКХ». Однако его не получилось. И не потому, что кто-то был не прав, а потому, что слишком много накопилось проблем и слишком мало было в свое время сделано для их решения.
Например, трудно было не согласиться со словами представителя Жилищного комитета Дениса Шабурова, что одна из главных проблем во взаимоотношениях между собственниками помещений и посредниками от энергосберегающих организаций в том, что никто не мешает УО участвовать в конкурсах по тем домам, собственники которых еще не выбрали способ управления, и что, наконец, результатов реформы ЖКХ не видно потому, что она находится лишь в середине пути. «Давайте подождем хотя бы конца этого года и посмотрим, что реально сделано и что еще предстоит сделать», – сказал чиновник. Его слова – это отражение другой стороны коммунальной «медали».
В таком же ключе прозвучало и выступление Дмитрия Быкова, заместителя председателя КЭРППиТа, который, в частности, специально остановился на программах кредитования предприятий малого бизнеса и обучения работающих там специалистов. Его тоже выслушали, тоже задали вопросы, тоже не согласились с ответами и на этом – все.
Казалось бы, мероприятие окончательно уйдет в частности. И тут два весьма своевременных предложения поступили сначала от Игоря Михайлова, уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, а затем – от Сергея Федорова. Омбудсмен заметил: «Первый круглый стол показал уровень непонимания и даже недоверия сторон. Однако хорошо уже то, что люди выплеснули эмоции. Необходимо еще одно подобное мероприятие. И главное при этом – не забыть, что происходящее в сфере ЖКХ должно быть понятно человеку, даже если он очень далек от экономики». А Сергей Федоров подытожил круглый стол предложением создать рабочую группу по отбору нормативных актов, в которые следует внести изменения. «Пока все смотрят на проблему со своих точек зрения. Надо же последовательно двигаться навстречу друг другу, не забывая, что истина находится где-то посередине. И главное – надо идти к губернатору не с эмоциями, а с конкретным механизмом по решению проблем частного бизнеса в ЖКХ», – резюмировал председатель.


Автор: Аркадий Орлов
рубрика: Бизнес пространство
Подписывайтесь на нас:

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.