Концерты не окончены
Павильон «Концертный зал» в Екатерининском парке с середины прошлого века закрыт для посетителей и пребывает в удручающем состоянии.
Стимулом к восстановлению этого шедевра архитектуры, как и других объектов дворцово-паркового комплекса, послужило грядущее 300-летие Царского Села. Реставрационные работы наконец-то начались. Памятник планируется восстановить в течение года.
Без должного внимания со стороны федеральной власти десятилетиями оставались многие объекты государственного музея-заповедника «Царское Село». Сегодня практически до крайнего состояния доведены павильон Нижней ванны в регулярном Старом саду и Эрмитаж. Отреставрированные не так давно павильон Верхней ванны и Башня-руина ранее представляли собой тоже весьма печальную картину.
На территории Екатерининского парка все павильоны изначально строились как летние и эксплуатировались по два-три месяца в году. В них никогда не было ни отопления, ни вентиляции. Этот фактор сильно сказался на состоянии памятников. Например, павильон Верхней ванны был серьезно поражен грибком. Пострадали пол, стены, историческая живопись.
Концертный зал продолжает список царскосельских объектов, нуждающихся в реставрации. Павильон, построенный в 1782-1788 годах, является одной из самых ранних работ великого архитектора Джакомо Кваренги. Архитектурное оформление фасадов и интерьеров выдержано в традициях строгого классицизма. К фасадам примыкают два портика, один из которых украшен ротондой, перекрытой куполом. На стенах ротонды установлены пять барельефов мифологического содержания, выполненные скульптором Михаилом Козловским. Сюжетом для центрального барельефа скульптору послужил античный миф об Орфее, на других барельефах изображены аллегорические женские фигуры с атрибутами искусств и музыкальными инструментами.
Внутри здания расположены центральный зал и два небольших кабинета. Стены помещений отделаны искусственным розовым и серым мрамором, украшены пилястрами, скульптурными медальонами и живописными панно. Мозаичный пол конца II – начала III века н.э. с изображением мифа о похищении Европы был специально привезен из Италии в конце XVIII столетия.
Изначально предназначенный для летних камерных концертов, зал обладает уникальной акустикой. В советское время здесь тоже проводились концертные мероприятия, но совсем иного характера, нежели во времена императрицы. Павильон в начале прошлого века служил скорее клубом, чем концертным залом. В царских интерьерах располагалась библиотека, в большом зале проходили сельскохозяйственные выставки. Комплексной реставрации в Концертном зале в XX веке не было. Проводились лишь ремонтные работы. Последний ремонт в здании проходил в 1950-1960 годы.
Многочисленные выставки и клубные мероприятия за короткий промежуток времени резко ухудшили состояние павильона. Серьезно пострадал бесценный мозаичный пол. В середине ХХ века Концертный зал закрыли и не возвращались к нему до прошлого года. Творение великого итальянского мастера более 50 лет ожидало реставрации. Средства на восстановление концертного павильона и других объектов музея-заповедника появились только с началом реализации государственной программы подготовки к 300-летию Царского Села. На реставрацию Концертного зала из федерального бюджета предусмотрено более 50 млн рублей.
Работы по восстановлению павильона начались в январе прошлого года. До апреля 2009 года реставраторы планируют полностью восстановить исторический облик шедевра Джакомо Кваренги. Специалисты признаются, что работы на объекте оказались гораздо сложнее, чем ожидалось. Пришли в негодность кровельные и стропильные системы, обрушилась падуга с южной стороны. Из-за многочисленных протечек сильно пострадала штукатурка: осыпалась, местами сгнила. В результате полностью утрачены многие фрагменты живописи.
К настоящему времени реставраторы заменили перекрытия, кровельные конструкции, заново изготовили падугу, укрепили штукатурный слой центрального плафона. Реставрация живописи и декоративного оформления павильона начнется только после того, как будет принята научная концепция. Еще не утвержден исторический колорит живописных композиций, нет точного представления о том, как будут восстанавливаться барельефы на стенах ротонды.
По словам специалистов, в ходе ремонтных работ в советское время барельефы были искажены. Скульптурные женские фигуры с точки зрения реставраторов анатомически были выполнены неверно.
При восстановлении живописи также были допущены небольшие изменения в подборе колеров и составе используемых красок. Так, реставраторы обнаружили, что фрагменты потолочной живописи в ультрафиолете светятся с фиолетовым оттенком. Это говорит о том, что в реставрации применялись титановые белила, которые открыли лишь в начале ХХ века.
После восстановления в павильоне Кваренги вновь будут проводиться концерты. Вместе с архитектурой памятника возродятся и исторические традиции.
Руководство ГМЗ «Царское Село» планирует к 2010 году привести в порядок все объекты дворцово-паркового комплекса. Наряду с Концертным залом сейчас ведется реставрация Зала на острову, Эрмитажа, Эрмитажной кухни. В ближайшее время реставраторы возьмутся за павильон Нижней ванны в Старом саду.
Автор: Марина Голокова
Стимулом к восстановлению этого шедевра архитектуры, как и других объектов дворцово-паркового комплекса, послужило грядущее 300-летие Царского Села. Реставрационные работы наконец-то начались. Памятник планируется восстановить в течение года.
Без должного внимания со стороны федеральной власти десятилетиями оставались многие объекты государственного музея-заповедника «Царское Село». Сегодня практически до крайнего состояния доведены павильон Нижней ванны в регулярном Старом саду и Эрмитаж. Отреставрированные не так давно павильон Верхней ванны и Башня-руина ранее представляли собой тоже весьма печальную картину.
На территории Екатерининского парка все павильоны изначально строились как летние и эксплуатировались по два-три месяца в году. В них никогда не было ни отопления, ни вентиляции. Этот фактор сильно сказался на состоянии памятников. Например, павильон Верхней ванны был серьезно поражен грибком. Пострадали пол, стены, историческая живопись.
Концертный зал продолжает список царскосельских объектов, нуждающихся в реставрации. Павильон, построенный в 1782-1788 годах, является одной из самых ранних работ великого архитектора Джакомо Кваренги. Архитектурное оформление фасадов и интерьеров выдержано в традициях строгого классицизма. К фасадам примыкают два портика, один из которых украшен ротондой, перекрытой куполом. На стенах ротонды установлены пять барельефов мифологического содержания, выполненные скульптором Михаилом Козловским. Сюжетом для центрального барельефа скульптору послужил античный миф об Орфее, на других барельефах изображены аллегорические женские фигуры с атрибутами искусств и музыкальными инструментами.
Внутри здания расположены центральный зал и два небольших кабинета. Стены помещений отделаны искусственным розовым и серым мрамором, украшены пилястрами, скульптурными медальонами и живописными панно. Мозаичный пол конца II – начала III века н.э. с изображением мифа о похищении Европы был специально привезен из Италии в конце XVIII столетия.
Изначально предназначенный для летних камерных концертов, зал обладает уникальной акустикой. В советское время здесь тоже проводились концертные мероприятия, но совсем иного характера, нежели во времена императрицы. Павильон в начале прошлого века служил скорее клубом, чем концертным залом. В царских интерьерах располагалась библиотека, в большом зале проходили сельскохозяйственные выставки. Комплексной реставрации в Концертном зале в XX веке не было. Проводились лишь ремонтные работы. Последний ремонт в здании проходил в 1950-1960 годы.
Многочисленные выставки и клубные мероприятия за короткий промежуток времени резко ухудшили состояние павильона. Серьезно пострадал бесценный мозаичный пол. В середине ХХ века Концертный зал закрыли и не возвращались к нему до прошлого года. Творение великого итальянского мастера более 50 лет ожидало реставрации. Средства на восстановление концертного павильона и других объектов музея-заповедника появились только с началом реализации государственной программы подготовки к 300-летию Царского Села. На реставрацию Концертного зала из федерального бюджета предусмотрено более 50 млн рублей.
Работы по восстановлению павильона начались в январе прошлого года. До апреля 2009 года реставраторы планируют полностью восстановить исторический облик шедевра Джакомо Кваренги. Специалисты признаются, что работы на объекте оказались гораздо сложнее, чем ожидалось. Пришли в негодность кровельные и стропильные системы, обрушилась падуга с южной стороны. Из-за многочисленных протечек сильно пострадала штукатурка: осыпалась, местами сгнила. В результате полностью утрачены многие фрагменты живописи.
К настоящему времени реставраторы заменили перекрытия, кровельные конструкции, заново изготовили падугу, укрепили штукатурный слой центрального плафона. Реставрация живописи и декоративного оформления павильона начнется только после того, как будет принята научная концепция. Еще не утвержден исторический колорит живописных композиций, нет точного представления о том, как будут восстанавливаться барельефы на стенах ротонды.
По словам специалистов, в ходе ремонтных работ в советское время барельефы были искажены. Скульптурные женские фигуры с точки зрения реставраторов анатомически были выполнены неверно.
При восстановлении живописи также были допущены небольшие изменения в подборе колеров и составе используемых красок. Так, реставраторы обнаружили, что фрагменты потолочной живописи в ультрафиолете светятся с фиолетовым оттенком. Это говорит о том, что в реставрации применялись титановые белила, которые открыли лишь в начале ХХ века.
После восстановления в павильоне Кваренги вновь будут проводиться концерты. Вместе с архитектурой памятника возродятся и исторические традиции.
Руководство ГМЗ «Царское Село» планирует к 2010 году привести в порядок все объекты дворцово-паркового комплекса. Наряду с Концертным залом сейчас ведется реставрация Зала на острову, Эрмитажа, Эрмитажной кухни. В ближайшее время реставраторы возьмутся за павильон Нижней ванны в Старом саду.
Автор: Марина Голокова
рубрика:
Городская среда
