Возвращение архангелов
Петербургские специалисты воссоздали утраченные фрагменты оформления особняка Лобанова-Ростовского в Петербурге — знаменитого «Дома со львами», построенного в 1819 году Огюстом Монферраном.
Накануне реставраторы закончили работу над чертежами скульптур, венчавших фасады дома со стороны Адмиралтейского проспекта и Исаакиевского собора. Инвестором и заказчиком проекта реставрации особняка выступает компания «Тристар Инвестмент Холдингс».
В начале XIX века, когда герой пушкинского «Медного всадника» спасался от наводнения на одном из львов особняка Лобанова-Ростовского, два парадных фасада дома украшали симметричные скульптурные композиции. Горельеф изображал двух архангелов, поддерживающих герб Российской империи. Сам сюжет типичен для российского барокко. Но композиционно скульптурные группы выполняли важную роль в оформлении как «Дома со львами», так и всей Исаакиевской площади.
В середине XIX века, когда дом князей Лобановых-Ростовских перешел в государственную казну и был передан Военному министерству, скульптуры заменили на декоративные элементы из штампованного листового металла. А в советское время были утрачены и они. Более того, не сохранился даже изначальный архитектурный проект скульптурных композиций.
Выполняя проект реставрации особняка Лобанова-Ростовского, компания «Тристар Инвестмент Холдингс» привлекла специалистов для восстановления утраченных чертежей.
Реставраторами была проделана огромная исследовательская и аналитическая работа. На первом этапе были найдены источники, на основе которых стало возможным воссоздание скульптурных композиций: две акварели 1840-х годов художника Садовникова с видами площади и строящегося Исаакиевского собора, а также фрагмент фотопанорамы Санкт-Петербурга 1861 года, на которой хорошо просматривается аттик со скульптурной композицией.
На втором этапе реставраторы изучили архитектурные аналоги восстанавливаемого горельефа. Самый близкий из них — скульптурные группы в оформлении Михайловского дворца Карла Росси (здание Русского музея). Памятники создавались почти одновременно по заказу Александра I, и вероятнее всего, с учетом одних и тех же пожеланий императора.
На третьем этапе был подготовлен архитектурный проект и изготовлены рабочие чертежи.
Теперь реставраторам предстоит изготовить гипсовые формы, отлить из искусственного камня и соединить все фрагменты скульптурной композиции – две фигуры архангелов и имперский герб.
В ноябре 2008 года возвращенные скульптуры будут установлены на фасадах «Дома со львами». Полная реставрация особняка завершится к началу 2009 года. «Как инвестор, мы несем правовую ответственность за сохранность архитектурного облика дома Лобановых-Ростовских. Все этапы проекта согласованы с Россвязьохранкультурой, Администрацией города, КГИОП и всеми необходимыми профильными органами», — заявил Константин Аввакумов, генеральный директор «Тристар Инвестмент Холдингс». – Мы приложим все наши усилия к тому, чтобы бережно восстановить этот замечательный памятник, сохранив замысел Монферрана, и вернуть его жителям Петербурга», — отметил он.
Автор:
Накануне реставраторы закончили работу над чертежами скульптур, венчавших фасады дома со стороны Адмиралтейского проспекта и Исаакиевского собора. Инвестором и заказчиком проекта реставрации особняка выступает компания «Тристар Инвестмент Холдингс».
В начале XIX века, когда герой пушкинского «Медного всадника» спасался от наводнения на одном из львов особняка Лобанова-Ростовского, два парадных фасада дома украшали симметричные скульптурные композиции. Горельеф изображал двух архангелов, поддерживающих герб Российской империи. Сам сюжет типичен для российского барокко. Но композиционно скульптурные группы выполняли важную роль в оформлении как «Дома со львами», так и всей Исаакиевской площади.
В середине XIX века, когда дом князей Лобановых-Ростовских перешел в государственную казну и был передан Военному министерству, скульптуры заменили на декоративные элементы из штампованного листового металла. А в советское время были утрачены и они. Более того, не сохранился даже изначальный архитектурный проект скульптурных композиций.
Выполняя проект реставрации особняка Лобанова-Ростовского, компания «Тристар Инвестмент Холдингс» привлекла специалистов для восстановления утраченных чертежей.
Реставраторами была проделана огромная исследовательская и аналитическая работа. На первом этапе были найдены источники, на основе которых стало возможным воссоздание скульптурных композиций: две акварели 1840-х годов художника Садовникова с видами площади и строящегося Исаакиевского собора, а также фрагмент фотопанорамы Санкт-Петербурга 1861 года, на которой хорошо просматривается аттик со скульптурной композицией.
На втором этапе реставраторы изучили архитектурные аналоги восстанавливаемого горельефа. Самый близкий из них — скульптурные группы в оформлении Михайловского дворца Карла Росси (здание Русского музея). Памятники создавались почти одновременно по заказу Александра I, и вероятнее всего, с учетом одних и тех же пожеланий императора.
На третьем этапе был подготовлен архитектурный проект и изготовлены рабочие чертежи.
Теперь реставраторам предстоит изготовить гипсовые формы, отлить из искусственного камня и соединить все фрагменты скульптурной композиции – две фигуры архангелов и имперский герб.
В ноябре 2008 года возвращенные скульптуры будут установлены на фасадах «Дома со львами». Полная реставрация особняка завершится к началу 2009 года. «Как инвестор, мы несем правовую ответственность за сохранность архитектурного облика дома Лобановых-Ростовских. Все этапы проекта согласованы с Россвязьохранкультурой, Администрацией города, КГИОП и всеми необходимыми профильными органами», — заявил Константин Аввакумов, генеральный директор «Тристар Инвестмент Холдингс». – Мы приложим все наши усилия к тому, чтобы бережно восстановить этот замечательный памятник, сохранив замысел Монферрана, и вернуть его жителям Петербурга», — отметил он.
Автор:
рубрика:
Cобытия и комментарии
