Северо-Запад. Время завоевывать

Российские компании – производители стройматериалов и оборудования, дистрибьюторы и т.д. – традиционно ориентированные на местные рынки, все активнее ищут выход на новые регионы. Процесс идет по нарастающей год от года: компании все охотнее открывают собственные представительства, торговля через сторонние фирмы уже не устраивает головной офис.

Специалисты отмечают две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, региональные фирмы ищут выход на столичный рынок. С другой, московские компании активно исследуют возможности завоевания рынков за пределами столицы. Прежде всего, конечно, их привлекает Петербург, второй по «интересности» регион России.
Интерес к Москве вполне понятен. Здесь, как в известной шутке про продажи в новогодние дни, – «сбывается все, что сбыть до сих пор не получалось». Однако и московский рынок становится все насыщеннее и плотнее, а значит, компаниям приходится задумываться о поисках новых рынков сбыта и расширении сферы своего влияния. Все больше московских компаний открывают отделения в Северной столице. «За несколько лет, пока мы работали на Северо-Западный регион через партнеров, мы убедились, что эта форма малоэффективна. В ноябре 2007 года мы открыли отделение в Петербурге, и продажи в регионе уже увеличились вдвое. В сезон, уверены, показатели еще подрастут», – говорит директор торговой компании «ДДА Северо-Запад» Дмитрий Нягулов. Схожие наблюдения приводит и руководитель филиала компании Union. Эта фирма-поставщик итальянских дверей открыла филиал в Петербурге в 2005 году.
«Из Москвы удобно торговать на Центральный регион, чтобы успешно продавать на Северо-Западе, приходится открываться в Петербурге», – добавляет Алексей Сивушков, заместитель директора совместного российско-корейского предприятия «Кофулсо-Петербург».
По словам руководителей филиалов, в среднем вложения в организацию собственного представительства для поставщиков строительных материалов и оборудования окупаются за 6-7 месяцев.
Сегодня Петербург дает, как никогда, широкие возможности для приложения сил. В городе последние годы быстро растут объемы строительства. В 2007 году здесь введено 2,64 млн кв. метров жилья. Любопытно, что в Москве коммерческого жилья построено за 2007 год примерно столько же (правда, еще 2,3 млн кв. метров возведено по различным социальным программам). Впрочем, нельзя забывать, что в Москве (в отличие от Петербурга) активно осваиваются под жилищное строительство областные земли – на них строится в полтора раза больше «квадратов», чем на территории столицы. Питер подобной статистикой похвастаться пока не может. Тем не менее тенденция налицо.
Кроме того, Северной столицы достиг бум строительства загородных комплексов. Сегодня за возведение коттеджных поселков активно берутся даже фирмы, далекие от этого бизнеса: торговцы бензином, управляющие компании, агентства недвижимости, даже сеть кофеен.
По статистике корпорации «Петербургская недвижимость», сегодня под Петербургом реализуется около 100 проектов комплексной малоэтажной застройки и еще около 40 находятся на стадии проектирования – то есть выйдут на рынок в ближайшие полгода-год. Специалисты не сомневаются, что еще минимум три-четыре года число проектов будет расти быстро. Для сравнения: в Москве сегодня на стадии реализации находится от 200 до 300 поселков (данные по разным источникам расходятся). По оценкам специалистов, питерский рынок отстает по тенденциям от московского на 2-3 года. То есть технологии и идеи, появившиеся на столичном рынке в прошлом году, будут востребованы на невских берегах в будущем.
О растущем интересе компаний к бизнесу в других регионах свидетельствует и статистика выставок. По словам директора выставки «Балтийская Строительная Неделя» (BalticBuild) Елены Купцевич, в 2007 году 53 процента посетителей этой питерской экспозиции составляли иногородние специалисты (из Москвы и регионов). А среди участников только 34 процента компаний представляли Северную столицу. Остальные 66 процентов – представители Москвы, регионов, ближнего и дальнего зарубежья, планирующих наладить работу в Петербурге. Кстати, выставки – очень хороший способ заявить о себе, а также прозондировать почву для оценки интереса местных компаний к вашему продукту. На выставке можно найти дилера, дистрибьютора (если это цель), а можно анонсировать выход на рынок и открытие представительства. Например, 50,4 процента участников выставки «Балтийская Строительная Неделя» в 2007 году говорили о том, что их основная цель – «заявить о себе», 32,5 процента – «найти дистрибьюторов», а 3,6 процента – «получить информацию о рынке».
Эксперты уверены, что удачное время для выхода на питерский рынок через 3-4 года завершится: возрастет конкуренция, новые игроки столкнутся с определенными трудностями. Придет время двигаться дальше в регионы.

Автор:
рубрика: Бизнес пространство
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.